Урок, которого не было. Глобализация: трактовки и оценка феномена


Будущий мир не будет ни западным, ни
незападным, но унаследует все культуры,
которые мы заварили в одном тигле.

А. Тойнби.


1. Методическое обоснование темы занятия:

Данное внеурочное занятие может быть проведено
в рамках Фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего
Урала”. Проблемы глобализации и глобальных
проблем рассматриваются на различных ступенях
образования в курсах истории, обществознания,
географии, биологии, следовательно, занятие
может носить интегративный (межпредметный)
характер.


Учебная дисциплина Тема урока, в которой рассматриваются
проблемы глобализации
Ступень образования Класс

Курс

Уровень образован.
история Единство и многообразие современного
мира
основное общее образован. 9 новейшая история базов.
Глобальные проблемы современности среднее (полное) образован. 11 всеобщая история базов.
общество-знание Глобализация человеческого общества среднее (полное) образован. 10 обществознание (авт. Кравченко А.И.) базов.
Глобальные проблемы современности среднее (полное) образован. 11 обществознание (авт. Боголюбов В.Н.) базов.
биология Биосфера – глобальная экосистема среднее (полное) образован. 11 базов.
география Глобальные проблемы человечества среднее (полное) образован. 11 базов.

Тема вызывает интерес учащихся и, как правило,
выходит за рамки учебного часа, предусмотренного
программой. Интерес к вопросам глобализации
обусловлен тем, что взросление человека
предполагает осознание им своих, более широких
связей с миром, с его общим культурным,
экономическим, образовательным и т.д. достоянием.
Сейчас всё больше данных о том, что традиционные
социальные силы, много веков регулировавшие
поведение человека (семья, школа, церковь),
несколько утратили свой авторитет, поскольку всё
большее значение приобретают каналы массовой
связи и информации. В обществе всё сильнее
просматриваются черты массового сознания и
массовой культуры, поэтому необходимо знать и
учитывать, чтобы понимать их влияние на
поведение людей. Люди планеты Земля всё глубже
осознают себя как единую общность, где каждый
связан со многими тысячью нитей. Проблема
приобретает особую значимость в связи с ростом
интеграционных процессов в разных областях:
экономике, политике, спорте, культуре, туризме…
Без учёта этих процессов современному человеку
трудно выстраивать свою траекторию жизни.
Особенности современной
социально-образовательной ситуации также
предъявляют новые требования к образованности
учащихся. Обращение к вопросам глобализации на
ступени основного общего образования позволит
заложить основы понимания основных фактов,
процессов и явлений, характеризующих
целостность и системность отечественной и
всемирной истории, которые содержат требования к
уровню подготовки выпускников средней (полной)
школы на базовом и профильном уровнях

В 9-м классе данный материал подлежит изучению,
но не является объектом контроля и не включается
в требования к уровню подготовки выпускников.


Стандарт основного общего
образования по истории
Тема урока и основные вопросы Целевая установка
Глобализация и её противоречия Единство и многообразие современного
мира

1. Глобальные проблемы современности.

2. Предпосылки глобализации, её компоненты и
противоречия.

3. Единство и многообразие как ценности
современного общества. Культурное наследие XXI
века.

Глобализация – многосторонний
процесс, направленный на формирование
всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей,
информации и т.д., который среди прочих задач
обусловлен необходимостью решения глобальных
проблем современности. Вместе с тем глобализация
создаёт серьёзные проблемы, связанные с
национальной самобытностью, традиционными
укладами жизни, экономической
самостоятельностью. Глобализация как
необратимое и закономерное явление конца
XX-начала XXI века требует структурных реформ и
заставляет правительства искать пути к
взаимодействию и сотрудничеству, как на
международном уровне, так и внутри страны с
различными слоями общества и общественными
институтами.
Единство и многообразие
осознаются как ценности современного мира и
факторы его выживания.


2. Развёрнутая целевая установка

На межпредметной основе расширить
представления учащихся о глобализации как
многостороннем и противоречивом в своих целях и
последствиях необратимом процессе, влияющем на
политику государств и партий, на международные
политические, экономические и культурные
отношения, на людей и общество в целом.

Способствовать формированию ответственного,
гуманистически ценностного, гражданского
сознания, соответствующего реалиям современного
мира.

Способствовать развитию познавательных умений
проводить поиск необходимой информации в разных
источниках, систематизировать и обобщать
последнюю на широкой межпредметной основе, по
предложенному плану характеризовать
исторические явления и процессы, определять и
объяснять своё отношение и оценку наиболее
значимых фактов прошлого и современности.


3. План занятия:

1. Глобализация в свете различных источников
информации: подходы к определению.

(Словари, энциклопедические издания,
научно-популярная литература, учебная
литература, CD – пособия, Интернет…)

2. Предыстория вопроса.

- Когда началась глобализация?

- Каковы её предпосылки?

- По каким направлениям развивалась?

- Каковы этапы развития?

3. Характеристика современного этапа
глобализации.

(Достижения, последствия)

4. Современные тенденции
социально-экономического и
социально-культурного взаимодействия Среднего
Урала с различными регионами страны и мира.

(экономическое сотрудничество, культурные
связи, взаимодействие в решении глобальных
проблем)

5. Каким будет новый глобальный мир?

- три сценария;

- дискуссия: “за” и “против”

6. “ Человечеству предстоит сделать свой
выбор”.

- “Конфликт цивилизаций” или создание единой
человеческой цивилизации?

- Каков твой выбор?


4. Система вопросов и заданий для
самостоятельной работы учащихся с одним из
содержащихся в материалах рубрики источников:

Для работы учащимся предлагается текст из
рубрики “Гордиев узел”

автор Андре Роппер “Выбор человечества –
глобализация” (историко-географический
очерк).//История №18 2006г., с.16-21.

1. Как называется документ, к какому виду
источников он относится?

2. Кто является автором источника? Что вам
известно об этом человеке, его жизни и
деятельности? Постарайтесь найти сведения о нём.

3. Когда был создан документ? Как это можно
понять из его содержания?

4. Где опубликован этот текст? Где можно
прочитать его полную версию?

5. Объясните основные (новые) понятия,
употребляемые в тексте.

6.Какова его главная идея?



7. Какие направления глобализации выделяет
автор?

8. Какие причины формулирует автор, доказывая
свою точку зрения?

9. Используя знание истории, географии, сведения
энциклопедических и других видов источников,
докажите или опровергните истинность
используемых автором исторических фактов,
различий между названными группами стран и
цивилизаций, укажите их расположение на карте.



10. По тексту определите отношение автора к
излагаемым фактам.

11. Приведите собственные примеры
сотрудничества и соперничества Запада и
“незападных” стран.

12. Как Вы думаете, с какой целью автор включил в
текст конкретные примеры и факты истории? В чём
он хотел убедить читателя?

13. Можно ли на основе данного источника
определить позицию автора? Кто он – сторонник
глобализации или антиглобалист?

14. Разделяете ли Вы суждения, оценки, выводы
автора?

15. Оцените значимость источника в понимании
процессов развития современного мира.


5. Познавательные задания и критерии их
проверки:

Для индивидуальной работы:

1. В приведённом ниже определении понятия
“глобализация” найдите и подчеркните одной
чертой его родовые признаки, двумя – видовые
признаки: “Глобализация – это формирование
всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей,
информации и т.д.”.
Какие ещё сферы, кроме
перечисленных в этом определении, охватывает
глобализация? Продолжите перечисление видовых
признаков понятия.

Критерии проверки:

- Дан правильный ответ — 5 баллов.

- Названы сферы общественной жизни — 5 баллов.

- Продолжено перечисление видовых признаков,
названо 3 и более признака — 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 15.



2.Объясните, почему перечисленные ниже
исторические события можно отнести к глобальным,
имеющим значение для всего человечества. Каковы
были последствия этих событий?

а/ I век н.э. Восточная Римская империя –
зарождение христианства.

б/ 1492 год – открытие Америки.

в/ 1980 год – начало спутникового вещания CNN.

г/ с середины 1990-х г.г. – стремительное
распространение Интернета.

Какие ещё исторические события имели
общемировое значение?

Критерии проверки:

- Дано аргументированное объяснение – 5 баллов.

- Названы последствия событий (не менее 3-х) – 10
баллов.

- Дополнен перечень событий собственными
примерами (не менее 3-х) – 5 баллов.

- Дано аргументированное объяснение
приведённым примерам, названы последствия этих
событий (не менее 3-х к каждому)– 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 30 баллов.

3. Верны ли следующие суждения?

а/ Один из важнейших факторов, способствовавших
процессу глобализации, развитие финансовых и
экономических связей.

б/ В процессе глобализации происходит усиление
экономической интеграции, развитие
международной торговли, формирование
международных валютных зон.

Критерии проверки:

- Дан верный ответ – 5 баллов.

- Приведены аргументы в пользу своего выбора (не
менее 3-х) – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 10.

4. Заполните схему. Приведите примеры.

Критерии проверки:

- Заполнены все “ячейки” кластера – 5 баллов.

- Приведены примеры (продолжена схема по
собственной инициативе, проявлено творчество) –
10 баллов.

Максимальное количество баллов – 15.

5. “Глобализация – это комплексное, растущее
единство современного мира”.

Какая оценка глобализации как культурно –
исторического явления содержится в этом
высказывании? Выберите подходящий ответ и
аргументируйте своё мнение: а/ позитивное, б/
нейтральное, в/ негативное.

Критерии проверки:

- Дан верный ответ – 5 баллов.

- Мнение аргументировано, приведено не менее 3-х
аргументов – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 15.

Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.

Каждый учащийся 9-го класса имеет право
обратиться за помощью при выполнении работы к
группе консультантов, сформированной из числа
учеников 10-11-х классов. На количестве баллов это
не отражается.

Для групповой работы:

Класс делится на 4 группы, каждая из которых
имеет куратора-ученика 10 или 11 класса.

1.Проанализируйте позитивные и негативные
результаты глобализации в основных сферах
общественной жизни с точки зрения разных
субъектов
этого процесса:

1-я группа – стран, представляющих центры
мировой экономики.

2-я группа – развивающихся стран;

3-я группа – представителей ТНК и ТНБ;

4-я группа – обывателей, т.е. людей, далёких от
политики и не участвующих в крупномасштабной
экономической деятельности. Страна и регион
мира, где они проживают, не имеют значения.

Выполняя задание, каждая проблемная группа
заполняет на листе ватмана свою сравнительную
таблицу, которая во время презентации ответа
вывешивается на доску.

Группа консультантов-старшеклассников в
данном случае исполняет роль судейской коллегии
и заполняет “Судейскую карточку”


Группа Содержательность плаката Содержательность устной защиты Этетика творческой работы Глубина ответов на вопросы
10 баллов 20 баллов 10 баллов 10 баллов

Критерии проверки:

- Отождествление участников группы с
представителем конкретного субъекта – 10 баллов.

- Целостность, внутренняя стройность и
законченность выступления во время презентации
– 10 баллов.

- Сотрудничество в группе, включённость каждого
участника в работу – 10 баллов.

- Результаты “судейской карточки” — 40 баллов.

Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.

6. Интеграция содержания учебной темы с НРК:

НРК ГСОО принят в 2006г. Рассмотрение вопросов
глобализации прослеживается в содержательной
линии образования “Социально-экономическая и
правовая культура”.

Одной из задач занятия может являться:
знакомство с особенностями экономического
состояния и перспективами развития Свердловской
области.

Обязательный минимум содержания образования:
история и современные тенденции
социально-экономического и социокультурного
взаимодействия СреднегоУрала с различными
регионами мира.

Требования к уровню образованности
обучающегося (выпускника):
предметно-информационная составляющая – знать
историю Урала, особенности его
социально-политического и экономического
развития.

Деятельностно-коммуникативная составляющая –
уметь сочетать личные интересы с интересами
конкретного муниципального образования,
региона, страны, мира.

Вопросы и задания для групповой работы:

Внимательно изучите предложенную информацию и
выполните задания к ней.

1.Товарная структура экспорта и импорта в
Свердловской области за 2005г.


Вид продукции

Экспорт

Импорт

млн. дол. в % к итогу млн. дол. в % к итогу
всего 831,7 100 143,5 100
продовольственные товары и
сельскохозяйственное сырьё
_ _ 10,5 7,3
минеральные продукты 16,4 2,0 10,5 7,3
продукция химической промышленности,
каучук
38,1 4,6 4.3 3,4
кожевенное сырьё и пушнина, изделия из
них
_ _ 0,1 6,9
древесина, целлюлозно-бумажные изделия 21,8 2,6 3.2 2,2
текстиль и текстильные изделия, обувь _ _ 6,4 4,5
металлы и драгоценные камни 722,2 86,8 3,4 2,4
машины, оборудование и транспортные
средства
17,0 2,1 94,7 65,6
другие товары и услуги 16,2 1,9 10,4 7,2

1. На основании таблицы сделайте все возможные
выводы ( не менее 5-ти).

2. Используя знания, полученные на занятиях по
географии Свердловской области и истории Урала,
средств массовой информации, Интернета и др.,
а/ дополните содержание первой колонки таблицы;
б/ назовите конкретные предприятия, участвующие
в экспорте продукции;
в/ на карте отметьте связи Свердловской области с
различными регионами мира.

3. Приведите примеры сотрудничества нашего
региона и мирового содружества в других сферах
общественной жизни.


7. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:

1. В каких сферах общественной жизни процесс
глобализации носит наиболее противоречивый
характер? Почему вы так считаете?

2. Кто из субъектов глобализации больше других
сталкивается с её противоречиями и негативными
следствиями этого процесса?

3. Разделяете ли вы точку зрения о том, что
глобализацию нельзя остановить?

4. Как вы понимаете лозунг современного мира
“Единство в многообразии”?

5. Возможна ли типология многообразия
(единообразия) современного мира?

6. Как вы понимаете слова, взятые в качестве
эпиграфа нашего занятия? Можно ли с ними
согласиться?

7. Согласны ли вы с мнением А.Д.Сахарова?
Обоснуйте свою точку зрения.

“Разобщённость человечества угрожает ему
гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая
термоядерная война; катастрофический голод для
большей части человечества; оглупление в дурмане
“массовой культуры” и в тисках
бюрократического догматизма; распространение
массовых миров, бросающих целые народы и
континенты во власть жестоких и коварных
демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых
результатов быстрых изменений условий
существования на планете”.




Следующий: