Урок-лекция в условиях ИОСО. Тема: Простые вещества — металлы


Цели урока:

Обучающие —

  1. Повторить особенности строения металлов.
  2. Ознакомиться с общими физическими свойствами
    металлов, применением металлов.

Воспитательные — воспитывать культуру
общения через работу в паре, группе.



Развивающие -

  • развивать умение вести наблюдение,
  • анализировать информацию,
  • выделять главное,
  • способствовать развитию познавательного
    интереса.

Методы и методические приемы -

  • лабораторная работа,
  • самостоятельная работа с научным текстом,
  • взаимопроверка результатов работы в паре,
    группе.

Оборудование:

  • проектор,
  • презентация,
  • (наборы коллекций металлов, справочники, для
    проведения лабораторной работы),
  • распечатанные тексты о металлах и их свойствах,
  • инструктивная карта для проведения
    лабораторной работы.(приложение)

План урока:

  1. Психологический настрой на деятельность.
  2. Актуализация знаний.
  3. Школьная лекция:
    а) лекция учителя
    б) усвоение знаний учащимися через выполнение
    лабораторной работы (работа в паре, группе)
    в) изучение материала через выполнение
    самостоятельной работы (работа с текстом в паре,
    группе, выступление докладчиков от групп)
  4. 4.Подведение итогов урока.
  5. 5.Домашнее задание.

Ход урока

1.Психологический настрой на деятельность.

Вступительное слово учителя — Без металлов
немыслим уровень земной цивилизации, изделия из
металлов окружают нас повсюду, человеку известно
более 80 металлов, каждый металл удивителен и
интересен. Актуальность знаний о металлах для
современного человека очевидна

Учитель объявляет тему и цели урока,
комментирует через оргдеятельностную схему план
урока. (слайд1-5)

2.Актуализация знаний.



Проводится фронтальная беседа с целью -
повторить особенности строения атомов металлов,
металлическую химическую связь (слайд 6-7).

3.Школьная лекция:

Лекция учителя.

А) Значение металлов в жизни человека (слайд 8-9)

Б) Положение металлов в ПСХЭ (слайд 10) Учитель
обращает внимание учащихся на периодическую
систему и сообщает, что если провести диагональ
от элемента бора В (№5) до элемента астата Аt (№85),
то ниже диагонали все элементы являются
металлами, а также элементы побочных подгрупп
состоят из металлов. Как видно из таблицы,
металлов больше чем неметаллов.

Всего 109 элементов из них неметаллов-22,
металлов- 87.

В) Физические свойства металлов.

Общие физические свойства металлов
определяются металлической связью и
металлической кристаллической решеткой (слайд
11-12)

а) Учитель сообщает, что все металлы при обычных
условиях твердые вещества (благодаря свободным
электронам, которые связывают все атомы и ионы в
единое целое), кроме ртути Нg. Ртуть находит
применение в термометрах.

б) Температуры кипения и плавления
разнообразны. Например t пл. Сs =29°С , t плW =3390°С
поэтому данный металл используется для
производства нитей накаливания. Если металл
плавится ниже 1000°C, его называют легкоплавким,
если выше — называют тугоплавким.

в) Металлы отличаются по твердости. Самые
мягкие — щелочные металлы (начинают каждый
период), они режутся ножом, самый твердый — это
хром (царапает стекло)

г) Плотность металлов различна, плотность
самого легкого металла лития равна 0, 53 г/см3,
данный металл легче воды почти в два раза. Самый
тяжелый металл- это осмий (№76), его плотность
равна 22,6 г/см3. Если плотность металла
меньше 5г/см3, его называют легким, а если
больше – тяжелым.

д) Важнейшее свойство металлов –
электропроводность и теплопроводность. Металлы
обладают электрической проводимостью благодаря
наличию свободных электронов или электронного
“газа”. Лучшие проводники – серебро, медь,
золото, алюминий, железо.

Теплопроводность металлов, как правило,
соответствует электропроводности. Металлы,
обладающие высокой электропроводностью,
обладают высокой теплопроводностью, которая
обусловлена наличием свободных электронов,
благодаря которым происходит быстрое
выравнивание температуры в массе металла.

е) Металлы обладают пластичностью,
металлическим блеском.

При механическом воздействии на кристалл
металла происходит смещение слоев атомов, но
благодаря свободному перемещению электронов по
всему кристаллу разрыв связей не происходит,
именно поэтому металлы обладают свойствами:
пластичность, ковкость, прочность. Металлы,
обладающие высокой пластичностью — золото,
серебро, медь, алюминий, железо. Благодаря
высокой пластичности золота его прокатывают в
тонкие листы (толщиной до 0,003мм), которые
используют для позолоты различных предметов.

Для всех металлов характерен металлический
блеск, результат отражения световых лучей. Из
алюминия, серебра, обладающих наиболее высокой
отражательной способностью изготавливают
зеркала.

Усвоение материала учащимися через выполнение
лабораторной работы (работа в паре, группе)

Учащиеся, используя инструктивную карту,
справочник, выполняют лабораторную работу по
изучению физических свойств металлов. Каждой
группе учащихся предлагается задание описать
физические свойства указанных им металлов,
сформулировать вывод, в котором перечислить
общие физические свойства металлов. Результаты
работы и вывод оформляются в тетрадях. Работа
проводится в парах, затем обсуждается в группе,
докладчик от группы выступает перед классом,
происходит обсуждение выполненной работы.

Изучение материала через выполнение
самостоятельной работы (работа в паре, группе)

Каждой группе выдается распечатанный научный
текст о металлах и их свойствах (золото, серебро,
железо, алюминий, медь), прочитав который ученики
должны выбрать из текста информацию о применении
указанного для их группы металла.



Подобрать информацию для оформления стенда “
Это интересно…” Работа проводится в парах,
затем обсуждается в группе. Выполнив работу,
докладчики от групп представляют наработанную
их группой информацию классу.

(слайд 13-17)

4.Подведение итогов урока. Каждым учеником
проводится рефлексия занятия.

5. Домашнее задание – прочитать § 13,
пользуясь дополнительными источниками
информации приготовить сообщение о металлах,
подобрать информацию для оформления стенда

“Это интересно…”, продолжить подготовку к
сдаче ИОП на зачетном уроке.




Следующий: