Урок литературного чтения в 4-м классе «А. Фет Бабочка»


Цели:

  • расширять знания учащихся о стихотворении,
    знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать
    общеучебное умение осознанно, грамотно,
    выразительно читать лирическое стихотворение;
  • развивать умение анализировать, выделять
    главное, существенное, понимать замысел поэта,
    развивать речь учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение к слову
    другого человека, учить видеть и замечать
    прекрасное в природе.

Оборудование:

учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1.
под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с
отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек,
схема “Развитие бабочки”, портрет А. П.Чехова, А.
А. Фета, кассета с записью песни “Бабочка”.

Ход урока


1. Организация начала урока

Организация рабочего места.

  • Создание благоприятной атмосферы.
  • 2. Речевая разминка

    1. Упражнение на дыхание “Одуванчик”

    2. Работа со скороговоркой:

    Говорит попугай попугаю:
    - Я тебя, попугай, попугаю!
    Отвечает ему попугай:
    - Попугай, попугай, попугай.

    • По ролям.
    • Интонировано.

    3. Повторение изученного

    - С каким автором мы познакомились на прошлом
    уроке?

    - Какого жанра произведение, с которым
    знакомились?

    - Расскажите, что вы помните о Чехове, пользуясь
    опорными словами.

    Чехонте

    Отец- талант

    Мать – душа

    Писатели, художники, педагог

    Театр

    4. Подготовка к восприятию

    - Сегодня мы начинаем раздел учебника
    “Поэтическая тетрадь”. Чем стихотворение
    отличатся от рассказа? (Ответы детей)

    - Какие поэты нам уже знакомы?


    Работа в парах

    1 ряд “Собери стихотворение” (предлагаю строки
    из стихотворений, из которых необходимо собрать
    авторский вариант).

    2 ряд “Вставь пропущенную рифму” (используются
    отрывки из изученных стихотворений:

    1. А.С. Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье…”
    2. А.С. Пушкин “Няне”
    3. М.Ю. Лермонтов “ Дары Терека”)

    - Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.
    А. Фета. (Показ портрета)

    - Что бы вы спросили у этого человека, если бы у
    вас была такая возможность? (Ответы детей)


    Рассказ учителя об авторе

    - Какие стихотворения Фета помните?

    - Отгадайте загадку:

    Тонкие нежные крылья,
    Словно цветков лепестки,
    Покрыты нектаром, как пылью,
    На теле ее волоски.
    Она, как нарядный цветочек,
    Всегда наш порадует глаз.
    И ты назовешь, несомненно,
    Кому посвящен мой рассказ.

    - К какой группе животных относится бабочка?
    Докажите.

    Чуть выбравшись из кокона,
    Она вдруг превращается
    Из гусеницы в куколку,
    А куколка — в красавицу.

    - Что из этого стихотворения узнаем о бабочке?

    - Составьте схему “Развитие бабочки”

    - Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета,
    с которым мы сегодня познакомимся?

    5. Первичное восприятие

    - Послушайте стихотворение и ответьте на
    вопрос: От чьего имени написано оно?

    Учитель читает наизусть.


    6. Проверка восприятия

    - От чьего имени написано стихотворение?

    - Какой вам представилась бабочка?

    - Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?

    7. Повторное чтение

    - Прочитайте стихотворение “про себя” и
    выберите слова, которые помогают описать
    бабочку.

    Чтение. Ответ на вопрос (слова крепятся
    на доске).


    - Какие слова, описывающие бабочку, вы бы
    добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на
    доске)


    Словарная работа



    Бархат

    – плотная шелковая или
    хлопчатобумажная ткань с мягким или гладким
    ворсом.

    Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый
    линией, ограничивающей предмет.

    8. Работа с текстом

    - Как автор показывает в тексте свое восхищение
    бабочкой? (Автор говорит от лица бабочки, которая
    чувствует тягу человека, его любование. “Ты
    прав…” В чем прав? Наверное он что-то сказал,
    может быть комплимент, бабочке)

    - Как вы думаете, с какой интонацией нужно
    читать это стихотворение? (Восхищение, легкость)


    Работа над выразительностью чтения
    стихотворения

  • Сколько предложений в строфе?
  • Паузы.
  • Логические ударения.
  • - Как автор показывает беспечность, легкость
    бабочки?



    - Посмотрите внимательно на строки.


    Чтение вслух


    - Что вы видите? Что слышите? (1 и 3 строки –
    длинные, 2 и 4 – короткие)



    - Не напоминает ли вам ритм этого произведения
    порхание бабочки?

    - На некоторые стихотворения Фета положена
    музыка. Послушайте песню и ответьте, как
    композитор передает легкость полета бабочки.

    Слушание песни “Бабочка”.


    - Как композитор показал порхание бабочки,
    легкость ее полета?

    - С помощью чего поэт изображал бабочку? А
    композитор?

    - Ребята, а кто изображает красками?



    Показ картинок

    - За что страдают бабочки?

    “Пение” стихотворения (плавное чтение
    под музыку).


    9. Обобщающая беседа

    - С каким поэтом познакомились?

    - О чем его стихотворение?

    - Какую работу можно еще выполнить?

    10. Дача дз

    С. 144 выразительное чтение.

    На выбор: рисунок, сочинение – просьба от лица
    бабочки о бережном отношении к этому виду
    животного мира.

    11. Итог урока

    - Какое настроение было на уроке? С чем это
    связано?

    - Оцените свое отношение к материалу этого
    урока. Выберите один из лепестков цветка, лежащих
    у вас на парте.

    Красный интересно
    Жёлтый неинтересно
    Оранжевый поучительно
    Сиреневый заставляет задуматься
    Белый бесполезный материал

    - Прикрепите каждый свой лепесток на доску.
    Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы
    думаете, бабочке приятно будет сесть на этот
    цветок?

    - Спасибо большое за работу на уроке. Желаю
    удачи при выполнении домашнего задания,
    постарайтесь проявить своё творчество и
    фантазию.




    Следующий: