Урок литературного чтения в 4-м классе по программе Школа-2100 1–4 на тему: Сказки А. С. Пушкина

Цели урока:

  • Научить анализировать художественное
    произведение. Научить видеть особенности жанра
    сказки.
  • Развивать в детях интерес к чтению сказок,
    умение разгадывать замысел автора.
  • Воспитание положительных качеств характера
    личности.
  • Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Сегодня у нас необычный урок с использованием
    мультимедийного оборудования. Ребята! Кто из вас
    умеет работать на компьютере? У кого есть дома
    компьютер? А когда я была в вашем возрасте, я даже
    не видела компьютера. И сейчас мой сын намного
    больше знает о компьютерах, чем я, и лучше умеет
    на нем работать.

    • Почему так получается, что дети становятся
      умнее своих родителей? (Передают опыт от
      поколения к поколению.)
    • Как, происходит передача опыта? (Через книги)

    Если бы не было книг, мы с вами до сих пор
    изобретали бы велосипед. Сегодня на уроке мы не
    только будем читать дивные сказки А.С. Пушкина, но
    и попытаемся разгадать, что хотел сказать автор
    своим произведением.


    2. Подготовка к восприятию нового материала.

    К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф.
    Прочитайте его: “Сказка ложь, да в ней намёк –
    добрым молодцам – урок”.

    • Что такое эпиграф?

    3. Словарная работа.

    Найдите это слово в словаре. (2 человека
    работают со словарём С.И. Ожегова.) В это время
    слушаем предположения детей.

    Я тоже нашла определение эпиграфа в толковом
    словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.
    Шведовой в энциклопедии “Кирилла и Мифодия” на
    диске. Прочитайте его.

    ЭПИГРАФ, – а, м. Изречение (или цитата),
    предпосланное произведению (или его части, главе)
    и сосредоточивающее мысль на его идее.

    4. Проверка домашнего задания.

    • Как вы думаете, кто автор нашего эпиграфа? Это
      один из тех людей, изображённых на экране. Вы,
      узнали этих писателей? (Александр Сергеевич
      Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Василий
      Андреевич Жуковский)
    • Что объединяет этих людей? (сказочные
      произведения)


    5. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы будем говорить о сказках А.С.Пушкина.
    Именно он автор слов, отражающих идею нашего
    урока.

    • Какие сказки Пушкина Вы читали? Посмотрите на
      экран. Какие сказки вы знаете, но их нет на экране?

    1. “Сказка о царе Салтане”.

    2. “Сказка о рыбаке и рыбке”.

    3. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

    4. “Сказка о попе и работнике его Балде”.

    • Что общего во всех названиях?

    Сравним с названиями русских народных сказок.

    Почему слово “сказка” повторяется?
    (Подчёркивает сказочность “сказка – ложь…”)


    6. Работа в тетрадях.

    В рабочих тетрадях на стр. 42 сравним русские
    народные и сказки Пушкина. Что заметили? Какой
    вывод сделаем? Кто, привил любовь к сказкам
    Пушкину? (Арина Родионовна). С августа 1824 года по
    сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в селе
    Михайловском, где и написал свои сказки.

    7. Работа над знанием текста.

    Теперь мы узнаем, как внимательно вы читали
    сказки, запомнили ли детали?



    Внимание на экран. Из какого, произведения эти
    строки? (“Сказка о попе и работнике его Балде”)

    Игра “Угадай, кто сказал?”

    • “Ладно. Не будет нам обоим накладно.

    Поживи-ка на моём подворье,

    Окажи своё усердье и проворье.”

    • “Знаю средство, как удалить от нас такое
      бедство…”
    • “Да вот верёвкой хочу море морщить

    Да вас, проклятое племя корчить”.

    • “Здравствуй, Балда-мужичок;

    Какой тебе надобен оброк?”

    • “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”

    (Поп, Попадья, Балда, Бесёнок, Балда.)

    8. Словарная работа.

    Какое новое слово вам встретилось? Полба-
    разновидность пшеницы каша из неё.

    9.Работа творческой группы.

    Ответить на вопросы по содержанию сказки, как в
    игре “Кто хочет стать миллионером” (6 человек)
    Приложение 1

    В это время весь класс играет в игру “Угадай,
    кто сказал?”.

    10.Физминутка.

    Проверяем работу творческой группы. Если ответ
    правильный – встали, если нет – сели.

    11.Анализ художественного произведения.

    Какие герои положительныё? Какие –
    отрицательные? Кто победил? Какие качества
    характера высмеивает автор? Сталкивались ли вы с
    такими людьми в жизни? Вернёмся к эпиграфу.
    Найдите сказочность, чему нас учит автор?
    Сделайте вывод.

    12. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

    Переходим к следующему произведению.
    Посмотрите на слайд, отгадайте героев сказки,
    переставляя буквы. (Сказка о рыбаке и рыбке)

    • Абрык.
    • Тасхару.
    • Тасрик.

    Сейчас проверим, как вы знаете эту сказку. Цифровой
    диктант.
    Учитель задаёт вопросы, а дети
    записывают на листочках, если согласны 1, если нет
    0. (Приложение 2.) Обменялись листочками, проверили
    ответы с экраном. Да-1. Нет-0

    Взаимопроверка: 100 100 100

    13.Анализ художественного произведения.

    Какие герои положительныё? Какие –
    отрицательные? Кто победил? Какие качества
    характера высмеивает автор? Сталкивались ли вы с
    такими людьми в жизни? Вернёмся к эпиграфу.
    Найдите сказочность, чему нас учит автор?
    Сделайте вывод.

    14.Инсценировка художественного
    произведения.

    Отгадайте сказку, в названии которой 19 слов.

    (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
    прекрасной царевне Лебеди ”) Посмотрите
    инсценировку начала сказки, которую подготовили
    ребята.

    15.Анализ художественного произведения.

    Почему Пушкин выбрал такие имена? (подчеркнул
    сказочность). Как характеризуется царь?
    Зачитайте отрывки из текста. Вернёмся к эпиграфу.

    Сделайте вывод.

    16.Итог урока.

    Понятен ли вам замысел Пушкина? Чему учат нас,
    его сказки? Перечислите особенности жанра
    сказки. На следующем уроке мы продолжим работу
    над “Сказкой о царе Салтане…”.

    17.Выставление оценок.

    Дети делятся мнениями об уроке.

    Приложение




    Следующий: