Урок-конференция по химии в 9-м классе по теме: Этанол как представитель спиртов


Тема урока

: «Этанол как представитель
спиртов» (для учащихся 9 класса).

Тип урока



: урок-конференция.

Дидактические цели урока:

Учебная цель:



Изучать состав, строение, номенклатуру, способы
получения, физические и химические свойства,
применение спиртов, особое внимание уделяя
этанолу как одному из самых известных человеку
спиртов.

Развивающие цели

:

Продолжить формирование умений самостоятельно
работать с литературой, наблюдать, сравнивать,
анализировать, строить умозаключения;
выстраивание связей: строение —> свойства —>
применение, что способствует формированию
естественно — научной картины мира. Интеграция
химии и биологии, прикладное значение изучаемых
вопросов, актуальность данной темы позволяют
повысить мотивацию учащихся на предмет.

Воспитательные цели:

1. Развитие навыков самостоятельной работы в
микрогруппах, раскрытие творческого потенциала
ребят.
2. Ориентирование учащихся в принятии чёткой
гражданской позиции, воспитание потребности
делать выбор в сторону здорового образа жизни.

Оборудование, оформление кабинета:

На доске изображена схема получения этанола
несколькими способами с недостающими данными;
прикреплены листы со значением цвета жетонов,
лист «обратной связи».

На столе учителя: магнитофон, аудиокассета с
записью стихотворения, спиртовая горелка,
этанол, спички; жетоны для оценивания ответов
учащихся.

На столах учащихся:

1. Лоток, содержащий бюксы с кубиками свеклы и
картофеля, кусочком свежего говяжьего мяса,
белком куриного яйца, этанолом.
2. Кисточки, краски, ватман, фломастеры.
3. Лист с учебной информацией.
4. Заготовки по способам получения этанола.

Подготовительная работа

:

Класс делится на 3 группы по принципу
психологической совместимости и равноценности
команд.
Ход урока:

1 этап. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный
урок химии. Мы посвятим его одному из классов
кислородсодержащих органических веществ –
спиртам. Особое внимание уделим этанолу, как
одному из самых известных человечеству спиртов.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Этанол
как представитель спиртов».
Я надеюсь, что полученные сегодня на уроке знания
помогут кому-то из вас не совершить опрометчивых
поступков; может быть, химия покажется вам чуть
более интересной. Это важно, потому как вы стоите
на пороге выбора профильного обучения, и очень
хочется мне, как химику, увидеть через
каких-нибудь 5-10 лет грамотных, любознательных,
пытливых юных коллег-химиков.

Оценить ваши ответы на уроке помогут жетоны,
они будут двух цветов:
жетон красного цвета – полный, развёрнутый
ответ;
жетон зелёного цвета – ответ неполный.

Чтобы настроиться на работу, я предлагаю вам
прослушать стихотворение. И не просто
прослушать, а принять как небольшое задание. Мы
разделились на 3 группы. Первой группе надо будет
постараться услышать, из чего состоят спирты,
второй, – какую пользу приносят спирты; третьей
– какой вред.

Кто же его не знает?
Экраны компьютеров им протирают,
Каучук, резину получают.
Содержит прочный радикал
И гидроксил не потерял.
Из древесины получают этанол,
И он тогда содержит метанол.
А значит, спирт этот — технический,
Для целей служит он практических.
А если спирт нам нужен пищевой,
Возьмём мы колос зерновой,
Согреться можете зимой.
Но просим вас не увлекаться,
Немудрено в больнице оказаться.
А там придётся вам эфиром надышаться.
Ведь этанол — и друг, и враг.
Будь мудрым, сделай правильным свой шаг.

Учащиеся отвечают на поставленные ранее
вопросы.
Предельные одноатомные спирты имеют формулу ROH
или СnH2n+1OH.
n =1 CH3OH – метанол;
n =2 C2H5OH – этанол.

Выясняем, какую пользу и какой вред может
принести этиловый спирт.
2 этап. Работа со схемой.

Я предлагаю более подробно познакомиться со
способами получения этанола. Они представлены на
схеме (см. Приложение №1) на
доске. Такие же схемы есть у вас на столах.
Давайте внимательно посмотрим на неё. Как вы,
наверное, заметили, в схеме есть недостающие
данные. Их вам и нужно найти после работы с
учебным материалом (см. Приложение
№2).
Итак, на самостоятельную работу с текстом мы
отведём 5 минут. В течение этого времени нужно
внимательно прочитать учебный материал, вписать
в схему недостающие данные, а также протекающие
химические процессы.
На время самостоятельной работы можно включить
тихую спокойную музыку.

Обсуждение недостающих данных. Ребята вписывают
их в схему на доске, обсуждают достоинства и
недостатки каждого из методов.
Задаю вопрос: насколько опасно употребление
человеком спирта, полученного путём гидролиза
остатков деревообрабатывающей промышленности?
Ответ аргументируйте.

Познакомимся с физическими свойствами этанола.
Это бесцветная жидкость с характерным
алкогольным запахом и жгучим вкусом, этанол
очень хорошо растворим в воде.
А как влияет этиловый спирт на живую клетку?
Несколько дней назад был поставлен эксперимент:
одинаковые кубики свеклы и картофеля поместили в
бюксы. Затем в некоторые бюксы налили воду, а в
остальные – спирт, и их плотно закрыли.
Попробуйте догадаться, не открывая бюксов, где
налили спирт, а где – воду. Объясните, что
произошло с кубиками свеклы и картофеля, и
сделайте вывод о влиянии этанола на живую клетку.
Второй эксперимент заключался в следующем:
кусочек свежего говяжьего мяса был брошен в
этанол. Что, по-вашему, с ним произошло? Сделайте
вывод о влиянии этанола на белок.
Алкогольные напитки могут на некоторое время
улучшить самочувствие человека. Они помогают ему
справиться со стрессом и расслабиться, привести
в радостное состояние, снять напряжение,
волнение. Все эти особенности связаны с одной и
той же особенностью поведения этанола в
организме человека : он подавляет активность
центральной и периферической нервной системы. И
тем самым наносит человеку вред, во много раз
превосходящий временное улучшение состояния.
Подавление активности нервной системы под
действием алкоголя сопровождается важными
кратковременными эффектами: снижается острота
зрения, замедляется речь, уменьшается
способность здраво рассуждать. Именно из-за
этого во многих странах существует либо полный
запрет на употребление алкоголя водителями, либо
строгое ограничение дозы.

А если обратиться к истории, на Руси пьянство
считалось пороком. При Петре I даже вручалась
медаль «За пьянство». Из какого металла (сплава)
она изготавливалась и где хранилась?

(Медаль была сделана из чугуна. Одевалась она шею
и снималась только тогда, когда «награждённый»
бросал пить.)
3 этап. Проектная деятельность.
Особенно чувствительным к алкоголю является
организм подростка. Я предлагаю вам, ребята,
обратиться ко всем людям со своей позицией по
вопросу: «Как влияет алкоголь на организм
подростка?». Своё обращение можно оформить в виде
лозунга, рисунка, может быть, стихотворения.
Работаем микрогруппами, время на выполнение
экспресс – задания 5 минут.
Включаю музыку.

Выслушиваем обращения каждой из групп.
4 этап. Заключительное слово учителя:
Подводим итоги урока: лучшей команде
(заработавшей наибольшее количество жетонов)
присваиваем звание «знатоков этанола», двум
другим – «самая творческая команда» и «лучшие
исследователи».

Благодарю ребят за работу на уроке.
Сегодня на уроке я вам выдавала жетоны, а теперь
попрошу вас оставить мне на память жетоны, они
будут отражать ваше состояние на уроке:



- жетон красного цвета – активность;
- жетон жёлтого цвета – интересно;
- жетон зелёного цвета – полезно;
- жетон серого цвета – скучно.

Можно воспользоваться жетонами разных цветов.




Следующий: