Урок-конкурс Атом и люди

Цели:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Атомная и ядерная физика»;
  • создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученной теме;

Развивающие:

  • научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её, умению выразить свою точку зрения и обосновать её;
  • научить детей работать индивидуально, в группах развивать умение размышлять, переводить образную информацию в виде схем, диаграмм в словесную, и наоборот, вести диспут;

Воспитательные:

  • пропагандировать разумное и осторожное обращение с «мирным», но опасным атомом.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

На доске: плакат, на котором указываются этапы работы класса “Вспоминай – смотри – делай выводы – поделись идеями”

Мотивация: Учение об атомах стало важнейшей областью физики. Много проблем ставит перед нами жизнь. Одни решаются очень легко. Над другими человечество бьется тысячи лет. Мир атома никто не видел, но, тем не менее, он реален, огромен, богат и… опасен. Он состоит из множества миров. Побываем в них: А для этого совершим ряд путешествий. Во время этих путешествий вы можете проявить свои разнообразные способности и знания, умение размышлять, переводить образную информацию в виде схем, диаграмм в словесную, и наоборот, вести диспут, понимать и пропагандировать разумное и осторожное обращение с «мирным», но опасным атомом в наших конкурсах будут участвовать 2 команды: сформируем их. Работа каждой команды оценивается баллами. В итоге определится команда – победительница. Добившаяся лучших результатов: она получит вымпел и приз, а все участники, болельщики и зрители, надеюсь,- удовольствие и приятные эмоции.

Так как без судейской коллегии, т.е. жюри, нам не обойтись, давайте сформируем этот орган, мэтры прошу занять свои места: ваша задача: оценивать каждый конкурс.

Путешествие первое – «В мир слов и словосочетаний»

Его цель: проверить понимание «языка» атомной физики, важнейших терминов. Задание /обеим командам/: быстро и без подготовки объяснить смысл: слов- атом, протон, нейтрон, нуклон, ядро атома, изотоп; словосочетаний – ядерная реакция, естественная радиоактивность, ионизирующее излучение, период полураспада.(Называют термины команды по очереди). Каждый правильный ответ оценивают в 1 балл.

Путешествие второе – «в Швецию, в Стокгольм»

Следующая часть наших экскурсов связана с историей. Путешествие второе – «в Швецию, в Стокгольм».Цель: получить информацию об учениях – физиках и химиках, удостоенных Нобелевской премии за вклад в науку об атоме и атомном ядре.

И так что вы увидите в Стокгольме? Команды отвечают на него по очереди: повторяться нельзя. На слайде столбик записи: дата: (год присуждения премии) и рядом с ней – фамилия ученого.

Задача: назвать, какая именно работа отмечена наградой. После получения ответа от команды высвечивается вторая дата и вторая фамилия: ответ дает другая команда. Каждый полный верный ответ – 2 балла. Материал (слайд 4)

А.Бейкерель…

1903 – П.Кюри, М.Складовская-Кюри…
1922 — Н. Бор…
1927 — Ч. Вильсон…
1929 – Л.е Бройль…
1935 – Дж. Чэдвик…
(Ответы А. Беккерель – за открытие спонтанной радиоктивности и т.д.)

Путешествие третье – «В мир нематериальных памятников»

Цель- установить: какие единицы измерения, используемые в физике атома и атомного ядра, названы в честь ученых увековечения их имен и памяти о научных заслугах. Каждая команда по очереди называет известную ей единицу измерения и дает пояснения: как её обозначают, в честь кого она названа, что ею измеряют. Каждая верная порция информации оценивается в 1 балл.(Ответы.Беккерель. Обозначение: Бк, относится к Международной системе единиц /СИ/, служит для измерения активности радиоактивного источника. 1 Бк равен активности, при которой происходит 1акт распада за1с. Названа в честь французского физика А.А.Беккереля, открывшего радиоактивность и т.д.).

Путешествие четвертое– «В царство фактов»

А теперь- несколько экскурсов, имеющих отношение к практике: использованию энергии атома Перед нами две иллюстрации/ диаграмма – рис 1 и схема рис 2/ Каждой команде нужно прокомментировать одну, отталкиваясь от факта, связанного с темой вечера, сделать вывод. Максимальная оценка за каждый комментарий 5 баллов



Путешествие пятое – «В царство фактов» (продолжение)

Вниманию команд представляют выдержки из прессы. Нужно прочитать доставшуюся, поразмыслить над её содержанием и дать объяснение фактам, ответив на вопросы «Почему?», «Чем это вызвано?», «Что нужно предпринять?». Каждый ответ оценивают исходя из трех максимальных баллов.

Факт № 1 Агентство Прайм – ТАСС сообщило, что Япония решила направить 120 млн.долларов на утилизацию списанных атомных подводных лодок Тихоокеанского флота России. Наша страна поблагодарила Японию за помощь в осуществлении реформ.

Факт № 2. Авария на Чернобыльской АЭС внесла серьезные коррективы в энергетический комплекс Европейского континента: Заметно возросла доля энергии, получаемой от сжигания газа, нефтепродуктов и углей, хотя раньше сжигание природного газа для производства электроэнергии считалось неквалифицированным и неэффективным его использованием. Появились новые поставщики газа: Египет, Иран, ОАЭ, Азербайджан, Россия и др. Каковы положительные и отрицательные последствия этой тенденции?

Путешествие шестое – «В мир ядерных реакций».

Его цель: воспроизвести (докончить записи уравнений ядерных реакций и прокомментировать их. Каждый правильный ответ 2 балла (1+1)

Задание команде 1. Записать реакцию первого осуществленного человеком превращения одного химического элемента в другой. Исходное вещество – изотоп азота, облученный альфа – частицами; среди полученных продуктов наблюдался протон. Реакция выполнена Э Резерфордом в 1919г.

Задание команде 2.Записать уравнения ядерной реакции, впервые вызванной ускоренными протонами. Исходный элемент – изотоп лития. На промежуточной стадии были получены две альфа – частицы. Реакцию осуществляли Д.Кокрофт и Е. Уолтон в 1932 г.

Путешествие седьмое – «В мир физических законов и постулатов»

Вопрос команде 1 Какие 2 закона действуют при протекании ядерных реакций? Дайте развернутый ответ.

Вопрос команде 2 Запишите формулу, выражающую второй постулат Бора, который лег в основу его теорий атома: прокомментируйте ее

Ведущий 2. Сейчас вам предстоит побывать в мире, созданном ученым для облегчения проникновения в тайны вещества.

Путешествие восьмое – «В мир научных моделей»

По предлагаемым вам иллюстрациям – моделям нужно каждой группе составить возможно более полный и яркий рассказ. В нем обязательно раскрыть, что такое «модель»и, если можно то чем она в данном случае отличается от реальности Максимальная оценка каждого ответа 5 баллов.

Ведущий1. Рассуждения – построение мысли. Это – умение важнейшее; оно требуется не только ученым, но и врачам, инженерам, историкам, короче говоря – всем. За ними мы и отправляемся теперь в путь.

Ведущий -2 А сейчас нас ждут поездки, связанные с радиационной безопасностью, экологией нашей жизни. В путь!

Путешествие десятое – «В мир производственных начальников»

Задание для капитана команды 1. Вы – директор продовольственной базы, обслуживающей большую сеть магазинов. Вам доставили для реализации партию картофеля и сырые мясные полуфабрикаты, обработанные с помощью радиации для подавления прорастания (картофеля) и размножения микроаргонизмов (в мясе). Вам известно, что такая обработка разрешена, но при соблюдении определенных условий. Что вы предпримите, чтобы обезопасить покупателей?

Задание для капитана команды 2. Вы – начальник большого объекта, находящегося в зоне, где возможна радиация. Какие меры радиационной защиты вы распорядитесь выполнить?

Путешествие шестнадцатое – «В мир агитации»

Задача каждой команды придумать и изготовить по одному плакату «Атом диктует…», обращенному к людям нашей планеты с призывом быть разумными и осторожными в общении с Атомом. Плакаты должны быть краткими и броско оформленными.

Презентация




Следующий: