Урок-лекция в 10-м классе по теме География мировых религий


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий “религия”,
    “культура”, “ цивилизация”.
  2. Сформировать у учащихся представление о видах
    религий (мировые, национальные, местные
    верования).
  3. Познакомить учащихся с сущностью учений,
    особенностями традиций и географией мировых
    религий: христианства, ислама, буддизма.
  4. Сформировать представление о влиянии мировых
    религий на разные стороны жизни людей.
  5. Воспитание толерантности к различным культурам
    и верам.

Тип урока по дидактической цели
урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-лекция с участием
учащихся.

Формы организации работы учащихся на уроке
- фронтальная, индивидуальная (домашнее
опережающее задание).

Оборудование: презентация “Мировые
религии — основы вероучений и объекты
культурного наследия”, карта “Религии мира”,
дидактические материалы: индивидуальные рабочие
листы учащихся и тесты, атласы для 10-го класса.

Ход урока

I. Организационный момент

(сообщение
учителем темы и задач урока).

II. Изучение нового материала.

2.1. Вступительное слово учителя: –
“Современный мир – это несколько тысяч
разноязычных больших и малых народов с их
культурой, веками формировавшимися традициями и
обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при
всей своей неоднородности развивается по
определенным законам, постигнуть которые, наряду
с философией, социологией, историей помогает
география религий (часть общественной
географии). Знание религиозной принадлежности
населения помогает глубже понять особенности
экономики и социальной географии отдельных
регионов мира. Прежде, чем мы приступим к
рассмотрению географии мировых религий, давайте
разберемся с понятиями: “религия”, “культура”,
“цивилизация”.

2.2. Выполнение и обсуждение Задания 1 в рабочих
листах (Приложение 1).

Задание 1. Соедините стрелками понятие и
определение.

Цивилизация

совокупность материальных и
духовных ценностей, а также способов их создания.

Культура

одна из форм культуры,
мировоззрение, основанное на поклонении высшим
силам, а также освящение норм морали.

Религия

культурная общность наивысшего
типа с такими объективными признаками, как
общность религии, языка, обычаев, интересов и т.д.

Вопрос учителя: “Как соотносятся эти
понятия?” (Религия определяет духовность
(часть культуры), а духовность формирует
цивилизацию.)

2.3. Выполнение Задания 2 в рабочих листах.

Задание 2. Подчеркните цивилизацию, к
которой, по вашему мнению, относится культура
России.

Современные цивилизации мира:

  • западноевропейска,
  • индуистская
  • исламска,
  • китайская
  • латиноамериканская
  • православная
  • негро-африканская
  • японская

2.4. Беседа о роли религии в современном мире.

  1. Имеет ли место религия в современном мире? (Она
    продолжает воздействовать на умы людей, их нравы,
    обычаи, взаимоотношения.)
  2. Приведите примеры, подтверждающие влияние
    религии на политику, экономику стран.

Примеры:

  • Ряд общественных организаций и партий имеют
    религиозную окраску:
    христианско-демократические,
    христианско-социальные партии, христианские
    профсоюзы, необуддиские организации и прочее.
  • Почти во всех “горячих точках” планеты
    замешаны религиозные различия между людьми.
    Бывшая Югославия проживали сербы –
    православные, хорваты – католики, боснийцы –
    мусульмане. В Грузии абхазы являются
    мусульманами, а грузины – православные. В
    Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям.
    Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном
    за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием
    на индийской стороне сикхов, приверженцев
    ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на
    религиозной почве.
  • Принадлежность к той или иной религии
    определяет социальное положение отдельных групп
    населения, что также определяет жесткое
    противостояние, например, между католическое
    меньшинством в Ольстере и протестантами
    Великобритании, или, наоборот, между
    протестантским меньшинство и католиками
    Испании.

Вывод: влияние религии на
общественную жизнь современного мира велико и
необходимо больше знать о религии и сути
религиозных учений.

2.5. Объяснение учителя по схеме “Виды религий”.
(Приложение 4)

2.6. Знакомство с планом изучения мировых
религий. (Приложение 4)

План:

  1. История возникновения и время зарождения
    религии.
  2. Количество верующих.
  3. Распространение (регионы, отдельные страны)
  4. Основные понятия, особенности традиций.
  5. Объекты и предметы культурного наследия.

2.7. Выступления учащихся с сообщениями, во время
выступлений учащиеся в классе делают пометки в
рабочих листах.

Христианство



  1. Сообщение учащегося “История возникновения
    христианства”. (Приложение 2)
  2. Районы распространения православия – работа по
    карте.
  3. Сообщение учащегося “Православные традиции”. (Приложение 2)

По ходу учащиеся делают записи в рабочих
листах:

  1. Основные понятия: литургия, крещение, причастие,
    исповедь.
  2. Особенности традиций:
  • Крещение погружением в купель.
  • Многочисленные строгие посты.
  • Брак – между православными.
  • Запреты на одежду у женщин.
  • Православная церковь разобщена.
  1. Презентация учащимися материала с объектами
    культурного наследия православного мира с
    краткой их характеристикой: храм Гроба Господня
    в Иерусалиме, Троице – Сергиева лавра,
    Александро-Невская лавра, храм Покрова на Нерли,
    храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного,
    Казанский собор. (Приложение 4)

Католичество

  1. Регионы распространения католичества – работа
    по карте.
  2. Сообщение учащегося “Католичество. Традиции в
    католичестве”. (Приложение 2)

По ходу учащиеся делают записи в рабочих
листах:

  1. Основные понятия: месса, крещение,
    причастие, исповедь.
  2. Особенности традиций:
  3. Крещение окропление водой.
    У священников – целибат.
    Пост необязателен.
    Вне церкви запретов на женскую одежду нет.
    Брак между любыми христианами.
    Католическая церковь едина.

  4. Презентация учащимися материала с объектами
    культурного наследия католиков с краткой их
    характеристикой: Ватикан, собор Петра и Павла,
    Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор.

(Приложение 4)

Протестантизм

  1. Районы распространения протестантизма –
    работа по карте.
  2. Сообщение учащегося “Протестантизм”. (Приложение 2).

Записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: крещение и причастие.
  2. Особенности религиозного культа:

Почитание Библии.
Нет наказаний за грехи
Большое число направлений, сект.
посвящение в религию в сознательном возрасте.
Равноправное положение женщин.

Ислам

  1. Районы распространения – работа по карте.
  2. Сообщение учащегося “Ислам. История
    возникновения”. (Приложение 2).
  3. Сообщение учащегося “Традиции ислама”. (Приложение 2)

Записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: хадж, намаз, Коран, шариат.
  2. Особенности традиций:

Запрещено употреблять мясо животных без шерсти
и алкоголь.
Обряд обрезания.
Паломничество в Мекку.
Строгое наказание за грехи.
Разрешено многоженство.
Строгие запреты в одежде.



  1. Презентация учащимися материала с объектами
    культурного наследия мусульман с краткой их
    характеристикой: Мечеть Омара в Иерусалиме,
    Мекка, Мечеть Кааба. (Приложение 4)

Буддизм

  1. Районы распространения – работа по карте.
  2. Сообщения учащихся “Буддизм”. (Приложение
    2
    )

Записи в рабочих листах:

  1. Основные понятия: Будда, Дхарма (учение)
    сандхи (общины), нирван, медитация, карма.
  2. Особенности религиозного культа:

Почитание воды, цветов.
Запреты на алкоголь, наркотики
У монахов – целибат.
Монастыри- центры культуры и образования.
Нет единой церковной организации.

  1. Презентация учащимися материала с
    объектами культурного наследия буддизма с
    краткой их характеристикой: Лумбини, Дворец
    Потала, статуя Будды. (Приложение 4)

III. Рефлексия.



  1. Что больше всего запомнилось из всего материала
    по мировым религиям?
  2. Что вам не понятно?
  3. О чем хочется узнать больше?

IV. Домашнее задание –

учить лекцию по рабочим
листам.

V. Вопросы на расширение знаний.

  1. Назовите “город трех религий”.
  2. Как в ближайшем будущем изменится соотношение
    верующих? (Мусульман, христиан, буддистов.)
  3. Назовите страну с наибольшим числом
    православных. (Россия.)
  4. Назовите страну с наибольшим числом католиков. (Бразилия.)
  5. Назовите страну с наибольшим числом
    протестантов. (США.)
  6. Назовите страну с наибольшим числом мусульман. (Индонезия.)
  7. Какие мировые религии распространены в России?

VI.

Тест “География мировых религий”. (Приложение 3)

Литература

  1. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная
    география мир: Учеб. для 10 кл. общеобразоват.
    учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 286 с.
  2. Ионина Н.А. 100 великих городов мира.– М.:
    Вече, 2001. – 480 с.
  3. Ионина Н.А. 100 великих сокровищ. – М.: Вече,
    2001. – 464 с.
  4. Ионина Н.А. 100 великих чудес света. – М.:
    Вече, 2001. – 528 с.
  5. Копылов В.А. География населения: Учебное
    пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр
    “Маркетинг”, 1999. – 124 с.
  6. Кузнецов А.С. Экономическая и социальная
    география мира: кн. Для учащихся 10 кл. – М.:
    Просвещение, 2000. – 191 с.
  7. Максаковский В.П. Географическая картина
    мира: 230 “каналов углубления” к курсу
    “Экономическая и социальная география мира” (10 кл.).
    – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, Ч.2. – 1995. – 560 с.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4




Следующий: