Урок литературного чтения в 4-м классе: Н. Н. Носов. Федина задача


Цель:

формирование представления о понятиях
«сатира» и «юмор», умения различать эти
понятия.

Задачи:

  • Показать их назначение и отличие.
    Совершенствовать технику чтения.
  • Развивать самостоятельную аналитическую
    работу, нацеленную на решение поставленных
    вопросов.
  • Воспитывать культуру речи, стремление
    избавляться от своих недостатков.
  • Оборудование:

    • Портрет Н.Н.Носова
    • Выставка его книг
    • Грамзаписи с произведениями Н.Н.Носова
    • Таблица с понятиями «Сатира», «Юмор».
    • Детские рисунки- иллюстрации к прочитанным
      произведениям Н.Н.Носова.
    • Иллюстрация — плакат к рассказу «Федина
      задача».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Тема, цель урока.



    - Мы продолжаем путешествие по страницам
    детской литературы. Остановимся на творчестве
    Н.Н.Носова. Яна и Лариса приготовили сообщение о
    Н.Н.Носове.

    III. Сообщение о Н.Н.Носове.

    Яна:

    В 1957 году один авторитетный
    международный журнал произвел подсчет — какие из
    русских писателей чаще всего переводятся на
    другие языки. Получился список, в котором третьим
    - вслед за М. Горьким и А.С. Пушкиным — оказался
    детский писатель Николай Носов.

    Лариса:

    Николай Николаевич Носов не сразу
    стал профессиональным писателем. К тридцати
    годам он успел освоить множество профессий -
    газетного торговца, чернорабочего, землекопа,
    косаря, возчика бревен… Потом учился в Институте
    кинематографии в Москве, ставил
    научно-популярные и учебные кинофильмы. Многое
    видел, многое знал и умел. И пользовался своими
    обширными знаниями и богатым жизненным опытом
    при написании книг для ребят.

    Яна:

    И еще один, очень важный момент. Все книги
    Носова наполнены юмором - веселым,
    доброжелательным изображением героев в смешном
    виде. Открывай любую страницу - без улыбки, а
    то и неудержимого смеха читать невозможно.
    Проведите эксперимент (то есть опыт):
    спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они
    книги Николая Носова. В ответ человек
    обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод
    из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой
    семейки» или сказки «Бобик в гостях у
    Барбоса»…

    Лариса:

    А поскольку «взрослых» книг Носов не
    писал, так и останется он в памяти читателей «чистокровным
    детским юмористом».

    IV.

    Викторина по произведениям Н.Н.Носова.

    - Многие произведения Носова вы читали раньше.
    Сейчас посмотрим, как хорошо вы их помните.



    (Прослушивание по грамзаписям отрывков из
    произведений Н.Н.Носова: «Фантазеры», «Мишкина
    каша», и др. и отгадывание названий
    произведений).

    V. Демонстрация рисунков-иллюстраций.

    - Понравились вам книги Носова? Почему?

    VI. Самостоятельное чтение.

    Да, действительно, книги Н.Носова смешные. А
    раскрыть тайну смешного в литературе поможет
    статья на странице 170. (Читают)

    - С какими понятиями вы встретились в этом
    тексте?

    - Что такое сатира и юмор?

    -Чем отличается сатира от юмора?

    -Кого называли «чистокровным детским
    юмористом»?

    -Почему Н.Носов не обижался, когда его называли
    сатириком?

    VII. Постановка проблемного вопроса к теме.

    - Прочитайте задание после текста «Путешествия
    14″???

    - Что нужно определить, читая рассказы Носова,
    Сотника, Драгунского и др.?

    Вот на этот вопрос: «Юмористическое или
    сатирическое произведение»? вы ответите после
    чтения «Фединой задачи»?

    VIII. Словарная работа

    .

    -Во время чтения вы столкнетесь с трудными, на
    мой взгляд, словами.

    Кафтан

    - русская старинная мужская
    долгополая верхняя одежда.

    Титулярный советник

    — в царской России
    чиновник 9 класса.

    В море полудённом

    — в море в середине, в
    полдень.

    IX. Чтение текста.

    Работа над текстом.

    Какому литературному жанру отнесем это
    произведение? Почему?

    Какой это рассказ: сатирический или
    юмористический? Почему?

    Понравился вам Федя? Почему?

    Как вы думаете, автор всё выдумал или подобная
    история могла быть на самом деле?

    5. Как вы думаете, зачем Н.Носов сочинил такой
    рассказ? (Чтоб дети смеялись над своими
    недостатками, избавились от них).

    X.

    Работа по картинкам в учебнике.

    Рассмотрите рисунок в учебнике. К какой части
    рассказа её можно отнести?

    Чем Федя занят на этом рисунке?

    Что происходит с Федей на этом рисунке?

    Что бы вы посоветовали Феде, чтобы впредь с ним
    такого не случилось?

    Очень часто в различных жизненных ситуациях мы
    пользуемся пословицами. Через какую пословицу вы
    выразили бы свой совет Феде?

    Делу время — потехе час.

    За двумя зайцами погонишься ни одного не
    поймаешь.

    Кончил дело — гуляй смело.

    Почему?

    XI. Вывод урока



    - Что вы взяли для себя из этого рассказа?

    Согласны вы с ним, что «Носов — чистокровный
    детский юморист»?

    - Нужны ли ребятам его сатирические рассказы?
    Для чего?

    (Они помогают увидеть недостатки и избавиться
    их).

    XII

    . Домашнее задание. Продолжайте читать
    книги Н.Н.Носова, все они поучительные.
    Посмотрите их достаточно в нашей библиотеке.

    (Работа с выставкой книг)




    Следующий: