Урок-конференция Химия и повседневная жизнь человека


Эпиграф: «Разве вы не видите, что перед
вами весы, на одной чаше которых ваше могущество,
на другой – ваша ответственность». (В. Гюго)

Цель: показать положительную и
отрицательную роль химии в жизни общества,
влияние химических веществ на живую и неживую
природу.

Оборудование:

  • Карточки-задания для учащихся.
  • Демонстрационный материал: крем, духи, зубная
    паста, помада, пудра, лосьон, шампунь,
    консервированные огурцы, помидоры.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

  • Озвучивание темы урока
  • Постановка цели урока

II. Постановка проблемы

Химия – добро или зло?

Результаты опроса
одиннадцатиклассников


Что вы знаете о средствах
гигиены и правильном их использовании?

Знаю много и применяю знания на практике 11
Знаю много, но не применяю знания на практике 6
Знаю мало 3
Ничего не знаю
Что вы знаете о строительных
материалах и правильном их использовании?
Знаю много и применяю знания на практике
Знаю много, но не применяю знания на практике 6
Знаю мало 14
Ничего не знаю

III. Защита исследовательских работ
учащимися:

Группа №1

Тема: «Чистота и здоровье человека»
(материал в разделе «Химик в парикмахерской»)

Цели:

  • Изучить состав и свойства как современных, так и
    старинных средств гигиены.
  • Показать, как знание химии позволяет более
    грамотно выбирать средства гигиены

Задачи:

  • Провести опрос среди одиннадцатиклассников
    что они знают о средствах гигиены.
  • Провести исследование состава и свойств
    различных средств гигиены.

Гипотеза

  • Средства гигиены позволяют сохранить здоровье
    человека.

Проблема:

  • Средства гигиены – польза или вред?

Исследование проблемы

Опрос одиннадцатиклассников:
Что вы знаете о средствах гигиены и
правильном их использовании?

Приложение 1

Вывод:

Группа №2

Тема: «Салон красоты»

Цели:

  • Изучить состав и свойства некоторых
    препаратов гигиенической, лечебной и
    декоративной косметики
  • Научиться грамотно использовать препараты
    гигиенической, лечебной и декоративной
    косметики

Задачи:

  • Провести опрос среди одиннадцатиклассников.
    что они знают о средствах гигиены.
  • Провести исследование состава и свойств
    различных средств гигиены.
  • Изучить приемы грамотного использования
    препаратов гигиенической, лечебной и
    декоративной косметики

Гипотеза:

  • Средства гигиены позволяют сохранить здоровье
    человека.

Проблема:

  • Косметические средства приносят пользу или
    вред?

Исследование проблемы

Задание №1

Представьте, что вы решили заняться
производством губной помады. Основу губных помад
составляют природные воски или их синтетические
аналоги. Воски относятся к классу липидов и
являются сложными эфирами высших жирных кислот и
высокомолекулярных спиртов. Имеющееся у вас
сырье позволяет изготовить помаду одного из двух
составов. В основе первого – пчелиный воск –
природная смесь, основной компонент которой –
эфир пальмитиновой кислоты С15Н31СООН,
и миристинового спирта СН3(СН2)12СН2ОН,
второго – синтетические эфиры пальмитиновой
кислоты и цетилового С16Н33ОН и
стеарилового С17Н35ОН спиртов.
Себестоимость производства помады по каждой из
рецептур примерно одинакова. Какой рецепт вы
выберете, если предполагается основной объем
продукции реализовывать в южных районах?

Ответ:

Очень важное свойство помады – достаточно
высокая температура плаления, чтобы помада не
размазывалась на губах и не размягчалась при
хранении. Это особенно важно в условиях жаркого
климата, где помада может плавиться и терять
товарный вид при хранении. Поэтому следует
предпочесть те компоненты, у которых более
высокие температуры плавления. В соответствии с
изменениями свойств органических соединений
одного класса в гомологических рядах у состава
на основе цетилового и стеаринового спиртов
более высокая температура плавления.

Задание №2

Известно, что ацетон хорошо растворяет все лаки
и эмали для ногтей, и с его помощью легко удалить
лак с ногтей. Но, разбавляя ацетоном засохший лак,
мы замечаем, что после этого он ложится на ногти
неровно. Почему. Ответ вам подскажет информация о
составе лака, указанная на флакончике.

Ответ:

Чтобы лак ровно ложился на ногти, он должен
иметь оптимальную вязкость и время высыхания.
Поэтому в состав лака входит смесь
растворителей, чаще всего этилацетат,
бутилацетат, изопропиловый спирт. У ацетона
очень низкая температура кипения – 35оС,
поэтому он очень быстро испаряется, и лак,
разбавленный ацетоном, ложится неровно. Поэтому,
если вам жалко выбросить пузырек с засохшим
лаком, разбавьте его специальной жидкостью для
снятия лака с ногтей.

Задание №3

Лосьоны для очистки кожи лица – один из самых
распространенных косметических препаратов.
Производители, рекламируя свой товар, уверяют
нас, что он содержит уникальные вещества,
обладающие особыми очищающими свойствами. В
действительности основной компонент любого
лосьона – спирт, и приготовить лосьоны можно
самим. Состав простого лосьона для жирной кожи:

Спирта – 20%
Лимонной кислоты – 2%
Ацетата алюминия – 0,3%, несколько капель духов
или одеколона и кипяченой воды до 100%. Спирт можно
заменить водкой.

Задание №4

В старинных рецептах для очистки кожи лица
рекомендуют применять отруби, так как в
настоящее время установлено, что в них
содержатся кератолитические ферменты. Как по
вашему мнению, эффективнее пользоваться этим
старинным средство: размешать в теплой воде и
нанести на лицо или сначала заварить кипятком и
только после этого наносить на кожу?

Ответ:

Очищающее действие отрубей заключается в
ферментативном разрушении кератина, из которого
состоят слущивающиеся частички кожи. Поскольку
ферменты действуют при температурах, не
превышающих температуру теплокровных животных,
а при сильном нагревании разрушаются, заваривать
отруби кипятком не следует.

Задание №5

В одном из учебников химии, изданных для
школьников в Великобритании («Солтеровская
химия»), приводится информация о составе
косметических средств, применяемых женщинами в
древности: белила для лица – свинцовые белила 2PbCO3*
Pb(OH)2, румяна – красный фосфор Р; губная
помада – киноварь HgS; тени для век – аурипигмент A2S3;
тушь для ресниц – стибнит Sb2S3. Что
вы можете сказать об этих рецептах с точки зрения
современных знаний о свойствах перечисленных в
списке соединений?

Ответ:

Соединения ртути, свинца, сурьмы можно отнести
к ядовитым, при длительном использовании они
накапливаются в организме и могут вызывать
серьезные отравления. Красный фосфор может
вызывать ожоги кожи.

Задание №6

Выражение «сурьмить брови», «насурьмленные
брови» наверняка встречались вам в книгах,
описывающих жизнь русских дворян и аристократии
прошлых веков. Как вы думаете, каково
происхождение этих выражений?

Ответ:

В те времена для подкрашивания бровей
использовали мягкий природный минерал –
сурьмяный блеск Sb2S3, который имее
цвет от серого до черного с синевой или радужной
побежалостью и чем-то напоминает современные
тени с перламутровым отливом.



Приложение 2

Вывод:

Группа №3

Тема: «Капитальный ремонт»

Цели:

  • Изучить состав и свойства некоторых
    строительных материалов.
  • Научиться использовать знания для решения
    бытовых проблем и извлекать прикладную
    информацию из дополнительной литературы,
    Интернет.

Задачи:

  • Провести опрос среди одиннадцатиклассников.
    что они знают о строительных материалах.
  • Провести исследование состава и свойств и
    применения различных строительных материалов.

Гипотеза:

  • Разнообразие строительных материалов делает
    жизнь человека более комфортной.

Проблема:

  • Умеем ли мы грамотно использовать строительные
    материалы?

Исследование проблемы

Приложение 3

Вывод:

Группа №4

Тема: «Папа купил автомобиль»

Цели:

  • Познакомиться с химическими процессами,
    протекающими при эксплуатации автомобиля.
  • Исследовать проблемы автомобилиста глазами
    химика.

Задачи:

  • Провести исследование проблем обслуживания
    автомобиля.

Гипотеза:

  • Автомобиль делает жизнь человека более
    комфортной.

Проблема:

  • Владельцу автомобиля надо ли знать химию?

Исследование проблемы

Задание №1

Накачивание автомобильных камер – процесс
чисто физический. Но мы изучили проблему: почему
желательно в мороз сильнее накачивать камеры, а с
наступлением теплой погоды немного их спускать.

Ответ:

Воздух, как и все газы, расширяется при
нагревании и сжимается при охлаждении.

Задание №2

Во время длительного автопробега по лесным
дорогам нам необходимо залить в радиатор свежую
воду. Природная вода в этой местности только
родниковая и колодезная, очень жесткая. Как можно
смягчить воду для радиатора в походных условиях,
не имея под рукой никаких реактивов?

Ответ:

Сначала воду надо прокипятить на костре, затем
собрать золу от костра и добавить в воду.
Профильтровать через ткань или просто осторожно
слить верхний слой после отстаивания. Зола
содержит значительное количество карбоната
калия, который осаждает соли кальция и магния.

Задание №3

Заполнение радиатора автомобиля водой на
первый взгляд кажется очень простым делом, но в
нем есть немало тонкостей. Например, тосолом
нельзя заполнять радиатор доверху. В радиатор
необходимо периодически добавлять
дистиллированную воду. Почему?

Ответ:

В состав тосола входит двухатомный спирт –
этиленгликоль, который при нагревании
расширяется сильнее воды, поэтому нельзя
заливать радиатор доверху. Температура кипения
этиленгликоля 197,6оС, поэтому при
нагревании тосола из него удаляются пары воды, и
ее необходимо периодически доливать.

Задание №4

У вас возникло подозрение, что работники
автозаправочной станции, где вы постоянно
заправляетесь, добавляют в бензин воду. Как
проверить свои подозрения?

Ответ:

Можно приобрести гашеную и негашеную известь.
Если бензин содержит воду, при добавлении
негашеной извести образуется Са (ОН)2, раствор
приобретает щелочную реакцию, что можно
обнаружить с помощью индикатора, например
лакмуса.

Задание №5

Автомобилисты на практике нередко заправляют
автомобили более дешевым бензином добавляют в
бензин различные ароматические вещества,
повышающие их устойчивость к детонации. Но при
этом у автомобилистов появляются проблемы. Чем
они могут выть обусловлены?

Ответ:

При нагревании и неполном сгорании
ароматических углеводородов происходит
образование полициклических соединений,
нелетучих и термически устойчивых. Эти
соединения образуют нагар в головке блока
цилиндров, на свечах и на поршне.

Приложение 4

Вывод:

Группа №5

Тема: «Химия в консервной банке»

Цели:

  • Познакомиться с химическими процессами,
    происходящими при хранении и переработке
    сельскохозяйственного сырья?

Задачи:

  • Провести исследование особенностей домашнего
    консервирования.

Гипотеза:

  • Консервированные продукты – замечательные
    продукты питания.

Проблема:

  • Как разнообразить питание без ущерба для
    здоровья?

Исследование проблемы:

Задание №1

Почему при заквашивании капусты с большим
количеством соли она иногда значительно хуже
сохраняется, чем при добавлении очень малых
количеств соли, – ведь соль является
консервантом?

Ответ:

Бактерии, вызывающие молочнокислое брожение,
могут, как и все живые организмы, развиваться
только в определенных условиях. Например,
кислотность среды должна соответствовать рН 3,5.
Губительно действует на многие микроорганизмы, в
том числе и на молочнокислые бактерии, и избыток
поваренной соли в растворе. Поэтому при избытке
соли процесс молочнокислого брожения
подавляется и в капусте не образуется
достаточного количества консерванта – молочной
кислоты.

Задание №2

Некоторые хозяйки перед варкой варенья
обрабатывают кислые яблоки, например,
антоновские, слабым раствором пищевой соды. Это
делается для того, чтобы яблоки не потемнели и не
разварились. Как это отразится на пищевой
ценности варенья?

Ответ:

Этого делать не следует, так как при обработке
содой разрушаются витамины, прежде всего
аскорбинова кислота – витамин С. Нейтрализуются
и другие органические кислоты, содержащиеся в
яблоках, – яблочная, лимонная, виноградная,
янтарная. Наличием таких кислот в большей
степени и объясняется пищевая ценность фруктов,
а обработка содой ее значительно снижает.

Задание №3

Самой лучшей посудой для варки варенья издавна
считаются неглубокие медные тазы. Какими
свойствами меди – химическими или физическими –
это объясняется?

Ответ:

Рассмотрим, в какой посуде можно варить
варенье. В эмалированной этого делать нельзя, так
как варенье подгорает и кастрюля может быть
после первого же раза безнадежно испорчена.
Алюминий (и оксидная пленка на его поверхности)
может взаимодействовать с органическими
кислотами, содержащимися в ягодах и фруктах. Медь
не только достаточно устойчива химически, но еще
и обладает уникальными физическими свойствами –
высокой теплоемкостью и теплопроводностью. Эти
свойства меди позволяют обеспечить
равномерное распределение и сохранение тепла по
всей поверхности посуды даже при нагревании на
источнике тепла небольшого размера (горелках
обычной газовой плиты).

Задание №4

В быту для удаления накипи применяют
специальное средство – адипиновую кислоту
НО–ОС–(СН2)2–СО–ОН, но если ее нет,
пользуются уксусной кислотой. Многие хозяйки
знают, что накипь хорошо растворяется с помощью
перекисших хлебного кваса, чайного гриба, соков
красной смородины, крыжовника, отвара щавеля.
Можно использовать для этой цели и маринад,
который остался в банке от консервированных
томатов. При этом маринад быстрее и эффективнее
удалил накипь, чем уксусная кислота, хотя
концентрация уксуса в маринаде небольшая. Как
можно объяснить эффективность этих природных
«антинакипинов»? Какое еще применение в быту
можно найти для перечисленных жидкостей?

Ответ:

Эти природные растворители содержат
двухосновные органические кислоты – щавелевую,
яблочную, которые слабее уксусной кислоты, но
благодаря наличию двух карбоксильных групп
намного прочнее связывают катионы металлов. С их
помощью можно отчистить от ржавчины и накипи
ванны, раковины.

Приложение 5

Вывод:

Приложение 6




Следующий: