Урок-КВН по теме Углерод и кремний

Цели урока:

Обучающая:

  • обобщить знания учащихся по пройденной теме,
  • проверить степень усвоения материала, уметь
    применять свои знания на практике.

Развивающая:

  • развивать интерес к предмету, смекалку,
    эрудицию, умение быстро и четко формулировать и
    высказывать свои мысли, логически рассуждать,
    сравнивать свои знания.

Воспитательная:

  • воспитывать умение работать в коллективе,
  • сопереживать,
  • учить быть доброжелательным, деликатным по
    отношению к товарищам при их ответах,
  • учить быть дисциплинированным, внимательным
    при организации учебного труда.

Учитель:

Наш урок посвящен двум химическим
элементам.

Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.

В вопросе возникновения жизни, прежде всего
надо обратиться к данным об углероде.

Академик А.Е. Ферсман назвал его “основой
жизни, потому, что без углерода жизнь
невозможна”.

“Все органические вещества, из которых
построены живые организмы, отличаются от
неорганических тем, что в их основе лежит
химический элемент углерод”.

Едва ли знаете свободным этот элемент, который
здесь
Мы обсуждаем, очередным, однако, помните, он весь
Скрывается от наших взоров в стекле, песке и
хрустале.
И без сомнений, вы найдёте его повсюду на Земле.

Кремний – второй по распространенности
химический элемент в природе (после кислорода),
около 30% всей земной коры состоит из кремния.

Сегодня на уроке мы проведем необычный КВН –
химический.

Презентация

Темой КВН, как вы уже догадались, будут два
элемента IV главной подгруппы ПС химических
элементов Д.И.Менделеева — углерод и кремний.(1
слайд)

В КВН участвуют 3 команды (учащиеся трех рядов),
выбираем капитанов, они получают задания в
конвертах.

Всего 6 этапов, каждый этап оценивается. На
доске таблица для подсчета очков.

№ задания

1

2

3

4

5

6

1 команда

2 команда

3 команда

1 этап – Разминка

(За правильный ответ- 1 балл), (после ответов –
демонстрируется 2 слайд).

1. Какие аллотропные видоизменения углерода вам
известны?

2. Как объяснить свойства аллотропных
видоизменений?

3. Как доказать, что алмаз и графит образованы
одним и тем же элементом?

4. С помощью, каких явлений, которые вы могли
наблюдать в повседневной жизни, можно доказать,
что мясо, молоко, хлеб содержат углерод?

5. Где находят применение алмаз, графит?

6. В чем сходство и отличие высших оксидов
углерода и кремния?

2 этап

Домашнее задание

(За правильный ответ – 5 баллов)

(Каждая команда знакомит учащихся с ответами на
задания, которые у них были в конвертах и с
приготовленными заранее сообщениями).

Задание

  • 1 команды: Составьте уравнения реакций,
    протекающих с образованием оксида углерода(IV) в
    быту, в лаборатории, в промышленности.

Задание

  • 2 команды: Горящая свеча (лучина) гаснет в
    азоте и в оксиде углерода(IV).

Почему? Как эти газы можно отличить один от
другого?

Задание

  • 3 команды: Почему в огнетушителях используют
    гидрокарбонат натрия, а не карбонат натрия?

3 этап

– Экспериментальный

(За правильный ответ – 5 баллов).

Задание 1 команды: Какой-то проказник
проник в школьную лабораторию и оторвал все
этикетки с колб, а вам срочно понадобился раствор
соды. Ваши действия. Где применяется сода?
Задание 2 команды: Какой-то проказник
проник в школьную лабораторию и оторвал все
этикетки с колб, а вам срочно понадобился раствор
поваренной соли. Ваши действия. Где применяется
поваренная соль?
Задание 3 команды:

Какой-то проказник
проник в школьную лабораторию и оторвал все
этикетки с колб, а вам срочно понадобился раствор
серной кислоты?

Ваши действия. Где применяется серная кислота?

(3 слайд – как итог задания)

4 этап

Задание – соревнование.

(За быстрый и правильный ответ – 5 баллов).

Участвуют три человека от команды, они
выходят по очереди к доске, где заранее написаны
реакции. Дописать возможные уравнения реакций.

5 этап

классный.

(За правильный ответ – 5 баллов).

(Задания, выполняемые всей командой в классе, во
время проведения КВН).

Дописать возможные уравнения реакций, решить
задачу.


1 команда

2 команда

3 команда

CaCO3 + NaOH —> H2SO4+ HCl —> CaCO3 +? —> ? + CO2 +H2O
NaOH + H2SO4 —> CaCO3 + H2SO4 —> K2 SO4 + CO2 +H2O —>
CaCO3 —> CaCO3 +KOH —> CaCl2 +Na2 Si O3 —>
Si O2 + H2SO4 —> CaO + CO2 —> CaO + Si O2 —>
Ca2+ + CO3-2 —> H+ + OH- —> CaCl2 ++ NaOH —>
Задача:

При восстановлении оксида
железа (111) углеродом, было получено 10,08 г железа,
что составило 90% от теоретически возможного
выхода. Какова масса взятого оксида железа (III)?

Задача:

Сколько силиката натрия
получится при сплавлении оксида кремния (IV) с 64,2
кг соды, содержащей 5% примесей?

Задача:

При действии соляной
кислоты на 50 г карбоната кальция получилось 20г
оксида углерода (IV). Каков выход оксида углерода
(IV) (в %) от теоретически возможного?

6 этап

Рассказ-фантазия.

Представьте себе, что на Земле не стало
элементов углерода и кремния. Что будет?

Пока подводятся итоги КВН, можно предложить
дополнительные вопросы, разгадывание кроссворда
(при условии наличия времени). (слайд 4)

Кроссворд.

По вертикали:

1. Соль угольной кислоты.

По горизонтали:

2. Самое твердое природное вещество на Земле.

3. Строительный материал.

4. Вещество, применяемое для изготовления теста.

5. Соединения кремния с металлами.

6. Элемент главной подгруппы 1V группы ПС
химических элементов.

7. Соли угольной кислоты, содержащие водород.

8. Природное соединение кремния.

В конце урока подведение итогов, поздравление и
награждение победителей.


СООБЩЕНИЯ

Сообщение 1 команды:

История кремния – очень интересна. В эпоху
палеолита, т.е. 800-1 000 тысячелетий тому назад,
кремний помог человеку в борьбе за жизнь. Этот
твердый камень, от которого легко отбить кусок с
острыми краями, послужил материалом для первого
оружия (наконечником копий и стрел) и первых
орудий труда (топоров, ножей и т.д.). Позднее, когда
на смену камню пришли медь, бронза, железо,
кремень нашел использование в виде огнива. При
ударе твердого кремния о железо от него
отрываются мелкие осколки, нагретые до высокой
температуры, вследствие быстрого перехода
механической энергии удара в тепловую. А
раскаленное железо легко загорается на воздухе и
воспламеняет трут. До изобретения спичек такой
способ добывания огня был широко распространен.
По этому же принципу устроено старинное оружие -
кремневый пистолет, только в нем вместо трута
воспламеняется порох.

Сообщение 2 команды:

В неорганической природе кремний, пожалуй,
играет столь же важную роль, как углерод в живой.
По распространенности в земной коре кремний –
второй (после кислорода) элемент.12% массы земной
коры составляет кремнезём и более75% — более
сложные кислородные соединения кремния (глины,
сланцы, полевые шпаты, слюды и т.д.) Попадая в
ткани растений и отлагаясь в них, соединения
кремния повышают их жесткость, и способность
расти вверх. Не случайно особенно много кремния в
растениях “ высокого роста” — в бамбуках хвощах;
зола одного из хвощей содержит до 20% SO2. Много
кремния и в стеблях жесткой осоки (вспомните, как
не приятно – точно острием бритвы – порезаться
осокой)

Сообщение 3 команды.

Углерод – один из немногих элементов, имя
первооткрывателя которого неизвестно. Алмаз,
графит, не говоря уж об угле, знакомы
человечеству с древнейших времен.

Атом углерода имеет два устойчивых изотопа: 12С
и 13С. Очень важен радиоактивный изотоп
углерода 14С, испускающий & — частицы и
имеющий период полураспада = 5570 лет.

Открытие этого изотопа имело чрезвычайно
важные последствия для археологии, геологии,
палеонтологии и истории! С помощью этого изотопа
ученые смогли довольно точно определять возраст
углеродсодержащих пород, стоянок древнего
человека, его утвари, останков животных и
растений, давно исчезнувших с лица Земли.
Определяя радиоактивность неживого
органического вещества, и сравнивая её с
радиоактивностью такого же количества
органического вещества живого растения, можно
рассчитать время, в течение которого происходил
распад 14С. Иными словами – узнать возраст
находки.

Недаром говорят, что все науки связаны между
собой и зависят друг от друга.

(Слайд 5)

Презентация

Следующий: