Урок литературного чтения в 4-м классе на тему Зачем нужна поэзия?

Цели:

  • формировать у учащихся культуру восприятия
    поэтического слова;
  • пробудить интерес к стихотворной речи;
  • развивать эмоциональную отзывчивость,
    способность почувствовать с помощью слова поэта
    удивительную красоту родной природы и в то же
    время ее хрупкость, ранимость.

Оборудование:

тексты стихотворений для
анализа, портреты поэтов, пейзажные картины.

Ход урока

1. Введение в тему

– Ребята, прочитайте слова на доске:

Рассказ, сказка, стихотворение, повесть, роман.

– Что общего между этими понятиями? (Это жанры
литературных произведений.)

– На какие две группы их можно разделить? (Проза
и поэзия.)

– Любите ли вы читать стихотворения? Скажите,
чем стихотворения отличаются от прозы? (Ритм,
рифма.) Для кого и для чего создаются
стихотворения? Ведь в обыденной жизни,
разговаривая друг с другом, мы не говорим в рифму.
Зачем же нужна поэзия? (Ответы учащихся.)

– Чтобы лучше понять, зачем нужны
стихотворения, мы совершим путешествие в
удивительный мир – мир поэзии.


2. Изучение нового материала.

– Чтобы нам лучше понять мир поэзии, обратимся
сначала к другому виду искусства –
изобразительному. Рассмотрите репродукцию
картины художника И. И. Левитана. (Перед учащимися
репродукция картины И. И. Левитана “Золотая
осень”.) Какой период осени на ней изображен?
Почему вы так думаете? Какие краски использует
художник для своей картины “Золотая осень”?

– А вот как поэты увидели и почувствовали
осенние изменения в природе. Послушайте отрывок
из поэмы
И. А. Бунина “Листопад”.

Анализ стихотворения:

– Какое настроение вызывает у поэта осень?
(Ощущение красоты, торжественности, покоя и
легкой грусти.)

– Перечитаем описание леса. С чем
сравнивает поэт лес? Почему? Какие краски увидел
поэт в осеннем лесу? Какие эпитеты создают
радостное настроение?

– Может ли картина И. И. Левитана быть
иллюстрацией стихотворения Бунина? Почему?

– Обратимся снова к стихотворению. Какие
строки вызывают у нас чувство легкой грусти? Как
вы думаете, почему поэт назвал осень тихой
вдовой? (Вдова – женщина, потерявшая мужа. Она
чаще всего немолода. Когда кругом праздник, она
тиха, задумчива. Вот и осень – пора увяданья –
напомнила поэту такую женщину. Но, несмотря на
легкую грусть, осень в этом стихотворении яркая,
праздничная.)

– Вспомните строки А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

– Современных поэтов красота осенней природы
тоже не оставляет равнодушными. Послушайте стихотворение
А. Дементьева “Нет ничего прекрасней русской
осени…”
.

Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен, и тих.
Давно скворцы дома свои забросили
И где-то с грустью вспоминают их.
Ступает осень тихо по земле.
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
На небе звезд спокойное мерцанье.
От злых ветров реку бросает в дрожь.
И сбились в стаю лодки на причале…
И только лес божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали.

– Понравилось ли вам стихотворение? Какое
настроение передает поэт? С помощью каких
художественных средств передается настроение
торжественности и грусти? (Учащиеся находят
эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.)

– В каких строках выражена главная мысль
стихотворения? Согласны ли вы с поэтом? Нравится
ли вам золотая пора осени?

– Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз
сковывает землю, закрывает ее белым пологом.
Деревья в лесу стоят по колено, а то и по пояс в
снегу. Зимнее солнце не согревает землю, а,
кажется, еще больше холодит ее, и снег ярко
блестит под его лучами. Совсем как на картине И.
Грабаря “Февральская лазурь”. Рассмотрите
репродукцию картины. Что на ней изображено? Какое
настроение создает картина? Почему?

– А сейчас обратимся к поэтическому слову.
(Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева
“Чародейкою Зимою…”
).

– Понравилось ли вам стихотворение? Уже в
первой строчке начинается сказка. Как поэт
называет зиму? Подберите синонимы к слову
чародейка.

– Чародейка Зима однажды взмахнула своей
ледяной волшебной палочкой, и вот лес стал…
Найдите эпитеты, которые передают его состояние.
(Околдован, очарован, опутан, окован.)

– Какие звуки повторяются в этих словах? Как
называется это изобразительно-выразительное
средство? Для чего поэт использует звукопись?
(Усиление ощущения колдовского покоя.)

– Почему автор говорит о лесе не мертвец и не
живой
? Какие слова, стоящие рядом, помогают
ответить на этот вопрос? Это слова сном
волшебным.
Лес безмолвен, неподвижен, он спит
до весны, когда его разбудит солнце.

– Какие метафоры использует поэт для
описания зимнего леса? (Под снежной бахромой,
легкой цепью пуховой.)

– Чем картина Грабаря созвучна
стихотворению Ф. И. Тютчева?

– А какой русский поэт тоже называл зиму
волшебницей? (А. С. Пушкин: “Идет
волшебница-зима…”).

– Послушаем стихотворение А. С. Пушкина “Вот
север, тучи нагоняя…”. (Ученик читает
стихотворение.)

– Неистощима фантазия поэтов в описании
волшебной русской зимы. Сегодня мы познакомимся
с творчеством нашего вятского поэта Константина
Владимировича Дрягина (1891 – 1950).

Константин Владимирович Дрягин родился в Вятке
в семье священника. Начальное образование
получил в Вятском духовном училище. В 1911 году
сдал экзамены в Петербургский
историко-филологический институт. После учебы К.
В. Дрягин преподавал в Вятском учительском
институте. В 1934 году ему было присвоено звание
профессора по кафедре русской литературы. К. В.
Дрягин известен как поэт, участник нескольких
поэтических сборников.

– Послушайте стихотворение К. В. Дрягина
“Падают, падают бабочки снежные…”

Падают, падают бабочки снежные,
Звезды узорные, хрупкие, нежные;
В сером зените
Скользя там и тут,
Белые нити
Плетут.
Белые нити скользят серебристые, ?
Белые, чистые нити лучистые.
Нити в тумане,
В лучистой пыли
Белые ткани
Плетут для земли.
Землю одели парчою хрустальною,
Словно невесту – фатою венчальною.
Ласково-нежно
Белью безбрежной
Покрыты поля.
В пологе снежном
Заснула земля.

– Чем необычно описание зимней природы в
стихотворении К. В. Дрягина? Какие новые эпитеты,
метафоры, сравнения он использует для создания
прекрасного и волшебного образа русской зимы?

– Поэты любуются красотой зимней природы и
учат нас замечать эту красоту. Чуткой душой они
ощущают малейшие изменения в природе, раньше
других чувствуют приближение весны. (Ученик
читает стихотворение Ф. И. Тютчева “Еще земли
печален вид…”
)

– Как вам кажется, о каком месяце идет речь в
стихотворении? Вероятно, о марте. Весны еще нет.
Но какие приметы ее скорого прихода называет
поэт? Как вы понимаете строку “А воздух уж
весною дышит”
? (Воздух слегка нагревается под
теплым солнышком, налетает легкий ветерок. Лес
оживает.)

– Перечитаем конец стихотворения:

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

– Как вы понимаете последнюю строку? Какую
картину представляете себе? (Весеннее солнце на
ярко-голубом небе. Природа радуется наступлению
зимы.)

– Как называется это
изобразительно-выразительное средство?
(Олицетворение.)

– Просыпается природа от зимнего сна.
Появляются первые весенние цветы. Какие из них вы
знаете? Вы, конечно, видели прекрасный весенний
цветок ландыш. Опишите его.

– На что похожи цветочки ландыша. С чем бы вы их
сравнили?

– Попросим помочь нам поэта, ведь в
стихотворениях поэт часто обращает наше
внимание на скрытую красоту, подмечает загадки
природы. Послушаем стихотворение

С. Маршака “Ландыш”.

– О чем это стихотворение? Какова его главная
мысль?

– Найдите слова, которыми С. Маршак рисует
ландыш. (“Жемчужины”, “круглые бубенчики”,
“колокольчики весны”.)

– Как называются эти средства? (Метафоры.)

– Найдите в стихотворении строки, в которых
говорится, что цветок живет и даже растет.

– Какие эпитеты использует поэт?

– Как вы понимаете: счастливая тоска? Что
это значит?

– Мы познакомимся с еще одним выразительным
средством оксюморон. Подберите синонимы к
слову счастливая (радостная), к слову тоска
(грусть). Счастье – грусть (антонимы). Что хотел
сказать автор словами: “И всю счастливую тоску
он отдал первому цветку”
? Почему тоска?
(Природа истосковалась по первому цветку,
счастье переполняет лес.)

– Оксюморон – соединение противоположных по
смыслу слов. Например: “пышное природы
увяданье”.

– Какое чувство, настроение выражено в
стихотворении “Ландыш”? (Восхищение красотой
цветка, радостное удивление перед чудом природы.)

– Если вы увидите в лесу ландыш, вспомните это
прекрасное стихотворение, и будем надеяться, что
ваша рука потянется не за тем, чтобы сорвать его,
а чтобы защитить, спасти.

– Видите, как прекрасна природа в любое время
года. И человек, который умеет видеть ее красоту,
радоваться ей, каждый день открывает в ней что-то
новое. Поэт хорошо знает жизнь птицы и зверя,
понимает их душу и умеет по следам в лесу
представить и рассказать целую историю.

– Послушайте такую историю в стихотворении И.
А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги…”

(Чтение стихотворения.)

– Что вас более всего взволновало при слушании
стихотворения?

– Какая картина представляется при чтении
первой строфы? (Темный ельник, белоснежная
равнина снега, на котором видны глубокие следы, и
самого оленя.)

– Представьте себе оленя. Какие слова особенно
помогают его описать? (Могучий, тонконогий, к
спине откинув тяжкие рога.) Очень красив олень,
как прекрасна природа, которая его окружает.

– Попробуем, внимательно перечитав следующие
строфы, представить и рассказать случай в лесу.
(Олень сначала спокойно пасся в ельнике. Он много
“натоптал тропинок” ? аллитерация:
повторяющиеся т и п словно позволяют нам
представить переступание тяжелых копыт,
оставляющих глубокие следы. И вдруг – прыжок!
Что-то случилось. Деталь в следующих строках:
сбитые рогами ветки – помогает представить
оленя, стремительно убегающего от собачьей
погони.

– Внимательно перечитаем последнюю строфу.
Какие слова заставляют верить, что олень уйдет от
погони? (Легко, бешено, в избытке свежих сил, в
стремительности радостно-звериной.) Олень красив
и могуч, и мы верим, что сильный и красивый зверь
не может не спастись.

– Какое чувство звучит в этой строфе? (Радость.)

– Найдите строку, в которой выражена главная
мысль. (“Он красоту от смерти уносил”.) Как вы
понимаете эти слова?

– Прекрасен олень, как прекрасна вся природа,
как прекрасна жизнь. Поэт и мы радуемся, что
красота ушла от смерти. Но, кроме радости, в
последних словах чувствуется и тревога: ведь
иногда красоте не удается спастись! Убитый зверь,
сорванный цветок, загубленное деревце,
растоптанный муравейник – разве это не
уничтожение красоты? И не всегда природа может
постоять за себя. Часто она нуждается в нашей
защите, нашей помощи. Вот какие мысли вызывает
маленькое стихотворение.


3. Подведение итогов урока.

– Итак, ребята, зачем нам нужна поэзия?

Поэзия учит людей видеть красоту окружающего
мира, открывает им души других людей, цветов и
деревьев, делает человека добрее и красивее,
передает ему чувства любви и сострадания ко всем
живым существам.

Поэзия – великое чудо. Но открывается оно, как и
чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а
только человеку умному и доброму, чуткому,
внимательному. Постараемся же стать такими.

Следующий: