Урок литературного чтения в 4-м классе. Моделирование на уроках литературного чтения

В своей практике на уроках литературного
чтения использую метод моделирования.
Использование данного метода предполагает
ввести систему заместителей. Модель можно
вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение
можно сочетать с практической деятельностью. Это
позволяет проанализировать произведение более
наглядно и доступно. Чтобы произвести
композиционный анализ произведения использую
блок-схему. Например, рассказ Е. Пермяка «Пичугин
мост».

Сема Пичугин -> речка Быстрая -> Мосток ->
Мечты -> Мостишко -> Мост.

Соответствует ли эта модель построению
рассказа?

Приходим к выводу: последовательность частей
рассказа нарушена. Восстановим композицию. Далее
задаю вопросы, уточняющие понимание текста, учу,
что в тексте важно каждое слово, оно несет
частицу авторского замысла. В ходе анализа
приходим к созданию новой блок-схемы:

Мостишко -> Мосток -> Мост.

Она и несет важный смысл рассказа: большое
доброе дело вырастает из маленького полезного
дела.

О чем заставил нас задуматься автор? Объясните
смысл пословицы: «Жизнь дана на добрые дела».
Рисуем и обсуждаем рисунки мостишко, мосток,
мост.

К пониманию идеи произведения ведет работа над
образом героя (героев). Тогда выстраиваем
модель-описание. В процессе обсуждения возникает
проблемный вопрос.

Для раскрытия авторского замысла использую
модель-рассуждение, модель-сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор,
экран, детские рисунки, цитаты о книге на доске

«К книгам, в которых живёт дух
великих людей, обращаемся мы за советом,
развлечением и утешением, в радости, в горе, в
богатстве.» С. Смайлс.

«Книги — корабли мысли,
странствующие по волнам времени и бережно
несущие свой груз от поколения к поколению.» Ф.
Бэкон.

Программное обеспечение: презентация
(Приложение 1).

Цели:

  • продолжить работу над данным произведением,
    отрабатывая навыки выразительного чтения,
    подвести к пониманию идеи текста составлением
    схемы модели — описания образа героя;
  • развивать мышление, умение делать выводы,
    активизировать внимание, память, речь;
  • воспитывать интерес к чтению, умение работать в
    группе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

II. Сообщение темы и целей урока. Актуализация
знаний.

Учитель: Сейчас мы разделимся на две команды.
Каждая команда должна из данных слов собрать
одно слово.

(Слайд 2)

1-я команда — еж, бар, Заря, рубеж, раб, жена,
буря, арбуз, жар: (Зарубежная)

2-я команда — литер, лира, тур, тир,
тара, ура, лар, аул, ар, аут ( литература)

Учитель: Проверяем, что у вас получилось.

Следующее задание: Угадайте, из какого
произведения этот отрывок?

(Слайд 3)

«Однажды я отправился в дальнее плавание на
большом голландском корабле. Вдруг в открытом
океане на нас налетел ураган, который в одно
мгновение сорвал у нас паруса и поломал все
мачты. Одна мачта упала на компас и разбила его
вдребезги. Всем известно, как трудно управлять
кораблём без компаса. Мы сбились с пути и не
знали, куда мы плывём».

Учитель: Соотнесите произведение с его автором.
( В одном столбике — авторы, в другом — названия
произведений).

(Слайд 4)

Соотнесите название произведения с его
автором.


Джонатан Свифт «Приключения барона Мюнхгаузена»
Эрих Распе «Русалочка»
Ганс Андерсен «Путешествия Гулливера»

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились со всеми
заданиями. О чем мы будем говорить? (Ответы детей)

Сегодня мы должны ответить на главный вопрос
этого произведения: «Кто же он — барон
Мюнхгаузен и какой он?»

В этом нам поможет схема модель — описание
героя, которую мы начали составлять на прошлом
уроке и должны продолжить.



(Мюнхгаузен ——— хвастлив ——любит
путешествовать ——:..)

III. Проверка домашнего задания и повторение.

Учитель: Вчера мы прочитали один рассказ барона
Мюнхгаузена.

Вспомните и выберите правильный ответ:

(Слайд 5) На чём висел конь барона Мюнхгаузена?

а) на доме

б) на колокольне

в) на крыше

(Слайд 6) На каком острове совершал прогулку
барон Мюнхгаузен?

Андреева Алина Станиславовна, учитель
начальных классов

а) молочный

б) хлебный

в) сырный

Учитель:

Дома вы прочитали рассказ барона «Сырный
остров».

Понравился вам рассказ?

На чём путешествовал барон Мюнхгаузен?

О каких чудесах нам рассказал барон?

Перед вами ваши рисунки об этих чудесах.

Расположите их в той последовательности, как
рассказывал Мюнхгаузен и зачитайте отрывок,
который соответствует этому рисунку.

(Слайд 7) 1 рисунок — (молочная река, сырный берег,
растёт виноград)

2 рисунок — (трёхногие люди)

3 рисунок — (деревья с печёным хлебом и
пряниками)

4 рисунок — ( орлиное гнездо, больше дома)

IV. Физминутка.

Учитель: А сейчас мы немного отдохнем

(Слайд 8)

Вверх ладошки. Хлоп! Хлоп!
По коленкам — шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!

V. Работа по произведению.

Учитель: Какой же он барон Мюнхгаузен?

Любит путешествовать, правдив — уже выделили.

Попробуем из этого рассказа выбрать авторские
слова, характеризующие героя. (ответы детей)

Таня, Лена, Оля, Антон читали и другие истории
Мюнхгаузена. Они сейчас расскажут, а вы назовёте
слова, характеризующие героя.

(По ходу работы составляется модель описания
героя)

У нас в гостях сам барон Мюнхгаузен. Послушаем,
что же он хочет сказать о себе? (

(В роли Мюнхгаузена один из учеников,
рассказывает историю)

(Слайд 9) Мюнхгаузен ———— любит
путешествовать ———— правдив ———-
гостеприимный ——— находчивый ———- ловкий
———- скромный ———- не любит лжи

Учитель: Мы составили модель описания героя, а
теперь давайте сделаем вывод.

Так кто же он?

(Слайд 10)

Выдумщик — Лжец

Фантазёр — Обманщик

(Высказывания ребят).

Учитель: А сейчас проверим

(Слайд 11) Лжец — лгущий, скрывающий истину

Обманщик — может ввести в заблуждение, сказать
неправду, поступить недобросовестно

Выдумщик — человек изобретательный, ловкий на
выдумку

Фантазёр — человек, который любит
фантазировать, мечтатель

(Словарь : :.. Ожегова)

Учитель: Почему же это произведение можно
считать выдумкой, фантазией?

( Такого человек совершить никак не может).

VI. Итог.

Учитель: Именем Мюнхгаузена везде называют
людей, приписывающих себе фантастические,
невероятные подвиги, которых человек совершить
не может.

Мы прочитали рассказы из книги Э.Распе о
приключениях кого?

(Фантазёра, выдумщика барона Мюнхгаузена)

Понравились вам эти рассказы?

Учитель: Заканчивая наш урок, хочу обратить
ваше внимание на цитаты, помещенные на доске.

VII. Домашнее задание (Слайд 12).

Учитель: А это вам послание — задание от барона
Мюнхгаузена:

Придумайте и запишите рассказ невероятного
приключения.

VIII. Рефлексия.

Учитель: С каким настроением уходите с урока?

Какое задание понравилось больше всего?

Список используемой литературы:

  • Голованов «Родная речь». Учебник по чтению для
    учащихся начальной школы. Книга 3, часть 2, — М:
    Просвещение, 1999
  • С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь
    русского языка», Москва, 1999
  • Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», -
    Новосибирск: ВО «Наука», 1993



  • Следующий: