Урок литературного чтения в 4-м классе. А. П. Чехов Ванька


Тип урока: ознакомление с новым
материалом

Форма урока: урок-презентация

Цель:

1) учить анализировать текст, видеть идею, смысл
рассказа;

2) формировать навыки беглого, сознательного,
выразительного чтения;

3) развивать эмоционально-чувственное
отношение к действительности, личностное
видение окружающего мира.

Оборудование: карточки по
скорочтению, карточки – настроения для
рефлексии, компьютеры, проектор, экран, записи на
доске, учебники “Литературное чтение” для 4
класса Н.А.Чураковой.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя (эмоциональный
настрой учащихся):

На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа,
творческих дерзаний, предела внимания, хороших,
обдуманных ответов и только отличных оценок.

II. Рефлексия

- С каким настроением начинаем урок?

- Почему?

III. Разминка

1. Тренинг. Расширение угла зрения.

Индивидуально-дифференцированная работа по
карточкам (см.рисунок 1)

“Умейки”, “Почемучки” и “Знайки”.

2. Упражнение “Телетайп”.

- Сколько слов запомнили?



3. Чтение под счет.

IV. Актуализация знаний обучающихся.

1. Какое слово зашифровано на доске?

*.+.-\V?|

*А. –Ч \ Е + П. ?О V Х | В

(А.П.Чехов)

2. Работа с компьютером

На экране демонстрируются слайды презентации
(см. приложение)

V. Сообщение темы.

И снова Москва. И снова крестьянский мальчик,
привезенный из деревни в большой город. И снова
твой ровесник. Барабан времени крутится вперед
от Василия Рогова, сына свободного человека, к
Ваньке Жукову, который жил почти на 100 лет позже
Василия Рогова.

Проблемный вопрос:

Многое ли изменилось в жизни крестьянских
детей через 100 лет, когда в учение отдали другого
“свободного” человека – Ваньку Жукова?

VI. Чтение и анализ произведения

а) Чтение начала рассказа А.П.Чехова “Ванька” в
исполнении Ю.М.Соломина (звукозапись)

Учитель:

- Как вы думаете, о чем мог написать в письме
девятилетний мальчик?

Устное рисование.

Учитель:

- А хотите узнать?



б) Чтение текста по частям с использованием
индивидуально-дифференцированного подхода.

I часть стр.73 со слов: “Ванька перевел глаза на
темное окно…” до слов на стр.74 “Как будто его
перед праздником помыли и потерли снегом”.

Чтение “Разведка”

1. “Знайки”

- Найдите описание внешности дедушки
Константина Макаровича.

2. “Умейки”

- Как автор описывает ночь в деревне?

3. “Почемучки”

- От какого лица ведется повествование в этой
части?

Задание: Подчеркните слова, которые
при чтении вызывают у вас затруднение.

Словарная работа (на индивидуальных
досках):

  • тулуп
  • Млечный путь
  • иезуитское ехидство

Обобщение: Ванька смотрит на темное
окно, а что он в это время вспоминает? Прочитайте
выборочно.

(Все самое дорогое, любимое, светлое).

II часть

стр. 74-75 со слов “Ванька вздохнул…”

до слов: “Все равно как за мамку Пелагею..”

Чтение “Работают только губы”

1. Подчеркните слова, значения которых у вас
вызывают затруднение.

1) “Знайки”

- Найдите и прочитайте, из чего состоит “учение
Ваньки”?

2) “Умейки”

- На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда
забрали?

3) “Почемучки”

-

Найдите предложение в тексте, в котором
выражено отчаяние мальчика?

Смотрите, дети, какие страшные слова: “смерть
одна”, какая безысходность

Словарь: подпасок

- Какой фразеологизм вы нашли в тексте?

(секи как Сидорову козу)

Обобщение: Кому приходится хуже:
Ваньке Жукову или Петьке из рассказа “Петька на
даче”?

VII. Физкультминутка.

III часть

стр.75 со слов: “А Москва город большой…” до
слов на стр. 76 “К сапожнику Алехину”.

Словарь: клирос

Чтение “Кенгуру”

- Поняли ли вы, о чем речь пойдет в этой части?

Творческая работа

Проверим

Жужжащее чтение

1. “Знайки”

- Как ты думаешь, Ванька более развит, чем
Петька? Почему?

2. “Умейки”

- В чем причина этого?

3. “Почемучки”

- Что для Ваньки является его “дачей”, т.е.
самыми светлыми воспоминаниями?

Cловарь: рябцы – рябчики

IV часть

1) Чтение “шепотом”

1. “Знайки”

- Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька
наблюдательный и чрезвычайно сообразительный
мальчик.

Докажите словами из текста.

2. “Умейки”

- Какая часть письма мальчика Вам кажется самой
драматической?

3. “Почемучки”

- Как автор называет письмо?

(Доверено самое сокровенное, мечты, надежды)

Словарь: отседа – отсюда, гармония – гармошка

2) Выборочное чтение.

3) Выразительное чтение учителем драматической
части рассказа.

4) Чтение “с увеличением темпа чтения” детьми

5) Чтение “как диктор”

6) Пересказ

7) Обобщение.

Учитель:

1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо
чеховского героя?

2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?

3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?

4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь
перед Рождеством?

Возвращаемся к проблемному вопросу

Изменилась ли жизнь крестьянских детей, когда в
учение отдали другого “свободного” человека –
Ваньку?

Рассуждения детей.

5. Картинная галерея (см. приложение)

Сходи в картинную галерею, посмотри работы
Перова…….

они были современниками Леонида Андреева и
Антона Чехова. Помогают ли тебе художники
увидеть ту страшную сторону жизни, о которой
рассказали Андреев и Чехов?

Учитель:

- Страшно ли тебе оставаться в этом времени?

(А ведь в нем жили и были детьми твои
прапрабабушки и прапрадедушки)

- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова
“Ванька”?

Итог:

Рассказ грустный, но он помогает нам осознать,
что Ванька не пропадет в этой жизни.

(Умеет читать, писать, что было в то время редким
явлением, трудолюбивый)

И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в
его жизни будет “свое Рождество”

VIII. Рефлексия.



- Чему вы научились на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Продолжи предложения:

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?

IX. Кроссворд (см. приложение)

Учитель: Закрепим знания. Поработаем в парах.
Решите кроссворд, работая с компьютером.

Прочитали вопрос, посоветовались, дали ответ
шёпотом.

Проверили: правильно или нет.

Поблагодарили друг друга за работу.

Какое ключевое слово получили?

X. Подведение итогов урока.
Комментированное выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

Уровневая дифференциация.

По выбору

1. “Знайки”

  • Выучите наизусть отрывок, который произвёл на
    Вас наибольшее впечатление.

2. “Умейки”

  • Перескажите близко к тексту отрывок, который
    произвёл на Вас наибольшее впечатление.

3. “Почемучки”

  • Прочитайте “как диктор” отрывок, который
    произвёл на Вас наибольшее впечатление.

Спасибо за урок!




Следующий: