Урок литературного чтения в 4-м классе Кир Булычев. Путешествие Алисы


Цели урока:

  • ознакомить с жизнью и творчеством
    писателя-фантаста К.Булычева;
  • заинтересовать учащихся его
    произведениями;
  • познакомиться с отрывком из повести «Путешествие
    Алисы»;
  • учить анализировать поступки героев;
  • составлять картинный план;
  • пересказывать текст по картинному плану

Оборудование:

  • выставка книг К.Булычева;
  • выставка рисунков;
  • мультфильм «Тайна третьей планеты»;
  • проектор;
  • компьютер;
  • презентация (Приложение
    1)

Ход урока



№ п/п

Структура урока и
деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд презентации

I

Организационный момент

Звучит музыка из м/ф

II

Введение в тему. Актуализация знаний

1

Просмотр видеоматериалов из
мультфильма «Тайна третьей планеты»

Показ отрывка из мультфильма

2

Вступительная беседа

- Ребята, кто из вас знаком с этим м/ф?

- Кто его главный герой?

- Что вы о ней знаете?

- Кто из вас смотрел о ней фильм?

- Кто написал историю об Алисе
Селезнёвой?

Алиса Селезнёва

Она из будущего, любит животных, её
папа – космобиолог, директор
космического зоопарка – изучает и
собирает животных по всей галактике

Кир Булычёв

Слайд 1

Слайд 2

3

Рассказ учителя о писателе

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь
Всеволодович Можейко) родился в Москве

(18 октября 1934г)

Арбатский мальчишка Игорь Можейко
всегда чем-нибудь увлекался. Совсем
маленьким обожал рассказы о
разведчиках и пограничнике Карацупе. В
десять лет захотел стать художником и
даже поступил в художественную школу.
Правда, проучился он там недолго —
заболел, много пропустил, а потом
побоялся вернуться обратно. Наверное,
Игорь сильно переживал и обижался на
маму за то, что не уговорила, не
настояла, но вскоре у него появились
новые увлечения, совершенно другие —
геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать,
жить в палатке, делать научные открытия»
.
Воображая себя исследователем
амазонской сельвы, он вдоль и поперёк
исходил Подмосковье. Он прилежно
изучал книги Ивана Ефремова о
палеонтологических экспедициях в
пустыню Гоби, собирал обширные
коллекции минералов и, конечно,
представлял себя настоящим геологом с
мужественным лицом и обветренными
руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в
геолого-разведочный институт, однако
случилось так, что по комсомольской
разнарядке Можейко направили в
Московский институт иностранных
языков, и, окончив там переводческий
факультет, он попал на работу в далёкую
азиатскую страну — Бирму…

Порой молодому переводчику казалось,
что он очутился в каком-то сказочном
мире. Из окна гостиницы ему были видны
тысячи древних буддийских храмов.
Перед рассветом они становились
голубыми, фиолетовыми и какими-то
воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко,
вернувшись на родину, поступил в
аспирантуру при Институте
востоковедения АН СССР и в 1966 году
защитил диссертацию о средневековой
Бирме на тему «Паганское государство».

Начались исследования, работа над
монографиями. Жизнь вроде бы
собиралась идти по накатанной колее, но…
В то же самое время у Можейко
подрастала дочка Алиса. Она не слишком
интересовалась историей Бирмы, но ей
очень хотелось, чтобы папа, позабыв про
дела, рассказал ей что-нибудь
совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь
Всеволодович с удовольствием принялся
придумывать фантастические истории о
девочке из XXI века, которую, как и
собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка,
с которой ничего не случится» увидели
свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир
приключений». А вскоре произошла одна
занятная история с журналом «Искатель»,
печатавшим детективы и фантастику. В
редакции этого славного издания
случилось как-то настоящее ЧП. Перед
самой сдачей материалов в типографию
решено было не публиковать один из
иностранных фантастических рассказов.
Однако, как нарочно, обложка
готовящегося номера с иллюстрацией к
этому рассказу была уже отпечатана. С
обложки на расстроенных сотрудников
редакции уныло смотрел сидящий в банке
крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал
объяснений, и несколько человек, спасая
положение, решили написать по
фантастическому рассказу, лучший из
которых назавтра должен был попасть в
сборник. В неожиданном конкурсе принял
участие и учёный-востоковед Игорь
Можейко. Он честно просидел всю ночь за
машинкой, а утром принёс в редакцию
своё сочинение. Рассказ, придуманный
Можейко («Когда вымерли динозавры?»),
показался сотрудникам самым удачным, и
его срочно вставили в выпуск. Но как
подписать столь непредвиденное
творение? «Игорь Можейко» — вроде
неудобно. Всё-таки историк, учёный, а
тут динозавры какие-то в банках. «Имя
жены плюс девичья фамилия матери»,

решил автор и написал под рукописью «Кир
Булычёв». Так и появился один из самых
популярных современных фантастов.

Как бы там ни было, факт остаётся
фактом: серьёзный историк Можейко
начал писать «несерьёзную» фантастику.
И, видимо, занятие это ему очень
понравилось, потому что вслед за
первыми коротенькими рассказиками,
положившими начало историям «про Алису»,
появились настоящие «большие» книги: «Девочка
с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978),
«Миллион приключений» (1982), «Непоседа»
(1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А
однажды Алиса Селезнёва даже стала
кинозвездой — были написаны сценарии
мультипликационного фильма «Тайна
третьей планеты» и пятисерийного
художественного фильма «Гостья из
будущего». И каждая новая встреча с
девочкой из XXI века вызывала и у
читателей, и у зрителей бурный восторг.

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять
только про Алису. Его перу принадлежит
великое множество совсем других,
совершенно не похожих друг на друга
книг: ироническая эпопея про
захолустный городок Великий Гусляр и
его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый»
цикл про космического доктора
Владислава Павлыша и ещё многое-многое
другое…

При этом Игорь Всеволодович не
оставлял и своих научных занятий.
Одновременно с фантастом Булычёвым
неустанно писал свои труды историк
Можейко. Он выпустил несколько
монографий, научно-популярные книги «7
и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185
год. Восток-Запад». А ещё — защитил
докторскую диссертацию по теме «Буддизм
в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у
Игоря Всеволодовича хватало на всё
времени и сил. Впрочем, нет, времени как
раз не хватало, и фантаст Булычёв
вместе с историком Можейко больше
всего на свете мечтал о том, чтобы хоть
как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003
года после продолжительной болезни в
возрасте 69 лет. До своего юбилея он не
дожил 1,5 месяца.

По произведениям Кира Булычёва сняты
фильмы.

Короткометражные фильмы.



Мультфильмы.

Телевизионные фильмы и спектакли.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

Ответы детей

Слайд 9

Он мечтал стать геологом, а стал
писателем-фантамстом.

Он получил признание государства,
читателей.

Его книги издавались и издаются, так
как стали любимыми произведениями не
только детей, но и взрослых.

А в Интернете можно найти его
официальную страницу.

Слайды 10-18

III

Физминутка

Проводят дети

IV

Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие
Алисы»

1

Техника чтения

Восемнадцать

Девятнадцать – на девятнадцатом

Космокатер*

Иллюминатор*

Кают-компания*

Развевалась

Отсек*

Обыкновенные

Существо — существование

Прочитывают , дают толкование слов(*)

2

Первичное чтение по цепочке

Читаем по цепочке

Читают цепочкой

V

Физминутка

Проводят дети

VI

Работа над текстом

1

Беседа по содержанию повести

- О каком приключении Алисы вы
прочитали?

- В чём необычность, фантастичность
всего произошедшего?

- От чьего имени ведётся рассказ?
Докажите.

- Что вы думаете о рассказчике? Какой у
него характер?

- Как герои отнеслись к истории с
кустиками вначале? Изменилось ли их
отношение потом? Объясните

- Охарактеризуйте Алису. Какой она
была?

Ответы детей

2

Работа на карточках (задание 6, стр. 157)

Положите перед собой карточки.
Прочитайте и подумайте, какие слова
пропущены в тексте?

Читают, выполняют

- Какой приём использует автор? Как
ему в этом помогают сравнения?

- Подумайте, изменилось бы что-нибудь
в произведении, если бы автор не
использовал приём олицетворения?

Приём олицетворения

3

Рассматривание выставки рисунков

Рассмотрите рисунки к тексту.

Рассматривают, соотносят с
содержанием

4

Выборочное чтение (по сюжетам
рисунков)

Найдите к ним отрывки из текста.

Зачитывают отрывки, подходящие к
рисунку

VII

Составление картинного плана

1

Выбор рисунков для составления
картинного плана

Составляют картинный план (работа в
группах)

2

Установление последовательности
рисунков

Расположим рисунки в порядке
следования событий. У нас получился
картинный план

Отчет групп. Составление картинного
плана на доске

VIII



Пересказ по картинному плану от имени
Алисы

1

Пересказ текста по картинному плану
от имени Алисы

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Перескажем текст от имени Алисы

Дети пересказывают текст от имени
Алисы

IX

Итог урока

1

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы детей

2

Захотелось ли прочитать книгу целиком?

Рассматривание выставки книг Кира
Булычева

3

Нравится ли вам фантастическая
литература?

4

Произведения каких писателей-фантастов
вы читали?

Ответы детей

X

Домашнее задание (по выбору)

1

Перечитать отрывок, краткий пересказ

карточка

2

Подготовить рассказ о самом любимом
фантастическом произведении

карточка

3

Нарисовать иллюстрацию на
космическую тему, рассказать о своем
рисунке

карточка




Следующий: