Урок литературного чтения в 4-м классе по образовательной модели Гармония. Тема: Сергей Есенин. С добрым утром

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,15 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Трудно переоценить значение чтения
стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над
лирикой на уроках литературного чтения в школе.
При изучении лирических произведений происходит
развитие таких читательских качеств как
воображение, мышление, память, а также
эмоциональной сферы. Лирика оказывает сильное
воспитательное воздействие на личность читателя
или слушателя. Поэтому очень важны приобщение к
поэзии в детстве и правильная организация
процесса восприятия лирических текстов в
начальной школе.

Специфика лирических произведений
такова, что именно при их изучении на уроке
должна царить атмосфера свободы, импровизации,
творчества, простор для личностной читательской
интерпретации текстов. Восприятие лирического
произведения субъективно и зависит от
открытости и искренности всех участников
учебного диалога, даже от их настроения.

Главными задачами изучения лирики
являются:

  • организация эмоционального читательского
    восприятия текста и сопереживания лирическому
    герою;
  • формирование умения воссоздавать картины,
    нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания
    образа – переживания в лирике, о средствах
    художественной изобразительности и
    выразительности, умения находить их в тексте и
    воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу
    передачи личного восприятия текста, своих
    представлений и переживаний.

Как же решаются эти задачи на уроках
чтения лирических произведений? Какой же должна
быть методика анализа этого самого трудного для
анализа лирического текста?

Я хочу предложить свой вариант анализа
поэтического текста, соотнесённый с психологией
его восприятия, с работой не столько интеллекта,
сколько воображения.

Задачи урока:

Формирование читательских умений
по работе с поэтическим текстом; активизация
“вдумчивого чтения”.

– Формирование умения понимать
изобразительно-выразительные средства языка
(эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и
их роль в художественном произведении.

– Расширение словарного запаса,
уточнение лексического значения слов, поиски
слова точного и выразительного.

– Развитие способности выразительно
читать поэтический текст, передавать слушателям
эмоциональное состояние; развитие образного и
логического мышления, воссоздающего и
творческого воображения.

Оборудование к уроку:

– учебник по литературному чтению для
4 класса “Любимые страницы” О. В. Кубасовой часть
3;

– аудиозаписи музыкальных
произведений:

Э. Григ “Утро”; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2.
Фрагмент.

– 1/2 листа акварельной бумаги, кисти,
акварельные краски (у учащихся).

– Смарт доска.

– компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется
дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!


2. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы продолжим
путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?

Дети. Поэзия – это стихи. Это
произведения, написанные стихами.

У. Прочитайте предложения. Как вы их
понимаете?

Предложения записаны на доске:

Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.

У. Что теперь вы скажете о
поэзии?

Д. Поэзия – это красота.

У. Замените в предложениях
слово “поэзия” словом “красота”.

Д. Красота летнего утра.
Красота золотой осени.
Красота родной природы.

У. Молодцы! Сколько значений
слова “поэзия” мы знаем? Какие?

Д. Мы знаем два значения.
Поэзия – стихи, произведения написанные стихами.
Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря
С. И. Ожегова)


3. Подготовка к восприятию текста.

У. Я приглашаю вас, не выходя
из класса, совершить небольшое виртуальное
путешествие.

СЛАЙД № 1

Звучит музыка Эдварда Грига “Утро”.
На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга,
фотографии раннего утра.

У. Какое время суток
запечатлели авторы на этих фотографиях?

– Как вы догадались, что это утро?

– Все ли фотографии были одинаковые?
Чем они различались?

– Как в русском языке называются те
явления природы раннего утра, которые мы с вами
сейчас наблюдали?

Д. Рассвет. Восход. Заря.

У. Кто из вас когда-нибудь
наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь
своими словами описать увиденное вами.

У. Десятки раз многим из нас
приходилось видеть восход солнца и всегда перед
нами рождается новый прекрасный мир. Послушайте,
как описал в своих стихах пробуждение природы
Сергей Александрович Есенин.

СЛАЙД № 2


4. Первичное восприятие текста.

Выразительное чтение текста
стихотворения учителем наизусть.

Сергей Есенин “С добрым утром!”


5. Проверка первичного восприятия текста.

У. Красивое стихотворение?

– Какие строчки вам запомнились,
понравились больше всего?

– Удалось ли вам представить в своём
воображении тот прекрасный момент пробуждения
природы, который описал в своём стихотворении
Сергей Есенин?

– Давайте попробуем нарисовать всё,
что представилось. Для этого ещё раз перечитаем
стихотворение.


6. Чтение и анализ содержания и изобразительно
– выразительных средств языка в стихотворении.

У. Прочитайте стихотворение
самостоятельно.

Дети читают стихотворение.

У. Как движется взгляд поэта:
что он видит в природе в начале и в конце
стихотворения?

Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие
звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю,
он видит речную заводь, в которой отражается
блеск звёзд.

2 строфа – взгляд поэта обращён на
берёзки, которые еле колышут своими ветками под
лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги,
где “горит” роса серебристым светом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт
видит крапиву, которая покрылась перламутровым
блеском и качается под утренним ветерком.

У. Поэт охватывает взглядом
весь мир – от поднебесья до “заросшей крапивы”,
которая путается под ногами; он изображает
картину просыпающейся природы.

У. Почему стихотворение,
которое называется “С добрым утром!” начинается
со слов “задремали”?

Д. Утро начинается с того, что
звёзды уходят, они задремали.

У. С какого звука начинаются
все слова в первых двух строчках? В чём его
особенность?

Д. Со звука [з]. Когда его
произносишь, то язык дрожит, и слова получаются
дрожащими, робкими.

Он помогает представить, как блестят
исчезающие звёзды, и играет свет в “зеркале
затона”. Утро только вступает в свои права.

У. Как вы понимаете значение
слова “затон”?

СЛАЙД № 3

Работа со значением слова “затон”

У. С чем сравнивается затон?

Д. С зеркалом. Поверхность
такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо.

У. Прочитайте следующие две
строчки. Есть ли в словах эти же звуки?

Д. В словах “брезжит” и
“заводи” есть, а потом этот звук пропадает,
потому что солнце восходит.

У. Как вы понимаете значение
слова “брезжит”?

СЛАЙД № 4

Работа со значением слова “брезжит”

У. А если я изменю слово в
третьей строке и скажу: “Льётся свет на заводи
речные” что при этом изменится?

Д. “Льётся свет” так можно
сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а
сейчас свет только пробивается, именно
“брезжит”.

У. В каком темпе следует
читать эту строфу?

Д. Медленно. Всё только-только
просыпается.

У. Обратите внимание, с каких
слов начинается каждая строка в первой строфе?

Д. Глаголы: задремали,
задрожало, брезжит, румянит.

У. Как вы думаете, почему поэт
нарушает порядок слов в предложениях и ставит на
первое место глаголы?

Д. Для того, чтобы показать
движение, пробуждение жизни.

У. Прочитайте следующие две строфы и
понаблюдайте, как поэт изображает это
пробуждение жизни? С помощью каких слов
одушевляет явления природы?

Д. Поэт изображает мир живой,
просыпающийся. С помощью слов “улыбнулись
сонные берёзки”, “растрепали шёлковые косы”,
“шепчет шаловливо” автору удалось создать
образ живой природы.

У. На кого похожи берёзки?
Крапива?

Д. Берёзки похожи на
улыбающихся и растрёпанных со сна девушек.
Крапива изображена кокетливой
красавицей-шалуньей.

У. С помощью каких средств
художественной выразительности это достигается?

Д. С помощью эпитетов и
олицетворения.

У. Какие согласные звуки
повторяются в этих строчках? Зачем поэт их
повторяет?

Д. Повторяются звуки [с] и [ш].
Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка,
еле слышного.

У. С какой интонацией нужно
читать эти две строфы?

Д. Ласково, любуясь.
Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую
строфу.

У. А как нужно читать
последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на
то, как вы читаете название стихотворения?

Д. Нет, интонация будет
разной. Последняя строчка – это шёпот крапивы,
нужно передать её характер.


7. Подготовка к выразительному чтению.

Учащиеся самостоятельно готовятся к
выразительному чтению.


8. Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся читают стихотворение друг
другу в парах, оценивают.

Далее 2-3 человека (по желанию)
исполняют стихотворение перед всем классом.

Аплодисменты.


9. Словесное рисование и музыкальное
иллюстрирование.

У. Какие краски вы выберете
для иллюстрации к этому стихотворению?
Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите
цветовые эпитеты.

Дети читают стихотворение и отмечают
следующие эпитеты: “золотые”, “румянит”,
“зелёные”, “серебряные”, “перламутром”.

Д. В иллюстрации нужно
использовать яркие, разноцветные, праздничные,
блестящие краски.

У. Какую музыку вы подобрали
бы к этому стихотворению?

Д. Нежную, тихую. Вначале
мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой
и радостной.

Учитель предлагает прослушать
фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена
Ноктюрн № 2.

У. А теперь попробуйте
передать настроение стихотворения с помощью
красок.

Учащиеся на ? листе акварельной бумаги
закрашивают “лучики” в виде цветовых полос.
Работают под музыку.

Затем “лучики” прикрепляются к
солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее
настроение класса (цвета).


10. Обобщение.

У. Как вы думаете, кому
обращены последние слова стихотворения: “С
добрым утром!”

Дети высказывают свои предположения.

СЛАЙД №5

У. Поэт – человек
наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на
одинаковое, способен видеть разное и особенное,
глядя на незаметное и привычное, обнаруживать
замечательное. Сегодня на уроке мы любовались
красотой летнего утра вместе с С. А. Есениным.
Спасибо всем за работу на уроке!


11. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение “С
добрым утром!”

Приложение

Следующий: