Урок литературного чтения в 4-м классе. П. П. Бажов. Серебряное копытце


Задачи:

  1. продолжить знакомство с жизнью и
    творчеством Павла Петровича Бажова,
    проверить знания произведения Бажова
    “Серебряное копытце”;
  2. совершенствовать навык беглого чтения;
    обогащать словарный запас; развивать
    внимание учащихся; учить составлению
    портретной характеристики героев;
    раскрыть понятие сказа как эстетического
    жанра литературы, выявить его
    особенности в сопоставлении со сказкой;
  3. воспитывать чувство внимания друг к
    другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова,
    В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
  • портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации
    к сказу “Серебряное копытце”,
  • компьютер,
  • ММ проектор,
  • экран,
  • диск,
  • исследовательская работа: “Олени”.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

-Какое
было домашнее задание?

А)Подготовиться выразительно читать
вторую часть по ролям.

Кокованя-

Дарёнка-

Серебряное копытце-

Автор-

Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.(
выборочный пересказ)

Задание на карточке.

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой
______________ передней ноге______________ копытце.
Ростом он не выше __________ стола, ножки
_______________, головка ____________. А рожки у козлика
на _____________. Шерстка у него летом _________________, а
зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .

В) — Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное
копытце”.

Давайте проверим, насколько вы хорошо
знаете текст. Тест по карточкам.

- Как звали отца Даренки?

А) Григорий

Б) Георгий

В) Гаврила

- На какой ноге у козлика серебряное
копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

- Кошка Муренка была

А) белая

Б) серая

В) бурая

- Сколько раз Серебряное копытце
показался Даренке?

А) 1

Б) 2

В) 3

- На покосном ложке люди еще долго
находили камни. А большинство камней
какого цвета?

А) голубого

Б) розового

В) зеленого

Г) Беседа об оленях.

- Что же это за такой удивительный козлик,
которого охотник Кокованя хотел просто
увидеть, а не застрелить, как других
обыкновенных, козлов? (рисунки)

- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?

-А что говорил про рога Серебряного
копытца?

А теперь посмотрим внимательно на эти
изображения.(изображения козлов и оленей)

Видите, ветвистые рога, о которых
говориться в сказе Бажова, на самом деле
бывают у оленей. Видимо козлами их называют
в той местности, где происходит действие
сказа. Так что мы теперь выяснили , что
Серебряное копытце – олень, а не козлик.
Найдите абзац, где Кокованя рассказывает
Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о
Серебряное Копытце всегда с рожками. (
Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то
его не разглядишь…”

Это ещё одно доказательство того, что
герой сказа – олень, ведь олени меняют рога.
Видите, как интересно! )

Д) Исследовательская работа “Олени”.

3. Работа с текстом

А) Выборочное чтение.

- Рассмотри иллюстрации к тексту.

Какие моменты изобразил художник на
иллюстрациях.

- Подбери и прочитай соответствующие
фрагменты текста.

Б) Обобщающая беседа после чтения.

- Как вы думаете, почему козлик Серебряное
Копытце показался именно Дарёнке и
Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

Уральские рабочие добывали в горах
драгоценные камни. А искусные мастера
делали из них украшения, шкатулки, другие
предметы удивительной красоты. (см. Приложение
1)

- Какие они были по характеру?

Г) Задание на карточке.

Какие по характеру были Кокованя и
Дарёнка. Подчеркни.

Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые,
мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные,
дружные.

- Вспомните, какой была старуха в “Сказке
о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

(жадной, алчной)

- Мог ли козлик показаться такой старухе?

- А кому из девочек – героинь сказки
Одоевского “Мороз Иванович” мог бы
показаться козлик Серебряное копытце?
Почему? Объясните.( целую горсть серебряных
пяточков, на память бриллиант косыночку
закалывать).

Д) Далее выполняем задание. (запись на
доске)

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную
формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта
обязательно будут вознаграждены.

Е) Физкультминутка.( под музыку “Лесной
олень”)

-

Пусть быстрая оленья упряжка помчит
нас в тундру, упражнение “Олени”.

- Представьте себе, что вы олени. Поднимите
руки над головой, скрестите их, широко
расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали
твердыми.

Посмотрите: мы — олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют
прыжки)

4. Сравнение сказки и сказа.

А) беседа

- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка,
Серебряное Копытце)

- Как они связаны в сказе? ( У них один язык,
они понимают друг друга. Оба окружены
тайной).

- А где ещё мы встречаемся с волшебными
героями? ( В сказке)

- Чем похожи сказка и сказ?

- Как вы поняли, какое самое главное
отличие сказки от сказа?

( Сказка – вымысел, а сказ основан на
реальных событиях. Сказы повествуют о
событиях прошлого, настоящего, участником
которых был сам рассказчик.)

Б) Работа с карточками.

Определи: чем отличаются друг сказка и
сказ. Отметь отличия.

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с
элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и события

Главная тема- жизнь и быт рабочих
Урала



Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера,
добытчики

Есть волшебные предметы

Есть сказочные герои и события

Рассказчик

Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о
необыкновенных событиях и приключениях. (В
сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на
народные предания и легенды, повествование,
ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые
реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика – человека из
народа.

Волшебство и таинственность –
неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои — добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо
произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.



Подведение итогов.

- А теперь давайте вернёмся к главному
герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел
увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал
встретиться с настоящим чудом)

5. Беседа о личности писателя.

Осенью 1889 года десятилетнего мальчика
Павла Бажова увозят в Екатеринбург для
получения образования. Провожая внука в
дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя,
учись порядком, слушай, что учителя говорят.
Не шали! Наше дело – не барское. С потовой
копейки учить тебя отец с матерью
собираются. Ты это помни!”

- Как вы поняли выражение “ потовая
копейка”?

- Какой наказ дед дал внуку?

- Каким человеком, по-вашему, был автор
уральских сказов Павел Бажов.

Объясните.

6. Итог урока.



- Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел
Петрович Бажов. В одном из них говориться: “
Работа – она штука долговековая, человек
умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами
нет уральского сказочника, а работа его — “штука
долговековая” — осталась, и до сих пор
читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый
сказочник Бажов для этого и писал свои
книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас
захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть
мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам
захотелось беречь мир, ту природу, в которой
мы живем.

7. Домашнее задание.

Прочитать с.182- 193, рассказать
понравившийся отрывок.

8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Появилось ли желание прочитать другие
сказы Бажова?

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3
цветных кружка-камушка. А на доске
изображение покосного луга. Если вам после
сегодняшнего урока захотелось узнать
больше о сказах Павла Петровича Бажова,
приклейте зеленый камушек, если вы на уроке
работали хорошо, но могли бы лучше,
приклейте жёлтый, а если испытывали
трудности, то – красный. Давайте все вместе
полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными
камнями.




Следующий: