Урок-лекция-провокация Развитие органического мира в Мезозое

Задачи: Выявить главные события,
происходящие в мезозое, ароморфозы, возникшие в
растительном и животном мире. Развивать навыки
работы со звучащим текстом, анализировать его,
делать выводы, а также развивать внимание и
критическое мышление.

Учитель: Сегодня вы прослушаете лекцию о
развитии органического мира в Мезозое. По ходу
лекции вы должны составить сложный план, а также
в излагаемом материале, обнаружить ошибочные
сведения, противоречивые утверждения,
неточности и зафиксировать их в своих тетрадях.
Записи делаем в тетради в виде таблицы.


План лекции.

Ошибки.

Правильный ответ.

Лекция.

Мезозойская эра (от греч. “мезос” — “средний”
и “зоэ” — “жизнь” — эра “средней жизни”.)
наступила после каменноугольного периода.
Она продолжалась 165 млн. лет и состояла из трех
последовательных периодов: триасового, юрского и
мелового.

Триас (от греч. “триас” – “троичность”) –
время господства земноводных на суше, в
воздухе и в воде. На значительной части земного
шара установился континентальный климат, шло
сокращение внутренних водоемов, развиваются
пустынные ландшафты. Наблюдается хорошо
выраженная ботанико-географическая зональность.
Уже появляются морские пресмыкающиеся –
ихтиозавры (рыбоящеры), летающие ящеры
(птерозавры), полуводные ящеры (плезиозавры).
Преобладают архозавры, предшественники
многочисленных и разнообразных динозавров. Из
древних пресмыкающихся триасового периода до
наших дней дожили черепахи и гаттерия. Гаттерия
– настоящее “живое ископаемое”, сохранившееся
ныне лишь на нескольких островах близ Новой
Зеландии. Распространяются крылатые рептилии –
птерозавры и гигантские птеродактили с размахом
крыльев до 15 м. Морские головоногие моллюски –
аммониты – весьма разнообразны, но к концу
триаса вымирают. Зато появляются черепахи и
крокодилы, а в конце периода и первые примитивные
млекопитающие: небольшие по размерам, с
волосяным покровом. Они возникли от одной из
групп травоядных пресмыкающихся – тераспид,
или звероподобных. Млекопитающие пока занимают
подчиненное положение среди других наземных
позвоночных. Они имели двухкамерное сердце и
постоянную температуру тела, тогда как у других
животных она была не постоянной. Эти особенности
способствовали усилению обмена веществ и
превращению энергии, которой они обладали.
Млекопитающие получили возможность вести
деятельную жизнь в то время, когда
пресмыкающиеся погружались в спячку. Зародыши у
млекопитающих развивались внутри тела матери,
после рождения вскармливались ее молоком и по
сравнению с потомством других животных
истреблялись в меньшей степени. Вместе с
постоянной температурой тела защитой от холода
им служил волосяной покров. У современных
яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны –
сохранились некоторые черты, приближающие их к
пресмыкающимся.

Увеличивается многообразие споровых
растений. Именно в триасовом периоде возникают
практически все существующие и поныне их порядки
и семейства: не только саговники и гинкго, но и
хвойные, образующие обширные леса. Голосеменные
перешли к новому способу оплодотворения. Половые
клетки у них стали развиваться во внутренних
тканях. Мужская половая клетка двигалась к
женской по пыльцевой трубке без участия воды. Это
был ароморфоз исключительно крупного значения,
во многом обеспечивший дальнейшее завоевание
суши растениями.

Юрский период более важный по сравнению с
триасом. В нем возрастает число и разнообразие
морских черепах и крокодилов, процветают
плезиозавры и ихтиозавры. Появляются первые
птицы – археоптериксы. Они произошли от вполне
сформированных рептилий – мелких ящерообразных
хищных пресмыкающихся, обитавших на деревьях. У
лазающих рептилий чешуя видоизменилась в перья.
Развитие перьевого покрова и приспособлений к
полету вместе с повышением организации нервной
(усложнение головного мозга и более сложное
поведение) и кровеносной систем было тем крупным
ароморфозным изменением, которое привело к
возникновению птиц. Летающие ящеры к концу
мезозоя вытесняют птиц,
обладая важными
преимуществами, выработанными естественным
отбором на основе наследственных изменений.
Крылья приводились в движение сильными мышцами;
теплокровность, четырехкамерное сердце, утрата
одной из двух дуг аорты (левой) обеспечивали
усиленное развитие обмена веществ и превращение
их энергии; забота о потомстве облегчала
выживание. Это время безраздельного господства
динозавров, которые достигли удивительного
многообразия и приспособились к различным
условиям, заселив многие районы Земли. В
растительном мире по-прежнему лидируют мхи,
папоротники, хвощи.

В меловой период в морях и океанах преобладают
хищные морские пресмыкающиеся. Возникают новые
группы динозавров, порой особо причудливой
внешности (среди гигантских хищников –
тиранозавры, достигавшие 14 м. в длину и 6 м в
высоту). На суше также много растительноядных
динозавров, например “утконосых”. Прибрежные
участки водоемов населяют гигантские крокодилы
– дейнозухии, до 12 м. в длину. В воздухе парят
“летающие змеи” – кетцалькоатли. В морях
водились различные виды моллюсков, иглокожих,
хотя многие из них вымерли к концу мезозойской
эры. Поразительного развития достигли
корненожки, известковые раковины которых
образовали громадные залежи мела. Древние
костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в
триасе настоящими хрящевыми рыбами
, которые
быстрее плавали и активнее захватывали добычу
при помощи хорошо развитых челюстей.

К концу мелового периода состав растительного
и животного мира начинает коренным образом
меняться. Появляются и быстро завоевывают сушу голосеменные
растения. Их развитие способствует росту
разнообразия насекомых. У покрытосеменных
произошел крупный ароморфоз – развитие цветка.
Покрытосеменные приобрели ряд важных
приспособлений по сравнению с голосеменными.
Семяпочки покрытосеменных скрыты в завязи,
семена развиваются внутри плода, лучше защищены
и обеспечены питательным материалом. У них яркие
душистые цветки, привлекающие насекомых, и
огромная поглощающая поверхность листьев и
корней. Развитие листьев, стеблей, характер
ветвления обеспечили наилучшее поглощение и
использование солнечного света.

Однако животный мир несет потери: вымирают
многие группы пресмыкающихся, в том числе
динозавры и птерозавры, а также аммониты и многие
другие морские животные.

Далее учащиеся называют допущенные ошибки, а
учитель воспроизводит соответствующий отрывок
лекции. Происходит обсуждение ошибки и выяснение
того, почему утверждение неверно.

Ошибки.

1. Мезозойская эра (от греч. “мезос” –
“средний” и “зоэ” – “жизнь” – эра “средней
жизни”) наступила после пермского периода. (Каменноугольный
период – это промежуточный период между
девонским и пермским периодом Палеозоя.)

2. Триас (от греч. “триас” – “троичность”) –
время господства пресмыкающихся на суше, в
воздухе и в воде. (Господство земноводных
происходило в Палеозойскую эру, когда на Земле
были соответствующие условия среды.)

3. Они возникли от одной из групп хищных
пресмыкающихся – тераспид, или звероподобных.
(Звероподобные не могут быть травоядными.)

4. Они имели четырехкамерное сердце и
постоянную температуру тела, тогда как у других
животных она была не постоянной. (Двухкамерное
сердце имеют – рыбы.)

5. У современных яйцекладущих – утконоса,
кенгуру
и ехидны – сохранились некоторые
черты, приближающие их к пресмыкающимся. (Кенгуру
– сумчатое животное.)

6. Увеличивается многообразие хвойных растений.
(Споровые растения господствовали в Палеозое. В
связи с изменением климатических условий
происходило уменьшение их количества.)

7. Птицы к концу мезозоя вытесняют летающих
ящеров, обладая важными преимуществами,
выработанными естественным отбором на основе
наследственных изменений. (Летающие ящеры не
могут конкурировать с птицами.)

8. В растительном мире по-прежнему лидируют
папоротники и голосеменные растения. (Мхи,
папоротники, хвощи уступают место высшим
растениям в связи с изменением климатических
условий.)

9. Древние костистые рыбы были вытеснены
возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми
рыбами, которые быстрее плавали и активнее
захватывали добычу при помощи хорошо развитых
челюстей. (Хрящевые рыбы в процессе эволюции
возникли раньше, чем костные рыбы.)

10. Появляются и быстро завоевывают сушу
покрытосеменные растения. (Покрытосеменные
растения к концу мелового периода заняли
господствующее положение.)

Все работы оцениваются, в том числе и
аргументированность “ошибки”.

Задание: Посмотрите отрывок видеофильма о
причинах исчезновения крупных пресмыкающихся в
процессе эволюции. Какие еще гипотезы
исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе
эволюции вы можете назвать?

Учащиеся называют гипотезы исчезновения
динозавров, среди которых:

  1. тектонические гипотезы, согласно которым
    причина вымирания лежит в изменении
    конфигурации континентов и океанов,
    обусловленных тектоническими движениями;
  2. гипотеза климатических изменений – изменение
    климата является причиной глобального кризиса;
  3. гипотеза газовых факторов – вымирание
    происходит вследствие изменения соотношения
    газов в атмосфере;
  4. вымирание происходит из-за резких изменений
    количества микроэлементов;
  5. вымирание является следствием воздействия
    радиоактивных элементов;
  6. повышение температуры от падения метеоритов –
    в этом основная причина;
  7. ультрафиолетовая радиация;
  8. космические факторы (например, взрыв сверхновой
    звезды) есть причина массовой гибели организмов;
  9. от отравления стрихнином из-за того, что ели
    непривычную пищу – покрытосеменные растения.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Записи в тетрадях проверяет сам учитель или
ученик – лаборант.

Домашнее задание: Прочитать параграф №55.
Продолжить заполнение таблицы “Важнейшие
ароморфозы растительного и животного мира в ходе
эволюции ”.

Следующий: