Урок – лабораторное занятие по истории на тему: Три цвета Гражданской войны

Эпиграф к уроку:

Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.

М.Волошин. 1920 г.

План урока:

  1. Белые в Гражданской войне.
  2. Красные в Гражданской войне.
  3. Зеленые в Гражданской войне.
  4. Причины побед и поражений основных участников
    войны.

Предварительно класс делится на группы: каждая
группа будет исследовать одну из проблем урока –
“Белые в Гражданской войне”, “Красные в
Гражданской войне”, “Зеленые в Гражданской
войне”.

Вводное слово учителя:

Гражданская война –
испытание, посланное России. Страшнее нет для
страны события, ведь граждане одной страны воюют
друг против друга. Почему случилось подобное в
нашей стране, мы уже знаем, каковы причины
Гражданской войны, ее ход. Сегодня мы попытаемся
разобраться в программных установках ее
участников, попытаемся понять, в чем заключались
причины их победы или поражения.

Далее организуется работа в группах, учитель
напоминает правила работы в группе, поясняет, как
работает каждая группа.

Группа – “белые”.

1. Каковы причины гражданской войны с точки
зрения белого движения?

2. Проанализируйте документ. Из наказа особому
совещанию при главнокомандующем вооруженными
силами на юге России генерала Деникина.

  • Единая, Великая, Неделимая Россия…
  • Борьба с большевизмом до конца.
  • Военная диктатура…Вопрос о форме правления –
    дело будущего…
  • Сохранение за собственниками их прав на землю…
  • Создание и укрепление мелких и средних хозяйств
    за счет казенных и частновладельческих земель.
  • Восстановление законных прав владельцев
    фабрично-заводских предприятий и вместе с тем
    обеспечение рабочему классу защиты его
    профессиональных интересов…
  • Примирение интересов рабочего и работодателя,
    беспристрастное решение возникающих между ними
    споров.

Проведите сравнительный анализ программы и
тех мероприятий, которые к тому времени уже
провели большевики по следующим позициям:

а) национально-государственное устройство;
б) аграрный вопрос;
в) рабочий вопрос.

3. Проанализируйте данные учебника и выдержки
из документов, ответьте на вопрос: В чем видят
причины собственного поражения участники белого
движения? что думаете вы о поражении белого
движения?

Из записок В.В.Шульгина

.

“…Борьбу с большевиками превратили в борьбу с
революцией, прежде чем революция окончилась в
умах народа… Войну с большевиками вели как войну
с внешним врагом, а не как гражданскую войну,
опираясь на силу оружия, а не на сочувствие
народных масс… Деятелей революции с широкой
популярностью устраняли и преследовали. На
ответственные посты назначали людей старого
режима.… Проводили реакционные меры по
землевладению и национальному вопросу…и тем
давали оружие для большевистской агитации
местных самостийников”.

Из статьи П.Н.Милюкова

.

“Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди
искали идею и запятнали знамя… Добровольчество
не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с
исповедниками, героями, мучениками белой идеи
были стяжатели и душегубы… Добровольчество есть
плоть от плоти, кровь от крови русского народа”…

4. В чем, на ваш взгляд, сила и слабость белого
движения?

Группа – “красные”.

1. Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии
в марте 1919 года:

“ Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917
г. В России осуществила диктатуру пролетариата,
начавшего при поддержке беднейшего крестьянства
или полупролетариата созидать основы
коммунистического общества… Началась эра
всемирной пролетарской революции. Только
пролетарская, коммунистическая революция может
вывести человечество из тупика, созданного
империалистами и империалистическими войнами…

В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии
пролетариата состоит в том, чтобы проводя
неуклонно подавление сопротивления
эксплуататоров и идейно борясь с предрассудками
насчет безусловного характера буржуазных прав и
свобод, разъяснять…, что лишение политических
прав и какие то бы ни было ограничения свободы
необходимы исключительно в качестве временных
мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять
или восстановить свои привилегии.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ… Максимальное
объединение всей хозяйственной деятельности
страны по одному общегосударственному плану;
наибольшая централизация производств в смысле
объединения его по отдельным отраслям и группам
отраслей… Поголовная мобилизация всего
трудоспособного населения Советской властью…
должна быть применяема несравненно шире и
систематичнее, чем это делалось до сих пор…”



2. Выдержки из книги А.И.Деникина “Очерки
русской смуты”:

“Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая
неудовлетворенность существующим положением;
неизжитая еще рабья психология масс, инертность
большинства и полная безграничного дерзания
деятельность организованного, сильного волей и
беспринципного меньшинства; пленительные
лозунги: власть пролетариату, земля –
крестьянам, предприятия – рабочим и немедленный
мир.…Вот в широком обобщении основные причины
того неожиданного и как-будто противного всему
ходу исторического развития русского народа
факта – восприятия им или вернее непротивления
воцарению большевизма”.

3. Какие факторы, отмеченные в документах,
предопределили победу большевиков в гражданской
войне? Какие причины вы можете назвать еще?

4. Прочитайте текст из работы И.В.Сталина:

“Внутренняя Россия с ее промышленными и
культурно-политическими центрами Москва и
Петроград, — с однородным в национальном
отношении населением, по преимуществу русским,-
превратились в базу революции. Окраины же России,
главным образом южная и восточные окраины, без
военных промышленных и культурно-политических
центров, с населением в высокой степени
разнообразным в национальном отношении… -
превратились в базу контрреволюции”…

О каких преимуществах в ведении гражданской
войны говорится в документе? Как на практике
реализовывались эти преимущества большевиками?

5. Каковы, на ваш взгляд, причины победы
большевиков в гражданской войне?

Группа – “зеленые”.

1. Раскройте смысл выражения “демократическая
революция”.

2. Как менялось отношение крестьянства к
“красным” и “белым” в течение трех лет
гражданской войны?

3. Мнение историка Ю.А.Полякова: из книги “Гражданская
война в России: перекресток мнений”:

“Да, в растерзанной России существовали
значительные политические силы, которые
стремились занять среднюю позицию, избежать
крайностей основных противников, найти выход на
путях демократии, эволюции, реформ. Это течение
представляли меньшевики, эсеры, созданные ими
правительства на Волге, Урале, в Сибири, в
Архангельске. Программы, провозглашенные
меньшевиками и эсерами, казались весьма
разумными и привлекательными. Но жизнь показала,
что в условиях, дошедших до предела поляризации
политических сил, появление промежуточных
средних образований не дает должного эффекта.
Когда страна разделена баррикадами, находиться
между ними – невозможно. Меньшевики и эсеры не
устраивали ни большевиков, ни лагерь открытой
контрреволюции. Они не получили массовой
народной поддержки”.

4. Как вы думаете, почему большинство населения
не поддержало “демократическую” власть?

5. Проанализируйте документ “Из резолюции
участников митинга на Якорной площади
Кронштадта. 1 марта 1921 г.”

“- Немедленные перевыборы Советов тайным
голосованием ввиду того факта, что настоящие
Советы не выражают воли рабочих и крестьян.
- Свобода слова и печати для рабочих и крестьян,
анархистов и левых социалистических партий.
- Свобода собраний и профессиональных союзов для
рабочих и крестьян.
- Освобождение политических заключенных
социалистических партий.
- Отмена привилегированного положения
коммунистической партии и упразднение всех
вооруженных коммунистических отрядов, т.к. ни
одна партия не может пользоваться привилегиями
для пропаганды своих идей и получать от
государства средства для этих целей.
- Предоставление крестьянам полной свободы
действия на своей земле и права на личное мелкое
хозяйство.
- Уравнение пайка для всех трудящихся, за
исключением горячих цехов”.

6. На основании документа определите требования
восставших матросов, их место в расстановке
политических сил в ходе гражданской войны.

7. Подумайте, можно ли считать Кронштадтское
восстание антисоветским? антибольшевистским?

8. Сделайте выводы о силе и слабости позиции
зеленых. Какую роль сыграло крестьянство в
победоносном для большевиков исходе войны?

После работы групп совместно обсуждается
четвертый вопрос плана – причины побед и
поражений основных участников войны. Учитель
уточняет, корректирует и дополняет формулировки
учащихся, опираясь на исторические документы.
Основные положения урока заносятся в тетради.




Следующий: