Урок литературного чтения в 4-м классе Е. Шварц. Сказка о потерянном времени

Цель:

  • Выяснить, какие «уроки» преподает автор в этой сказке.
  • Учить выявлять литературные средства, с помощью которых автор «преподавал» эти «уроки».
  • Развивать речь, обогащать активный словарь детей.
  • Развивать умение работать в группах.

Место урока в системе уроков: второй урок по данному произведению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Так говорил А.С. Пушкин. А Е.Л. Шварц об этом говорил так: (Цитата вынесена на мультимедийную доску). Приложение 1.

Сегодня на уроке мы будем извлекать «уроки» из «Сказки о потерянном времени», «читать» меж строк то, что хотел нам «во весь голос» сказать Евгений Львович – это для души, для сердца. А для становления вас как читателей мы попробуем догадаться, с помощью каких средств он этого добился.

2. Проверка домашнего задания. Ребята отвечают на следующие вопросы:

  1. Почему произведение названо сказкой?
  2. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
  3. Одинаково ли было поведение детей? Чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете в группах и заполните таблицу:

Петя.

Остальные ребята.

Предполагаемые ответы детей:

Петя.

Остальные дети.

Переживал

Не волновались

Действовал.

Вели себя беспечно.

Объединил всех ребят.

Бездействовали.



Учитель. С помощью каких приемов и средств автор помогает нам понять, что поведение ребят было таким, как вы указали в таблице?

Ответы детей. Автор описывает поведение ребят, их движения, игры. Е. Шварц использует внутренний монолог героев, находит «словечки» для характеристики мальчиков: например, «колбасник».

3. Работа по рядам. По предложенным заголовкам найти границы частей сказки.

  • 1 ряд: Петя – старик.
  • 2 ряд: Поиск ребят.
  • 3 ряд: Превращение в детей.

4. Поиск. Найдите мысли (открытые – цитаты и скрытые), которые автор хотел донести до читателей.

Ответы детей.

  • 1 ряд. Всему свое время. Настоящие старики – мастера. Не работал – пенсии не заслужил.
  • 2 ряд. »Человек, который понапрасну теряет время, стареет». Кто понапрасну теряет время, не замечает, как стареет. От любого несчастья может спастись человек.
  • 3 ряд. Дворники, очищая дороги, сберегают людям время. Отстал, опоздал, не успел – ни на что не годен. Стыдно принимать незаслуженные почести.

5. Учитель. Вспомните пословицы, которые могут подойти к данной сказке.

Ответы детей. Делу – время, потехе – час. Минута час бережет. Сделал дело, гуляй смело. Всему свое время.

6. Итог урока. Учитель. Давайте вернемся к цитате, которую мы читали в начале урока. Почему жанр сказки может помочь «во весь голос сказать»?

Прочитайте вторую цитату на мультимедийной доске и скажите, чему говорит «нет» Е.Л. Шварц? Приложение 2.

Ответы детей: Лени, безответственности, несобранности.

7. Рефлексия. Чему научились? Что понравилось? В чем испытывали затруднения?




Следующий: