Урок – лабораторное занятие на основе работы с текстовым и иллюстративным материалом: Внешняя политика Советского Союза в 1964–1985 гг

Изучение послевоенного периода в курсе истории
России всегда представляет определенные
сложности. Как правило, вторая половина XX века
изучается в конце года, когда учебного времени
остается совсем немного, и учитель должен помочь
девятиклассникам и одиннадцатиклассникам
освоить огромный объем материала за очень сжатые
сроки. Эти объективные трудности заставляют
изучать материал стахановскими темпами и, к
сожалению, огромное количество фактов в детских
головах перемешиваются и запутываются
окончательно. Периоды в истории страны теряют
для учащихся своеобразие и ассоциируются с
перечнем дат, за которыми часто для ребенка
ничего не стоит. Особенно трудно идет изучение
проблем внешней политики. Учеников затягивает
водоворот договоров, кризисов, доктрин, они с
трудом различают их и путают. Тенденции
развития международных отношений во второй
половине XX века изучаются в курсе Новейшей
истории зарубежных стран, поэтому хотелось
организовать изучение материала в другой форме
– образной, интересной, запоминающейся. В данном
случае не обойтись без иллюстративного и
художественного материала.

Использование средств наглядности объясняется
рядом причин:
– с помощью наглядности у учащихся формируются
образные представления и понятия об
историческом прошлом;
– наглядность можно использовать как исходный
источник знаний, как иллюстрирование рассказа
учителя, как средство закрепления материала, как
средство проверки знаний;
– изображения-портреты отражают образы
исторических личностей;
– событийные картины дают представление о
конкретных событиях, как правило, воссоздают
ключевой, яркий момент в истории;
– изображение-карикатура художественно
выразительна, четко отражает заложенную идею.
Работа с иллюстративными источниками требует
разъяснения сущности запечатленного события,
что развивает аналитические способности
ребенка.

Работа с источниками – документальным
материалом – требует серьезных умений. Во время
анализа документа активизируется процесс
мышления и воображения, развиваются умения
самостоятельной работы: извлекать информацию,
рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
соотносить исходные данные и информацию,
предоставляемую источником. Документ в сжатой
форме не только передает сущность события,
конкретизирует его, но доносит до нас и
эмоциональное отношение к нему, демонстрирует
возможность различной интерпретации
представленных фактов.



Фрагменты художественной литературы помогают
конкретизировать события, формировать яркие
образы прошлого, развивать интерес к предмету.
Художественные произведения, написанные
конкретным автором, изначально субъективны,
поэтому они заставляют учащихся анализировать
позицию автора, соглашаться с ней или спорить,
приводя разнообразные аргументы. Таким образом,
привлечение художественного материала также
способствует активизации познавательной
активности школьника.

План урока:

1. «Этот безумный, безумный, безумный, безумный
мир…» Чем была «разрядка»?
2. Запечатленное в слове…
3. Документы и художественные произведения об
изучаемом периоде.
4. Начало «холодной войны», «оттепель», Карибский
кризис, «разрядка», новое обострение… Что
дальше?

Вводное слово учителя.

После начала «холодной войны» мир отдохнул от
страха в годы «оттепели» и замер от ужаса во
время Карибского кризиса. В 1964 г. в советском
руководстве произошли изменения – Первый
секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета
Министров Н.С. Хрущев был отправлен в отставку.
Новым лидером партии стал Л.И. Брежнев, а главой
правительства – А.Н. Косыгин. Международная
обстановка на тот момент для СССР была
неоднозначной. После событий 1956 г. в
социалистическом лагере возникли противоречия.
Китай все больше претендовал на роль нового
лидера международного коммунистического
движения. По-прежнему сложной была проблема
региональных конфликтов (Вьетнам, Ближний
Восток) и соперничества СССР и США по мере их
развертывания. К концу 1960-х г.г. был достигнут
стратегический паритет в ракетно-ядерных
вооружениях с США. Стало ясно, что победа в
ядерной войне не только не принесет победы ни
одной из сверхдержав, но, скорее всего, уничтожит
планету. Мир пришел к «разрядке». Что мы включаем
в это понятие? Каково значение разрядки?
Попробуем ответить на эти вопросы по ходу урока.
Не стоит забывать, что внешняя политика СССР
по-прежнему имела три вектора – отношения со
странами Запада, с союзниками по
социалистическому лагерю и странами «третьего
мира». Рассмотрим, как повлияла разрядка на все
направления внешней политики СССР.

Продолжение урока




Следующий: