Урок-лекция по разделу Основы экологии


Задачи:

  • Общеобразовательные: Сформировать и углубить знания об экологии
    как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов,
    формировать специальные умения определять воздействие экологических факторов
    на организмы, продолжить формировать общеучебные умения работать с
    конспектом, дополнительной литературой, Интернет – ресурсами.
  • Развивающие: продолжить развитие умения сравнивать,
    анализировать, делать выводы в процессе изучения предмета и задач экологии,
    выделять главное и второстепенное во время прослушивания лекции об
    экологических факторах.
  • Воспитательные: обеспечить понимание научной картины мира,
    продолжить формирование научного мировоззрения в процессе изучения основ
    экологии, продолжить экологическое воспитание на примере бережного и
    рационального отношения к природе.

Тип урока: вводный.



Вид: урок-лекция.

Методы: словесные – лекция, описание.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, таблица “ Экологические
факторы”, опорный конспект в виде презентации на слайде, слайды с изображением
природных сообществ леса, водоёма, антропогенного ландшафта, плакат на
экологическую тему.

Ход урока

1. Организация группы и повторение опорных знаний (5 мин.):
растительное сообщество, среда обитания, основные экологические факторы, их
влияние на растения и животных.

2. Изучение нового материала (20–25 мин.).



Познавательная задача

: Изучить предмет и задачи экологии, действие
экологических факторов.

План лекции:

  1. Предмет экологии.
  2. Задачи экологии.
  3. Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные.
  4. Действие факторов: ограничивающий фактор, биологический оптимум,
    комплексное действие факторов.

Рекомендуемая литература:

  1. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды .М. “ Высшая школа”,1987.
  2. Новиков Ю.В. Природа и человек . М. “ Просвещение”, 1991.
  3. Шалиев А.И. Набат тревоги нашей. Экологические размышления.
    Лениздат, 1998.
  4. Общая биология под ред. Беляева Д.К. и Дымшица Г.М. Учебник для
    10–11 кл. базовый уровень. М. “ Просвещение”, 2008.
  5. Интернет – сайты (www.ecosystema.ru;
    www.ecology-portal.ru)

Текст лекции:

Живые организмы и неживое окружение связаны друг с другом и находятся во
взаимосвязи. Организмы обмениваются веществом и энергией между собой и
окружающей средой.

Вспомните, какие связи существуют между живыми организмами?

(Пищевые связи: растения -травоядные животные-хищники-бактерии;
Продуценты– консументы – редуценты).

Все взаимосвязи объединяют живые организмы и окружающую среду в экологические
системы.

Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – это
наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;

Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование
надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов,
экосистем, биогеоценозов и биосферы.

Термин впервые ввёл немецкий ученый Э. Геккель (1866 г.) в работе “ Общая
морфология организма”.

Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества,
экосистемы.

Задачи экологии состоят в изучении влияния окружающей среды на живые
организмы, выявление проблем взаимодействия человека и природы, предложение
рациональных путей выхода из экологического кризиса.

Комплекс факторов, в условиях которых существуют живые организмы, называют
окружающей средой.

Как вы понимаете слова поэта?

“ …Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…”

Демонстрируются слайды с изображением природных сообществ леса, водоёма,
застройка многоэтажными домами.

В каких сообществах влияние организмов на окружающую среду более щадящее?
Почему?

Экологические факторы – это такие условия, которые воздействуют на
организмы и заставляют их приспосабливаться (например: смена сезонов,
конкуренты по пище).

Классификация факторов:

  1. Абиотические – факторы среды, влияющие на организмы.
    А. Климатические (свет, температура, влажность, солнечная радиация,
    атмосферное давление, перемещение воздушных масс)
    Б. Эдафические (почва, грунт: плотность, структура, химизм, аэрация,
    влажность).
    В. Гидрографические (водный: прозрачность, плотность, солевой состав,
    растворённые газы).
    Д. Орографические (рельеф).
  2. Биотические – факторы взаимного влияния организмов друг на друга.
    А. Прямое воздействие(пищевые связи).
    Б. Косвенное воздействие (через среду: кошки – мыши – зерновые культуры).
  3. Антропогенные – факторы , сформированные человеком и последствием
    его деятельности.
    А. Прямое уничтожение человеком видов. (Например: истребление бизонов в
    Северной Америке в1830 г. – 40 млн., в настоящее время –30 тыс. Скорость
    вымирания в 10 раз выше ,чем 200 лет назад).

    Б. Переселение видов. (Например: в Австралию овцы ввезены преднамеренно, а
    кролики –непреднамеренно; рыжий таракан в Русско-Прусскую войну в ранцах
    солдат непреднамеренно перемещен в Россию).

    Демонстрируются слайды с изображением городских пейзажев (трубы заводов,
    скопление автомобилей в пробке, свалки мусора).
    В. Урбанизация природы. (Воздействие развивающейся промышленности и
    укрупнение городов ведет к отторжению природы, скоплению большого числа
    людей, массовый выезд в пригородную зону – рекреационный пресс: вспугивание
    птиц, исчезновение разнотравья, увеличение численности бродячих кошек и
    собак, появление гибридов волка и собаки, выросшее количество полевых
    воробьев и голубей – переносчиков гриппа, постельных клещей.)

    Г. Воздействие химических веществ. (Более 120 тыс. химических веществ
    применяет человек, только 10% исследовано на характер воздействия, например:
    дуст широко применялся в сельском хозяйстве в 70-е годы был обнаружен в мясе
    пингвинов в Антарктиде, снят с производства из-за вредного влияния на
    нервную систему).

    Д. Воздействие проникающей радиации (мало изучено).

Действие факторов запишите в виде опорного конспект, пользуясь
текстом учебника “ Общая биология” 10–11 кл. на стр. 244–247.

  1. Ограничивающие факторы –

факторы, выходящие за границы максимума и
минимума.

  • Биологический оптимум –
  • интенсивность факторов, благоприятная для
    жизнедеятельности организмов.

  • Комплексное действие факторов –
  • экологические факторы обычно
    действуют не поодиночке, а целым комплексом. Действие одного какого-либо
    фактора зависит от уровня других.

    Взаимодействие популяций разных видов.

    В настоящее время среди глобальных проблем человечества наиболее важной
    является экологическая проблема, связанная с защитой природной среды.

    Почему сегодня могут пророчески звучать слова Ф. Энгельса?

    :

    “ Не будем …обольщаться нашими победами над природой.
    За каждую такую победу она нам мстит.
    Каждая из таких побед, в первую очередь, приносит те последствия,
    на которые мы рассчитывали,
    но затем другие, которые уничтожают значение первых…”

    (Например: фреон – холодильник – озоновая дыра.)

    Демонстрируется плакат на экологическую тему, ученик читает стихотворение А.
    Плотникова “ Черные пятна”.

    Океан седой гремит набатно.
    Он таит обиду в глубине,
    Чёрные раскачивая пятна
    На крутой, разгневанной волне.

    Стали люди сильные, как боги,
    И судьба Земли у них в руках.
    Но темнеют страшные ожоги
    У земного шара на боках.

    Мы давно освоили планету
    Широко шагает новый век.
    На Земле уж белых пятен нету,
    Черные сотрёшь ли, человек?

    Каким образом связано содержание плаката и стихотворение поэта?

    Заключительное слово: Экология должна служить научной базой любых
    мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в
    благоприятном состоянии для обитания человека. Достижения экологии позволяют
    перестроить систему борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства, отходя
    от попыток их полного истребления с помощью пестицидов широкого спектра
    действия, наносящего большой вред всему биогеоценозу, к действительной регуляции
    численности определённых видов биологическими и агротехническими методами и
    только ограниченно.

    Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное
    уничтожение
    те силы природы, которые они сумели открыть и покорить”.
    (Ф. Жолио-Кюри)

    3. Закрепление (10 мин.).



    Карточка № 1 (вопрос-понятие).

    Заявка на оценку “3”– 5–6 баллов, “4”– 7–8 баллов, “ 5” – 9 баллов.

    1. Что называется экологией? (0,5 баллов.)
    2. Что считается предметом экологии? (0,5 баллов.)
    3. Что понимается под задачами экологии? (0,5 баллов.)
    4. Что представляет собой окружающая среда? (0,5 баллов.)
    5. Что выражают экологические факторы? (0,5 баллов.)
    6. Что является основой для классификации факторов? (1 балл.)
    7. Что такое природные сообщества? (0,5 баллов.)
    8. Каковы свойства и виды экологических факторов? (2 балла.)
    9. В чем заключается сущность комплексного действия экологических
      факторов? (3 балла.)

    4. Домашнее задание (3 мин.): подготовьте сообщение об одном из
    экологических факторов или серию фотоснимков о положительном и негативном
    воздействии человека на окружающую среду.




    Следующий: