Урок литературного чтения в 4-м классе. А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!


Цели:

  • Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина,
    чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует
    картины осени.
  • Познакомиться с новыми литературными приёмами,
    позволяющие автору передать всю полноту чувств.

План урока

(На слайдах меняются картины осени, и (учитель
в записи читает) звучит стихотворение А. С.
Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне
музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1, Приложение 2).

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8
строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним
стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей
очарованье!”.

– На уроке мы должны:

1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина,
чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует
картины осени.
2) Познакомиться с новым литературным приёмом,
позволяющим автору передать всю полноту чувств.

– Какие знания мы должны получить на
сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать
стихотворение. Познакомиться с новым
литературным приёмом.)

Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем
стихотворение и более пристально рассмотрим
созданные автором лирические образы.

(Читает ученик.)

– Есть ли в стихотворении сюжет или автор
пытался передать нам только настроение? (Преобладает
настроение)

– Как называется произведение, в котором автор
передаёт настроение, состояние души? (Это
лирическое произведение)

– Давайте ещё раз выясним, какова основная
задача лирического произведения? (Основная
задача лирического произведения – передать
чувства).

– Какие чувства передаёт автор? (Чувства
восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).

– Зачитайте строки, где автор выражает свои
чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё
стихотворение.)

– То есть нам пришлось прочитать всё
стихотворение. Свои чувства он выразил, одним
словом ЛЮБЛЮ.

А дальше следует перечисление с повторяющимся
союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и
солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.
Соответственно, нужно выбирать правильную
интонацию перечисления однородных членов
предложения. Всё предложение (однородные члены
даются через запятую) должно быть прочитано на
одном дыхании.

– Прочитайте по себя одно предложение,
состоящее из шести строк с интонацией
перечисления. (читают про себя)

– А теперь прочитаем вслух.

(Читают 2–3 ученика.)

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает
стихотворение про себя и читая обратите
внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают про себя.)

– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы
увяданье.)

– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы
детей.)

Увяданье – само слово
ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.
Но, соединив это слово со словом пышное,
автор получает совершенно другой образ.
– Что значит пышное? (Красивое, яркое,
торжественное.)

– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное
увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)

В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да,
можно.)

– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово,
которое мы мало употребляем? (Багрец.)

(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового
словаря русского языка Дмитрия Николаевича
Ушакова.

Багрец –
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.



– Слово багрец имеет два значения. Какое
значение А.С.Пушкин берёт для своего
стихотворения? (Первое значение – красная
краска тёмного оттенка, багровая.)

– А еще, какое устаревшее слово встретили в
стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,
используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному
произведению? (Они придают таинственность,
сказочность, торжественность – очей очарованье.)

– Давайте прочитаем первую строчку
стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!



– Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень
радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт
совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку
выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает
2–3 ученика.)

– Давайте рассмотрим картины русских
художников, которые также как и Пушкин
восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице
вам даны репродукции картин таких художников,
как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой
порой? (Потому что это пора увяданья природы,
листья опадают, деревья стоят голые, краски
тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей
очарованье? (Потому что это увяданье очень
яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила
цветным ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам,
нравится смотреть на эти с каждым днём
меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья
на деревьях у нас за окном – вот она прощальная
краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим
такого буйства красок.

Прощальная краса. Вот ещё
одно словосочетание.



– Что интересного вы заметили? (Слова не
сочетаются.)

Эти словосочетания содержат в себе
противоречие, но это не просто игра слов, это
литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е.
сочетание несочетаемого.

ОКСЮМОРОН – художественный
приём; сочетание противоположных,
противоречащих друг другу по значению слов в
одном художественном образе. (Например, горячий
снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора,
очей очарованье; прощальная краса, убогая
роскошь – Некрасов; сердцу изведать сладчайшую
боль – А. Блок).

– Вместе хором проговорим это
слово: ОКСЮМОРОН.

Физкультминутка

(Исполняется под музыку.)

– А сейчас представьте одинокий падающий лист.
Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой,
как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах
рукой
).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и
последим глазами за движением листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

– Читаем стихотворение ещё раз про себя и
представляем картину, которую создаёт автор.

(Чтение учащимися про себя)

– Давайте представим образный ряд, выраженный
именами существительными. Назовите их. (Леса,
ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы
угрозы).

– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч,
морозы, зимы угрозы.

– Сейчас один ученик будет читать
стихотворение, а все остальные внимательно
слушают и следят за чтением не по учебнику, а по
той образной схеме, которую мы попытались
создать к данному стихотворению.

(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).


Физкультминутка

(Ещё один способ запомнить стихотворение,
прочитать его при помощи мимики и жестов).

– А сейчас мы с вами попробуем прочитать это
стихотворение при помощи мимики и жестов.

Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к
груди)
Приятна мне твоя прощальная краса – (машем
рукой – имитируем “прощай”)
Люблю я пышное природы увяданье, (развести
руки в стороны, рука вниз)
В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее
дыханье,(вдох)
И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика,
глаза, брови свели)
И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и
первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх,
кулачок с поднятым указательным пальцем).

Ну а сейчас, после такого прочтения
стихотворения, наверное, есть желающие прочитать
это стихотворение наизусть, используя
предложенную схему (схема не мелькает, а
находится на экране вся).

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на
    с.70;
  2. Вырезать осенний лист и на нём:

1-й вариант – написать известное стихотворение
А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно
стихотворение;
2-й вариант – написать самому стихотворение об
осени.


Итог урока

– Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите
лист, на котором вы будете фиксировать ответы
теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.

1. Какие произведения называются лирическими?

а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.

2. Какова основная мысль данного лирического
произведения?

а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.

3. Назовите основной прием, используемый
автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных предложений;
б) наличие большого количества глаголов;
в) наличие однородных членов предложения и
повторяющегося союза И.

4. Что такое оксюморон?

а) прием, заключающийся в замене одного слова
или понятия другим;
б) художественный приём; сочетание
противоположных, противоречащих друг другу по
значению слов в одном художественном
произведении;
в) основной вопрос, поставленный в литературном
произведении.

– Назовите устаревшие слова, используемые
автором в стихотворении.

____________________________________
____________________________________

– Передайте ваши ответы, они будут оценены, но
чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим
тест сейчас (проверка на слайдах).


Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке:

  • поднимите лист зелёного цвета, если вы
    оцениваете свою работу на уроке высоко;
  • поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали
    на уроке хорошо;
  • и лист красного цвета, если вы считаете, что
    работали, не достаточно и могли бы лучше.

– Спасибо за работу на уроке.




Следующий: