Урок литературного чтения в 4-м классе для детей с ЗПР по учебнику О. В. Кубасовой Любимые страницы

Цели.

  • Продолжить знакомство с познавательной литературой, расширять исторические знания и представления обучающихся‪ о космосе.
  • Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать умение отвечать на поставленные вопросы, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения.
  • Способствовать формированию нравственных качеств, здорового образа жизни.
  • Корректировать внимание, логическое мышление, память учащихся.

Оборудование.

  • Фонограмма песни «Земля в иллюминаторе».
  • Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. В 3 частях. Часть 3. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. – 256 с.: ил. – ISBN 5-89308-075-0
  • Таблицы.
  • Портреты космонавтов и учёных.
  • Иллюстрации из книги В.Синицын. Первый космонавт: Изд – во «Малыш» Москва, 1981 – 80 с .
  • Звёздочки двух цветов (белого и голубого).

Ход урока

1. Орг. момент. (2 мин.)

– На чем может отправиться путешественник? (Ответы детей).

– Высоко в вечернем небе лопаются ракеты. Разноцветные звезды – красные, зеленые, желтые – повисают букетами и медленно опадают. Эту древнюю забаву придумали на Востоке 1000 лет назад. Бамбуковые трубки набивали порохом, поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх.

– Что? Летать на ракете? Не говорите глупостей. Какой же сумасшедший вздумает летать на бочке с порохом? Такой разговор можно было услышать в начале ХХ века. Тогда первые неуклюжие самолеты только пытались подняться в воздух, вертолетов не было. Но в провинциальной Калуге никому в то время неизвестный учитель физики уже решал задачу о полете к звездам. Учителя звали Константин Эдуардович Циолковский. (Портрет учёного.)

– Посмотрите, вот у меня в руках воздушный шарик. Как с его помощью можно показать принцип работы ракеты? (Ответы детей.)

– Шарик нужно надуть, зажать отверстие, а затем отпустить. Шарик вырвался и улетел. Он полетел по той же причине, по какой взлетает ракета. Воздух вырывается из шарика и отбрасывает его от себя.

– Давайте и мы отправимся в космос.

– Зажигание! (– Есть зажигание!)
– Объявляется готовность №1.( – Есть готовность №1.)
– Начинаю отсчет: (5, 4, 3, 2, 1, “пуск”!)

Песня на мотив «Голубой вагон».

Мы в космическое путешествие
На ракете полетим сейчас.
Трудные вопросы и задания
Ожидают на планете нас.

Припев:

Эврика! Эврика! Архимед произнес,
Сделав открытие важное для нас.
Станем мы умными, сильными, смелыми,
Новые открытия будут и у нас.

(Рисунок 1. На стартовой площадке.)

2. Сообщение целей урока.

На уроке литературного чтения мы должны показать, как умеем мыслить, говорить, читать, общаться. (На доске таблица.) (Рисунок 2.Подъём! Старт космического корабля «Восток».)

3. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

– А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание. На прошлых уроках мы познакомились с текстом. Вспомните название текста. (На доску прикрепляется таблица с названием текста).

– Вспомните содержание текста и восстановите пункты плана по порядку. (Обучающиеся выполняют задание.)

Великая судьба.
Вдали от людей.
Жизнь в семье.
Монастырская жизнь.
Русь в опасности.

–А теперь посмотрим, кто самый внимательный.

– Самое главное качество Сергия Радонежского? Выбери правильный ответ.

  • жадность
  • скромность
  • лживость

(Ученики поднимают руки и исправляют ошибки.)

– Кем был Сергий для всей Руси? Собери слово. Лемчиуте

– Кем был Сергий для князей? ромицемтвор

– Чего все просили у святого, от великих князей до простых крестьян?

  • Денег
  • машину
  • совета
  • милостыню

– Кто захотел напасть на Русь в то время, когда жил Сергий Радонежский? хан …

– Имя мудрого князя, выигравшего эту битву и прозванного Донским? 5-я буква алфавита

(Рисунок 3. Отделение первой ступени ракеты – носителя.)

 4. Подготовка к восприятию. (4 мин.)

 (На доске ׃ Когда, зачем и почему? Познавательная литература.
В.Губарев. В открытом космосе.)

– Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему «космос».Впереди всегда идут мечтатели. Они были во все времена. Это и Аристотель – философ и мудрец Древней Греции, и писатель Жюль Верн, и народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею. И калужский учитель Константин Эдуардович Циолковский, который создал проект межпланетного корабля. (Рисунок 4. Схема межпланетного корабля К.Э.Циолковского.)

 – Потребовалось ещё 50 лет развития науки и техники, чтобы эти идеи воплотить в жизнь. И малоизвестный инженер Аполлон Аркадьевич Цимлянский, родившийся в России, который свои первые опыты провёл в Царском селе. Это тепловая пушка, о ней позднее писатель Алексей Толстой расскажет в знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина». По заданию партии Цимлянский отправляется далеко до начала Великой Отечественной войны в Германию и работает в лаборатории атомной физики, но осознав нечеловеческие планы фашистов пытается вернуться на Родину, но это ему не удаётся и тогда он исчезает, инсценировав свою смерть. На Родину он так и не вернётся. Но конструкторские идеи нашего учёного, совершив путешествие по чужим странам, вернулись на Родину.

Датой рождения космической эры считается 4 октября 1957 года. В этот день космическая ракета, преодолев земное притяжение, вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, как и сегодня, среда, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»12 апреля отмечается очередная годовщина полёта человека в космос. То, что случилось в 1961 году было огромным достижением человечества, и в первую очередь для нашей страны, так как ещё не прошло и 16 лет после чудовищной по своим разрушениям Великой Отечественной войны. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева. (Портреты Гагарина и Королёва.)

– Что происходит в первом полёте человека в космос? Послушайте сообщение ученика.

  • Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Всё вокруг стало легче. И руки, и ноги, всё тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакреплённые предметы – карандаш, блокнот – как бы плавают. А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняла форму шариков, они свободно перемещались в пространстве.

Что видит в первом полёте человек в иллюминатор? Послушайте сообщение ученика. (Рисунок 5. Вид Земли с космоса.)

  • Наша планета выглядит примерно так же, как при полёте на реактивном самолёте на больших высотах. Отчётливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей. Я видел облака и лёгкие тени их на далёкой милой Земле, совершенно чёрное небо и на нём яркие звёзды. Солнце тоже удивительно яркое.(Рисунок 6.Отработала вторая ступень. Сброшен головной обтекатель.)

5. Упражнения на отработку техники чтения. (4 мин.)

– Проведём речевую разминку.

  • Дыхательная гимнастика «Беседа инопланетян».
    И. п. – сидя.
    Вдох через нос; на выдохе произносить звук «м – м – м », слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.
  • Скороговорка.

– Читаем скороговорку каждый до запятой по цепочке, а последние две строчки все вместе.

Языком не расскажешь,
так и пальцем не растычешь,
нечего руками рассуждать,
коли Бог ума не дал,
речь умом не красна,
а если язык шепеляв,
то и поговори скороговорочку за скороговорочкой,
нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить,
и тогда заговоришь,
словно реченька зажурчишь.

  • Интонационная разминка.

– Прочитайте текст, соблюдая знаки препинания.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.



– Прочитать стихотворный текст, соблюдая знаки препинания. (На конце каждой строки стоит вопросительный знак.)

– Прочитать стихотворный текст, соблюдая знаки препинания. (На конце каждой строки стоит восклицательный знак.)

  • Чтение слогов. Разночтение.

Прочитать вместе.
Прочитать по цепочке.
Первый слог читает учитель, а следующее ученики вместе.

  • Читай правильно:

в 1957году
 «Салют – 6»
день 20 декабря
плюс 150 градусов
минус 150
минут на 20

  • Читай внимательно:

задо’лго
корабль — спутник
околозе’мный
непосре’дственное
происше’дшее
нахо’дится(тся — [ца]
фантасти’ческое
констру’кция
неуклю’жий
комфорта’бельный
миниатю’рный
стыко’вочный
экспериме’нт
перевора’чивается(тся — [ца])
оказывается (тся — [ца])
перемещаться (тся — [ца])

  • Словарная работа. (На доску вывешивается таблица с незнакомыми словами.)

 Лайка — а так же Белка и Стрелка легендарные собаки, первые живые существа, побывавшие в космосе на корабле – спутнике
орбита — путь движения небесного тела, космического корабля.
Байконур - взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли
Вселенная - вся система мироздания, весь мир
бортинженер - специалист с высшим техническим образованием, обслуживающий корабль
атмосфера - газообразная оболочка, окружающая Землю
циклон - вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками
Памир – горная система, расположенная в основном Таджикистане
Кордильеры – горная система земного шара на окраине Северной и Южной Америки
скафандр — специальный костюм для космонавтов
невесомость — состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения
Балхаш — озеров Казахстане
Байкал — озеро в Сибири с пресной водой
радиатор — прибор для охлаждения в двигателях внутреннего сгорания
(Рисунок 7. Космический корабль «Восток» с третьей ступенью ракеты – носителя.)

6. Чтение текста начинает учитель, а продолжают обучающиеся. (10 мин.)

– Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера.)

– О впечатлениях своего полёта в космос рассказывают в статье «В открытом космосе» Юрий Романенко и Георгий Гречко. (Портреты космонавтов.)

(Рисунок 8. Отработала третья ступень ракеты – носителя. Корабль выходит на орбиту.)

7. Физкультминутка. Упражнения для снятия усталости глаз. (1 мин.)

(Один раз упражнение выполнить сидя, второй раз – стоя, лицом к учителю и третий раз – повернувшись к гостям.)

  • Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
  • Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

 (Рисунок 9. Облетев за 108 минут земной шар, космический корабль «Восток» возвращается с орбиты на Землю. Начало торможения .)

8. Беседа по содержанию статьи. (7 мин.)

– Можно ли данный текст назвать познавательной статьёй? Что вы узнали, прочитав её?

– Имена каких космонавтов упоминаются в статье Губарева?

– В чём заслуга Алексея Леонова? (В марте 1965 года Алексей Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля и в течение примерно 20 минут находился в открытом космосе. Вот впечатления человека, который первым побывал в открытом космосе. Солнце. Без лучей, но слепит невозможно: сравнить можно с электросваркой, когда на неё смотришь без очков. А небо чёрное, звёздное. Дух захватило. Всё Чёрное море видно. Кавказ. Слева просматриваются Балканы, Италия, вверху на горизонте – Балтика… Такую красоту до сих пор ни один человек не видел! Ещё запомнил в абсолютной тишине биение своего сердца и шум дыхания. Казалось, это дыхание Вселенной.) (Портрет космонавта А.Леонова.)

– О чём в первую очередь захотели рассказать Романенко и Гречко? (С. 136, первый абзац.)

– Что видит Гречко из космоса? Зачитайте. (С.139 – 140.)

– Какое отношение к космосу имеют животные? Зачитайте первый абзац на с. 135, последний абзац на с. 140.

(Рисунок 10. Отделился приборный отсек. Спускаемый аппарат с космонавтом на борту входит в плотные слои атмосферы. Поверхность корабля нагревается до 10000 градусов. Сравните, вода в чайнике закипает при температуре 100 градусов.)

  • Выборочное чтение. (6 мин.)

– Отличается ли первый костюм космонавта, которым пользовался Алексей Леонов? Зачитайте ответ на с. 137.

– Зачитайте описание скафандра. Абзац на с. 138. (Рисунок скафандра.)

(Рисунок 11. Предусмотрен вариант, когда космонавт вместе с креслом катапультируется из спускаемого аппарата космического корабля «Восток».)

10. Итог. (2 мин.)

Почему автор назвал свою статью именно так?

– Закончи предложение. Достоинства первого космонавта Земли: (беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистовый оптимизм, гибкость ума и любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, большая человеческая теплота и внимательность к окружающим людям.)

– Когда появилась новая профессия – космонавт? (Ответы детей.)

– Славный путь прошла наша космонавтика за это время. Свыше 400 землян побывали уже в космосе. Это первая женщина – космонавт Валентина Терешкова. (Портрет В.Терешковой.)

– На какой улице находится наша школа? (Ответы детей.) Да, наша улица носит имя героя – космонавта Владимира Комарова, погибшего при возвращении на Землю после успешно выполненной программы второго полёта в космос. (Портрет В.Комарова.)

 – Даже по туристической путевке можно полететь, если есть у тебя много – много денег. В начале апреля с Байконура стартовала очередная экспедиция в составе россиян Сергея Волкова и Олега Кононенко, а также первая космонавтка Южной Кореи Ли Со Ен. Она войдёт в мировую историю в качестве 50-й женщины, побывавшей в космосе. (Портреты космонавтов.)

– С какой целью совершаются полёты в космос? (Создана космическая метеорологическая система, которая предсказывает погоду, с космоса ведутся наблюдения за состоянием лесов, на борту станций проводятся различные эксперименты.)

– Наша республика с первых лет освоения космоса к этому имеет непосредственное отношение. На наших заводах изготавливались блоки для бортовой вычислительной техники, делались компоненты для жидкого ракетного топлива, выпускают до сих пор надувные модули, которые разворачиваются на месте приземления космонавтов для первого медицинского обследования и краткого отдыха.

– Наше долгое, но, надеемся, весёлое и познавательное путешествие близится к концу.
Урок мне хочется закончить такими словами:

Вы спешите, ребята в свой класс,
Без учебы дела не пойдут –
Космонавты растут среди вас,
Но без знаний на Марс не возьмут!

Нерешённых проблем, загадок в космосе ещё очень много и эти проблемы решать вам, детям XXI века. (Рисунок 12. Спускаемый аппарат приземляется на парашюте.)

11. Оценивание. (1 мин.)

Звёзды, которые мы видим на ночном небе, различаются по величине. Самые крупные называются голубыми гигантами, а самые маленькие – белыми карликами. Сделайте свой выбор: если вы получили много нового и интересного, то себе возьмите голубую звезду, а если нет – белую звезду.

12. Задание на дом. (Запись на доске.)

  • С. 135 – 137 чтение и пересказ (сильный ученик).
  • С. 138 чтение и пересказ (слабый ученик)
  • С. 138 – 140 чтение и пересказ (средний ученик)



Следующий: