Урок-конференция Сердца, отданные науке


Урок-конференция «Сердца, отданные науке»,
посвящена великим русским ученым, которые внесли
неоценимый вклад в развитие научных теорий,
разработали способы получения органических
соединений, имеющих важное значение и в
настоящее время, сумевшие реализовать свои
открытия на пользу нашего отечества – России.

Цель конференции: продолжить развитие интереса
к химии как науке; формировать навыки работы с
литературой и умения выступать по избранному
вопросу; развивать чувство патриотизма и
гражданского долга перед отечеством;
совершенствовать навыки самообразования.

Подготовку к конференции начинаем за месяц:
сообщаю учащимся тему и задачи конференции, план
реферата, список литературы, сроки проведения
конференции и даты консультаций по подготовке
рефератов. План подготовки рефератов, список
рекомендуемой литературы вывешивается в
химическом кабинете лицея.

План реферата

1. Открытие ученого, сделавшего его имя
известным.

2. Библиографическая справка (кратко).

3. Другие интересные работы ученого.

4. Краткое описание одного из открытий
(уравнения реакций, значение или применение
открытия).

5. Используемая литература.

Примечание:



1-2 недели – работа с литературой, подготовка
реферата;

3 неделя – консультации с преподавателями;

4 неделя – подготовка к выступлению на
конференции (по плану преподавателя).

Начинает конференцию учитель, сообщает тему
конференции и ее задачи. На классной доске
записан девиз: «Жизнь человека не вечна, но наука
и знания переступают пороги столетия» академик
М.С. Курчатов.

Во вступительном слове напоминаю учащимся, что
первый русский ученый, прославивший Россию
величайшими открытиями, М.В. Ломоносов написал в
своей оде:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде…

Затем сообщаю план работы конференции.

1. Выступления с рефератами.



2. Конкурс кроссвордов.

3. Химическая викторина.

4. Итоги конференции.

I этап конференции – доклады учащихся,
перед каждым выступлением представляю, как
ведущий конференции, ученого, о котором пойдет
речь.

Учитель: «Если бы Н.Н. Зинин не сделал
ничего более, кроме превращения нитробензола в
анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным
золотыми буквами в истории химии», — писали
иностранные ученые, о чем отмечает Н.Л. Глинка в
статье «Роль русских ученых в развитии мировой
химии» (М. 1950 г.). Открытие Н.Н. Зинина является
краеугольным камнем всего здания промышленности
органической химии, превратившей
каменноугольную смолу в ценнейшее сырье. А.М.
Бутлеров, рассказывая, что Н.Н. Зинин в
лаборатории с практикантами держал себя
по-товарищески, особо уважал талантливых
студентов.

Учащийся: записывает на доске Н.Н.
Зинин (1812–1880 гг.). Рассказывает об ученом.

Учитель: А.М. Бутлеров был учеником Н.Н.
Зинина, под его руководством он прошел путь
экспериментатора и полностью овладел искусством
тонкого эксперимента, заразился глубокой
любовью к химическим исследованиям. А.М. Бутлеров
– корифей русской и мировой химической науки,
любил поэзию. Особенно он любил читать поэму М.Ю.
Лермонтова «Бородино», когда у него собирались в
гостях просвещенные люди.

Ученик: записывает на доске А.М.
Бутлеров (1828–1886 гг.) и рассказывает об ученом.

Учитель: Русская химическая наука
снискала себе славу передовой. Ученики Д.И.
Менделеева и А.М. Бутлерова продолжили
замечательные работы этих выдающихся ученых,
которыми гордится Россия. Об одном из них –
лауреате Государственных премий, академике
пойдет речь. Третий учащийся на доске записывает:

Учащийся: записывает на доске Н.Д.
Зелинский (1861–1953 гг.) и рассказывает об ученом.

Учитель: Достаточно только создания
противогаза, чтобы имя Зелинского было
увековечено в мировой истории химии. Весь его
жизненный путь является образцом борьбы за
интересы народа, за счастье людей. 92 года прожил
ученый и из них 69 лет отдал научной и
педагогической деятельности. Школа Зелинского
продолжает работать на благо нашей России. А его
ученики, продолжавшие его дело – это академики
А.Н. Несмеянов, С.С. Наметкин, В.А. Казанский;
профессора Н.И. Гаврилов, А.Е. Успенский, Р.Я.
Левина и другие. Это был ученый с мировым именем,
показавшим, какую огромную пользу может принести
химическая наука, если она связана с
производством.

Петербургский университет украшала в свое
время славная триада ученых: Д.И. Менделеев, А.М.
Бутлеров, Н.А. Меншуткин.

Ученик: пишет на доске Н.А. Меншуткин
(1842–1907 гг.) и рассказывает об ученом.

Учитель: Н.А. Меншуткин слушал лекции
Менделеева в Петербурге и Вюрца в Париже, а в
истории химии остался как один из основателей
физической и аналитической химии.

Ученик: рассказывает о деятельности
этого ученого.

Учитель: Продолжаем нашу конференцию.

В 1868 году виднейшими учеными того времени: Д.И.
Менделеевым, А.М. Бутлеровым, Н.А. Меншуткиным, Н.Н.
Зининым и другими при Петербургском
университете было создано Российское химическое
общество. В 1879 году А.М. Бутлерова избирают
президентом Русского химического общества,
которое в настоящее время носит имя Д.И.
Менделеева. На VI съезде русских
естествоиспытателей и врачей Марковников,
который был одним из учеников А.М. Бутлерова,
сообщил о своей совместной научной работе со
студентом Каблуковым, а в 1881 году И.А. Каблуков
был отправлен для дальнейшего обучения в
Петербург к Бутлерову. В дальнейшем И.А. Каблуков
вместе с другими учеными разработал проект
производства в России азотных удобрений.

Ученик: записывает на доске фамилию
ученого И.А. Каблуков (1857–1942 гг.) и рассказывает о
нем.

Учитель: Создателем первого крупного
промышленного производства синтетического
каучука в России был С.В. Лебедев.

Ученик: записывает фамилию ученого
С.В. Лебедева (1874–1934 гг.) и рассказывает о нем.

Все выступления ученики слушают с интересом и
вниманием, впереди их ждет викторина и вопросы,
связанные с именами ученых, о которых
рассказывают их товарищи.

II этап конференции – ответы на
вопросы кроссвордов. Проводим конкурс, разделив
группу на две команды. Мои помощники – лучшие
химики лицея, призеры городских олимпиад,
областных олимпиад по химии, ежегодно среди
десятиклассников есть такие «умники и умницы».
Живо, с интересом и в духе соревнования учащиеся
двух команд называют имена ученых, сделавших
научные открытия, осуществивших практические
синтезы соединений, открывших химические
элементов и т.д.

III этап конференции – химическая
викторина в виде демонстрационных опытов.
Объяснить наблюдаемые химические явления должны
члены соревнующихся команд. Демонстрационные
опыты проводят учащиеся, специально
подготовленные, а также учитель (в литературе
есть достаточное количество опытов, методика
проведения которых подробно описана).

Задания к кроссвордам выдаются ученикам перед
вторым этапом конференции, на доске располагаем
графическую запись:

Кроссворд № 1

1. Крупнейший русский ученый, открывший закон
сохранения массы веществ.

2. Шведский химик, который впервые ввел единые
химические обозначения элементов.

3. Русский химик, впервые осуществивший
превращение нитробензола в анилин.

4. Французский химик, открывший элемент галлий.

5. Немецкий химик, получивший мочевину из
неорганических веществ.

6. Выдающийся русский химик, создавший теорию
строения органических соединений.

7. Выдающийся немецкий химик, открывший соль,
названную его именем.

8. Английский химик, открывший водород.

9. Английский химик, открывший калий, натрий,
магний, барий.

Вписав в клетки по горизонтали фамилии
известных химиков, в выделенном по вертикали
ряду получите фамилию величайшего русского
химика.

Кроссворд № 2



1. Советский химик, под руководством которого
был построен первый завод синтетического
каучука.

2. Русский химик, предложивший рациональный
метод получения уксусного альдегида.

3. Французский химик, синтезировавший в 1854 году
жир.

4. Немецкий химик, получивший в 1854 году уксусную
кислоту синтетическим путем.

5. Химик, высказавший мысль о том, что атомы
углерода в соединениях связаны друг с другом в
цепи.

6. Русский ученый, осуществивший в 1811 году
превращение крахмала в глюкозу при
каталитическом действии серной кислоты.

7. Русский инженер, предложивший в 1891 году
крекинг-процесс.

8. Французский химик, впервые практически
выполнивший разложение жиров на глицерин и
жирные кислоты.

Правильно отгадав фамилии известных химиков, в
клетках, выделенных по вертикали можно прочитать
фамилию создателя теории химического строения,
заложившего основы современной органической
химии.

IV этап конференции – подведение
итогов:

  • итоги конференции, самые активные участники
    получают призы;
  • краткая оценка заслушанных докладов
    (подготовлена на основе анализа рефератов);
  • заканчиваю урок-конференцию словами М.
    Ломоносова: «Широко распростирает руки свои в
    дела человеческие» наука химия, которую мы
    изучаем.

В заключение отмечаю:

  • роль ведущего оставляю за учителем, так как это
    позволяет выстроить выступления учащихся в
    стройную композицию, выгодно представить
    доклады;
  • урок провожу в апреле, согласно
    календарно-тематическому планированию,
    продолжительность – 2 часа;
  • список ученых, о которых идет речь может
    меняться в зависимости от пожелания учеников.

Литература

  1. История химии. Соловьев Ю.Н. М.: «Просвещение». 1976
    г.
  2. Книга по химии для домашнего чтения. М.: «Химия».
    1995 г.
  3. Биографии великих химиков. М.: «Мир». 1981 г.
  4. Жизнь замечательных людей (серия биографий). М.:
    «Молодая гвардия». 1967 г.
  5. Теорема Каблукова. В.Р. Полищук. М.: «Знание». 1983
    г.
  6. Чувство вещества В.Р. Полищук. М.: «Знание». 1981 г.
  7. Энциклопедический словарь юного химика. М.:
    «Педагогика». 1982.
  8. Бутлерову. Г.В. Быков. М.: «Знание». 1983 г.
  9. Зинин и Морковников. М.: «Знание». 1981 г.
  10. В.А. Онищук Урок в современной школе, М.:
    Просвещение. 1986.



Следующий: