Урок литературного чтения в 4-м классе по программе Литературное чтение В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова

Цели:

  1. Обобщить полученные знания по разделу
    “Чудесный мир классики”.
  2. Развивать творческие способности обучающихся.
  3. Воспитывать чувство коллективизма,
    ответственности за свои ответы в команде.

Оборудование:

презентация “Чудесный мир
классики”, кроссворд, костюмы для
инсценировки, эмблемы команд, “Родная речь”
учебник для 4 кл. нач. шк.В 2 ч. Ч.1 Сост.
Л.Ф.Климанова. – М.: Пр. – 2006.

Ход урока.



1. Вступительное слово учителя.

  • Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет
    посвящён “Чудесный мир классики”. (Название
    раздела записано на первом слайде.) Для игры мы
    разделились на две команды. (Учитель сам делит
    детей на команды с учётом их способностей и
    подготовки.)
  • Итак, у нас получились две команды и для
    удобства мы расположились за двумя большими
    столами. (Столы нужно подготовить заранее.)

  • 2.Приветствие команд.

    • Вы уже убедились, что мир классики чудесен.
      Сегодня на нашей игре мы подведём итоги: что дали
      вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам
      поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и,
      конечно, знания.
    • А что такое КВН? Вот и вы сегодня должны быть
      весёлыми и находчивыми.
    • На нашей игре присутствуют две команды.
    • Приветствие команды “Наливное яблочко”.
    • Приветствие команды “Детство”.

    3.Конкурс “Биография”.

    • Дайте определение слову “биография”.
    • Какими источниками вы пользовались при
      выполнении данного задания.
    • Знаете ли вы из какого языка пришло к нам это
      слово? Вот какое понятие нам даёт “Краткий
      словарь иностранных слов”, составителем
      которого является С.М.Локшина?

    Биография – ( био + гр.grapho пишу) – жизнеописание;
    чей- либо путь.

    “Краткий словарь иностранных слов”/
    Составитель С.М.Локшина,1979. – 49 с.

  • Задание 1.Определите, о ком идёт речь в
    данном отрывке текста.
  • 1.Именно в детские годы возник у него замысел
    сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках
    няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не
    только рассказанной, прежде всего для детей, но и
    задуманной ещё ребёнком, записанной юношей.
    Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни
    очень мало.

    2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не
    помнил когда научился грамоте. И сочинял он,
    конечно по-французски, как отец. В семь – восемь
    лет – после того, как его раз взяли на спектакль к
    Юсуповым, – он вдруг увлёкся сочинением комедий.

    3.И вот в один день мне говорят, что “ приехал
    твой дедушка, отец твоей мамы”. – “Где же он?” –
    спрашиваю я. В ответ слышу: “Он внизу, на кухне”.
    Спускаюсь вниз и вижу:

    Он сидит на кухне и беседует с нашей кухаркой…
    Он остановился поговорить с обычной женщиной,
    мимо которой обычно проходили, не удостаивая её
    своим вниманием.

    4.Семья писателя была талантливой русской
    семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке,
    пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил –
    стали впоследствии писателями; брат Николай был
    превосходным художником, Иван – выдающимся
    педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий
    его друг, – художница.

    5.Когда собирались соседи, устраивались танцы, и
    раза два в год был домашний спектакль; бабушка
    была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и
    веселились, и нам было у неё очень весело.

    Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с
    Мишелем в Москву, для его воспитания.

    • Задание 2. Определите, чьи портреты вы видите на
      слайдах.


    4. Конкурс “Поэтический”.



  • Только по одной строке вам нужно назвать
    полностью имя автора, название стихотворения. (По
    очереди каждой команде.)
    1. “И молния грозно тебя обвивала…” (“Туча”.
      А.С.Пушкин)
    2. “Вскормлен грудью облаков…” (“Дары Терека”.
      М.Ю.Лермонтов)
    3. “Глянь в забытые ворота…” (“Няне”. А.С.Пушкин)
    4. “И редкий солнца луч, и первые морозы…”
      (“Унылая пора”. А.С.Пушкин)

    5. Конкурс “Сказочный”.

    • В этом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из
      изученного раздела по пословице и доказать
      отрывками из текста. (Пословицы записаны на
      слайде.)

    Где счастье плодиться, там и зависть родится.

    Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся.

    Хотя с нуждой, а добился чести.

    Живи добрее, будешь всем милее.

    Чем крепче дружба, тем легче служба.


    6.Конкурс “Разгадай кроссворд”.

    • Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный
      в учебнике на с. 137 – 138, ответить на последний
      вопрос к нему.
    • Получилось слово прозаическая.

    Что же такое проза. Какими источниками вы
    пользовались? Проза – нестихотворная
    литература, в отличие от поэзии.

  • Какие сказки А.С.Пушкина вы читали? Прочитайте
    понравившийся отрывок из “Сказки о мёртвой
    царевне и семи богатырях”.

  • 7.Конкурс “Здравствуй, басня!”

  • В чём необычность басен Л.Н.Толстого?
  • Какова мораль басен?
  • Выражена ли она в его произведениях?
  • Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам
    автор?
  • Задание. Инсценировка басен Л.Н.Толстого.

    Команда 1. – “Белка и волк”.

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на
    сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
    Белка стала просить:

    - Пусти меня.

    Волк сказал:

    - Хорошо я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего
    вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас
    смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

    Белка сказала:

    - Пусть меня прежде на дерево, я оттуда тебе
    скажу, а то я боюсь тебя.

    Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда
    сказала:

    - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость
    сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и
    никому зла не делаем.

    Команда 2. – “Волк и собака”.

    Худой волк ходил подле деревни и встретил
    жирную собаку. Волк спросил у собаки:

    - Скажи, собака, откуда вы корм берёте?

    Собака сказала:

    - Люди нам дают.

    - Верно, вы трудную людям службу служите?

    Собака сказала:

    - Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по
    ночам двор стеречь.

    - Так только за это вас и кормят? – сказал волк.
    Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам,
    волкам, трудно корма достать.

    - Что ж, иди, – сказала собака. – Хозяин и тебя
    так же кормить станет.

    Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить.
    Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у
    собаки на шее шерсть стёрта.

    Он сказал:

    - А это у тебя, собака, отчего?

    - Да так, – сказала собака.

    -Да что так?

    - Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так
    вот и цепью стёрло немного шерсти на шее.

    - Ну, так прощай, собака, – сказал волк. – Не
    пойду к людям жить. Пускай не так жирён буду, да на
    воле.


    8. Подведение итогов игры. Рефлексия.

    Пока жюри подводит итоги, мы с вами определим,
    понравился ли сегодняшний конкурс.

    • Из каждой пары предложений выберите подходящее
      высказывание для вашей команды.

    Нам понравился конкурс, потому что…

    Нам не понравился конкурс, потому что…

    Лучший конкурс в игре КВН был…

    Неудачным конкурсом в игре КВН является…

  • Жюри награждает команды.
  • Презентация




    Следующий: