Урок-лекция Общие свойства металлов



В средних классах школы лекция почти не
применяется, так как обычно словесные методы
подачи материала, к которым и относится лекция,
связывают с якобы пассивной ролью обучающихся.
Такое понимание метода происходит вследствие
того, что не обращается должного внимания на
мыслительную деятельность обучающихся. А ведь в
зависимости от разной степени трудности
теоретического материала возможно применение
различных видов лекций: беседа-лекция,
лекция-беседа.

При объяснении темы “Металлы” методом
школьной лекции возможно:

  • охватить достаточно большой объем
    теоретического материала;
  • проследить логическую взаимосвязь между
    строением атома и свойствами металлов;
  • показать прогностические функции
    периодической системы химических элементов Д.И.
    Менделеева;
  • привлечь к объяснению самих обучающихся в виде
    подготовленных ими мини-сообщений по
    определенным темам;
  • более широкое использование наглядности и
    средств ТСО.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить формирование понятий металл –
    элемент, как определенный вид атомов, способный
    легко отдавать электроны, входить в состав
    химических соединений в виде положительно
    заряженных ионов, а также образовывать простые
    вещества с характерными для металлов
    физическими свойствами;
  • продолжить знакомство с химической связью;
    кристаллическим строением металлов;
  • рассмотреть физические свойства металлов;
  • составлять опорный конспект.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, умение
    логически мыслить, находить и объяснять
    причинно-следственные связи, прогнозировать.
  • Воспитывающие:

    • иллюстрировать примерами принцип
      познаваемости мира.

    Здоровьесберегающие:

  • соблюдать требования СанПИНа к гигиене
    учебного помещения, гигиене поведения
    школьников (осанка, зрение), организация урока
    (смена видов деятельности, динамические паузы);
  • создавать благоприятный психологический
    климат на уроке.
  • Форма проведения:

    урок-лекция.

    Тип урока:

    урок получения новых знаний.

    Методы:

    словесный,
    объяснительно-иллюстративный,
    частично-поисковый.

    Уровень

    познавательной деятельности
    обучающихся: репродуктивный и реконструктивный.

    Подход:

    индуктивный (от частного к общему).

    Оборудование:

    периодическая система
    (совмещенный вариант, развернутый вариант),
    портрет М.В.Ломоносова.

    ХОД УРОКА

    I. Ориентировочно-мотивационный этап.

    - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на
    своем уроке здоровыми и бодрыми. Сегодня мы
    приступаем к изучению новой темы “Металлы”, она
    рассчитана на 16 часов.

    А сейчас обратите внимание на лотки, что стоят
    на ваших столах (в лотках находятся образцы
    металлов и неметаллов: медь, железо, алюминий,
    цинк, свинец, углерод, красный фосфор, сера). В них
    образцы веществ. Причем, предложенные вашему
    вниманию вещества, против обыкновения, не
    подписаны. Ваша задача состоит в том, чтобы
    распределить эти вещества по каким-то признакам,
    то есть как-то их проклассифицировать. Признаки
    выберите сами.

    Вопросы к беседе после выполнения задания:

    - Какие признаки? (Твердость, металлический
    блеск.)

    - На какие группы распределились вещества?
    (Металлы и неметаллы.)

    - Назовите их.

    - Каких веществ больше?

    В настоящее время известно более 80 металлов,
    точно сосчитаете дома.

    А вот во времена М.В.Ломоносова их было известно
    всего несколько: золото, серебро, медь, свинец,
    железо и олово.

    Более 200 лет назад вышла книга русского
    ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова “Первые
    основания металлургии или рудных дел”. В ней
    Ломоносов дал свое определение металла: “Металлом
    называется светлое тело, которое ковать
    можно”. Михаил Васильевич отмечал только два
    свойства: цвет и пластичность. Сегодня мы с вами
    посмотрим, что знает о металлах современный
    школьник, ученик 9 класса, и сравним ваши знания
    со знаниями великого Ломоносова о металлах.

    - На протяжении тысячелетий в почете у людей
    серебро. Почему?

    Сообщение учащегося: “Валеологическая
    роль серебра”

    Вывод: металлы могут обладать и
    другими свойствами, кроме цвета и пластичности,
    например бактерицидными. Каждый металл
    своеобразен и уникален своими свойствами.

    Учитель ставит перед обучающимися цели и
    задачи урока, отмечает, что данный материал
    вынесен в экзаменационные вопросы за курс
    основной школы.

    II. Операционно-исполнительский этап.

    (В тетрадях обучающиеся записывают дату, тему
    урока и план лекции, который записан на доске)

    План лекции.

    1. Характеристика элемента-металла.

    1.1. Положение в периодической системе.

    1.2. Особенности электронного строения атомов.

    1.3. Восстановительные свойства металлов.

    1.4. Возможные степени окисления.

    1.5. Изменение восстановительных свойств.

    2. Характеристика простого вещества.

    2.1. Металлическая связь.

    2.2. Металлическая кристаллическая решетка.

    2.3. Физические свойства.

    3. Химические свойства.

    4. Получение металлов.

    5. Применение металлов.

    - Результатом нашей работы на уроке будет
    составление опорного конспекта.

    Приготовьте периодическую систему, откройте
    учебник на первом форзаце.

    Существует несколько вариантов периодической
    системы: совмещенная, когда в группе соединены
    главная и побочная подгруппы, и развернутый
    вариант, где подгруппы разделены. Вести разговор
    о положении металлов в периодической системе
    лучше, нагляднее по развернутому варианту. Если
    провести диагональ от B до At, то справа, вверху
    останутся элементы неметаллы, а слева внизу,
    включая лантаноиды и актиноиды, располагаются
    металлы. Интересно, что эта диагональ получила
    название диагональ амфотерности.

    - Как вы думаете, почему? (Диагональ проходит
    через элементы с амфотерными свойствами Be, Al, Ge, Sb,
    Po, т.е. элементы, разделяющие типичные металлы от
    типичных неметаллов.)

    Просмотр видео фрагмента “Общие
    свойства металлов”.
    Затем обучающиеся в конспекте отмечают
    местоположение металлов


    1.1.

    Сюда попали элементы 1 группы главной
    подгруппы. Сколько электронов на внешнем слое? (1
    электрон).

    Элементы 2 группы главной подгруппы. Сколько
    электронов на внешнем слое? (2 электрона).

    Элементы 3 группы главной подгруппы. Сколько
    электронов на внешнем слое? (3 электрона).

    Сколько электронов у металлов побочных
    подгрупп: у скандия № 20 (2 электрона, железа № 26 (2
    электрона), серебра № 47 (1 электрон)?

    Что замечаем? (1, 2, 3 электрона на внешнем слое).

    Так какова же особенность электронного
    строения атомов большинства металлов? (На
    внешнем слое большинства металлов 1,2,3 электрона).

    В конспекте обучающиеся отмечают
    электронное строение металлов

    1.2.

    Ме +…)от 1е до 3е

    Исключение: Ме 4–7 групп главных подгрупп

    Причина: R атомов металлов больше R атомов
    неметаллов.

    А мы знаем, что каждый атом стремиться
    завершить свой электронный слой, свою
    электронную оболочку.

    Каким образом? (Присоединяя недостающие
    электроны или отдавая те, что находятся на
    внешнем слое.)

    Как себя будут вести атомы металлов? (Отдавать
    электроны.)

    Какие свойства при этом проявляются?
    (Восстановительные.)

    В конспекте обучающиеся отмечают
    восстановительные свойства

    1.3.

    Ме0 – nе = Меn+

    Ме0 – восстановитель.

    Сколько электронов могут отдать атомы
    металлов? (1, 2, 3, 4, 5, 6е.)

    Какие степени окисления могут принимать атомы
    металлов? (+1, +2, +3, +4, +5, +6, +7.)

    В конспекте обучающиеся отмечают
    возможные степени окисления

    1.4.

    Давайте проследим, как изменяются
    восстановительные свойства металлов в периодах
    и группах.

    В конспекте обучающиеся отмечают
    изменение восстановительных свойств в периодах
    и группах

    1.5.

    Переходим к характеристике простого вещества.

    В очередной раз я повторяю: “Свойства веществ
    зависят от строения”. Сегодня эту зависимость мы
    рассматриваем применительно к металлам. Давайте
    проследим причинно-следственную связь между
    строением атома, химической связью и физическими
    свойствами.

    В конспекте обучающиеся отмечают
    причинно-следственные связи

    2.1.

    Что мы знаем о строении атомов металлов? (На
    внешнем электронном уровне находится 1, 2, 3е.)

    Что с ними может произойти? (Они могут
    оторваться.)

    Давайте изобразим это на рисунке. Атомы легко
    переходят в ионы, а ионы могут переходить в атомы.

    В конспекте обучающиеся рисуют
    фрагмент кристаллической решетки и записывают
    определение металлической связи

    2.2. Металлическая связь осуществляется
    посредством взаимного притяжения атом-ионов и
    относительно свободных электронов.

    Рисунок 1.
    Строение кристаллической решетки металлов

    Химическая связь предполагает определенный
    вид кристаллической решетки. Металлическая
    химическая связь способствует образованию
    кристаллов с металлической кристаллической
    решеткой. В узлах кристаллической решетки
    находятся атом-ионы металлов, а между ними
    свободно движущиеся электроны. Металлическая
    связь отличается от ионной, т.к. нет анионов, хотя
    есть катионы. Отличается она и от ковалентной,
    т.к. не образуются общие электронные пары.

    Таким образом, кристаллическая решетка зависит
    и определяется видом химической связи, но в то же
    время является причиной для физических свойств.

    Давайте рассмотрим зависимость физических
    свойств от кристаллической решетки.

    Обучающиеся рассматривают в учебнике
    рисунок “Типы кристаллических решеток для
    веществ с разными видами связи” и делают выводы
    о существующей зависимости. В конспекте отмечают
    типичные физические свойства


    2.3.

    Тв., мет. блеск,

    электропроводн.,

    теплопроводн.,

    ковкость,

    пластичность,

    Ткип.., Тплав. высокие

    Общность физических свойств определяется
    наличием в кристаллах металлов относительно
    свободных электронов.

    Давайте вспомним понятие аллотропии.
    (Существование различных веществ, образованных
    одним химическим элементом.) Наиболее известны
    аллотропные видоизменения олова и железа.

    Один из учащихся делает сообщение об
    аллотропных видоизменениях металлов. На этом
    уроке записи в конспекте прекращаются. Конспект
    имеет приблизительно следующий вид

    Рисунок 2.
    Опорный конспект “Общие свойства металлов”

    III. Оценочно-рефлексивный этап.

    Итак, мы с вами познакомились с металлами, их
    строением, проследили причинно-следственную
    связь между строением и свойствами. Тогда
    давайте ответим на вопрос: “Так кто же знает
    больше о металлах – великий М.В.Ломоносов или
    вы?” (“Мы!”, — гордо отвечают дети). И это еще не
    все знания о металлах, на следующем уроке мы
    продолжим рассмотрение химических свойств.

    Я благодарю вас за активное участие на уроке.
    Мне было приятно с вами работать. Запишите в
    дневниках домашнее задание…

    На ваших столах лежат небольшие листочки,
    пожалуйста, поставьте отметку своей активности
    на уроке и укажите, что оказалось для вас трудным
    при объяснении на уроке.

    Список использованной литературы

    1. Габриелян, О. С. Химия. 9-й класс. Учебник для
    общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С.
    Габриелян. – М.: Дрофа, 2004. — 224 с.: ил.

    2. Габриелян, О. С. Химия. 9-й класс. Настольная
    книга учителя [Текст] / О. С. Габриелян, И. Г.
    Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. — 410 с.: ил.

    3. Годмен, А. Иллюстрированный химический
    словарь [Текст] / Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 270 с.:
    ил.

    4. Химия: Справочные материалы: Книга для
    учащихся [Текст] / Ю. Д. Третьяков, Н. Н. Олейников и
    др.; под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 1988.
    – 223 с. : ил.

    5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия [Текст] /
    Глав. Ред. В. А. Володин. – М.: Аванта +, 2000. – 640 с.:
    ил.


    Следующий: