Урок-конференция по вопросам развития, размещения и проблемам транспорта в России


Тип урока:

урок новых знаний.

Формы организации учебной деятельности:


групповая работа, ролевая игра, практикум.

Цели урока

образовательные:

  • сформировать представление об истории развития
    транспортного комплекса в России;
  • познакомить учащихся с основными показателями
    работы транспорта;
  • формировать знания об экономических понятиях
    “грузооборот”, “пассажирооборот”;
  • ознакомить с историей становления и развития
    транспорта в Пензенском крае.

развивающие:

  • способствовать формированию экономического
    мировоззрения и информационной культуры;
  • продолжить работу по формированию умений
    проводить научное исследование по выбранной
    теме, участвовать в проектной деятельности,
    вести публичное выступление;
  • развивать картографическую грамотность;
  • способствовать развитию логического мышления,
    умений самостоятельной деятельности и
    применению знаний в нестандартных ситуациях.

воспитательные:

  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать бережное отношение к природе,
    любовь к родному городу, краю;
  • способствовать личностному восприятию
    общечеловеческих норм и образцов как ценностей.

Оснащение на уроке:

  • настенная экономическая карта России;
  • настенная карта транспорта России;
  • настенная экономическая карта Пензенской
    области;
  • атласы, рабочие тетради для практических работ
    с комплектом контурных карт (под ред. В. И.
    Сиротина), карточки с творческим заданием;
  • фотографии транспортных средств Пензы разных
    лет (из фондов школьного музея);
  • мультимедийное оборудование (компьютер,
    проектор, экран).

Основные этапы урока:

  1. История развития транспорта в России, его роль в
    экономике страны.
  2. Экономические показатели разных видов
    транспорта.
  3. Важнейшие транспортные пути.
  4. Крупнейшие транспортные узлы.
  5. Проблемы и перспективы развития транспорта в
    России.
  6. Транспортная система в родном крае.

Тема урока охватывает достаточно большой по
объёму материал и требует дополнительной
самостоятельной подготовки. Поэтому была
использована групповая форма работы учащихся.
Каждая группа (секция) работает по одному из
основных видов транспорта: железнодорожный
транспорт, автомобильный транспорт, водный
транспорт.

Каждой секции предлагается дополнительная
литература, картографический материал и
практические задания.

Во время урока используется мультимедийное
сопровождение в форме презентации PowerPoint:
таблицы, фотографии, задания для практикума.

Ход урока

Учитель.

Огромные просторы России,
удалённость обширных её частей друг от друга, от
мировых путей требуют развития и эффективной
работы в стране разветвлённой транспортной
системы. Это также необходимо, чтобы преодолеть
пространственный разрыв между российскими
территориями, которые богаты ресурсами, и
территориями с разной концентрацией населения.
Не зря многие специалисты называют транспорт
“кровеносной системой мирового хозяйства”.

Сегодня мы проводим конференцию по вопросам
развития, размещения и проблем транспорта в
России. Работа будет идти по трём секциям:
железнодорожного, автомобильного и водного
транспорта. Кроме того, на нашей конференции
работают специалисты проектной лаборатории,
которые разработали проект
транспортно-туристической карты нашей области с
описанием маршрутов и обоснованием
использования разных видов транспорта. Эксперты
оценивают работу секций и поводят итоги
конференции.

В каждой секции есть разделение по видам
деятельности:

- историки знакомят с историей развития
транспорта в России, его ролью в экономике
страны;

- экономисты дают характеристику
экономических показателей видов транспорта;

- картографы показывают размещение по
территории России важнейших транспортных путей
и крупнейших транспортных узлов;



- экологи предупреждают о вредном влиянии
транспорта на природу и предлагают пути её
сохранения;

- краеведы рассказывают о транспорте
Пензенского края.

В ходе урока каждая секция выполняет практические
задания.

Заполните таблицу “Характеристика основных
видов транспорта”


Основные показатели Виды транспорта
Железнодорожный Автомобильный Морской Речной
Общая протяженность дорог, тыс.км
Грузооборот, т/км
Пассажирооборот, пас/км
Средняя скорость перевозок, км/ч
Крупные транспортные центры
Воздействие на природу, примеры
Развитие в Пензенской области
Примечания

Обозначьте в к/к России важнейшие
железнодорожные и автомобильные магистрали,
крупные транспортные узлы и морские порты.

Краеведческий материал.

Секция железнодорожного транспорта

.

В книге “Пензенская Губерния” [9], изданной в 1895
г., автор Кузьмин так описывает железные дороги
нашего края: “… по южной части Пензенской
губернии проходит Сызрано-Вяземская железная
дорога … в северной части, на протяжении 180 вёрст
проходит Московско-Казанская железная дорога …
Движение по Сызрано-Вяземской дороге в пределах
губернии открыто в 1874 году. По железной дороге
ездят люди, перевозятся товары и скот,
пересылаются письма и газеты. Движение поездов
распределяется по петербургскому времени (в те
годы Пензенская губерния находилась на 1 час
ранее Петербурга) …”

В наше время Пензенское отделение Куйбышевской
железной дороги обслуживает население и
хозяйство не хуже столичных [11]. В 1987 г. в районе
Ахун открыта детская железная дорога, в 1990 г.
открыто движение первого в стране
туристического фирменного пригородного поезда
“Тарханы”.

Секция автомобильного транспорта.

Появление в Пензе первого автомобиля в 10-е годы
XX века, на пересечении улиц Московской и
Рождественской (ныне Горького) вызвало настоящую
сенсацию [5].

Вот как это происходило: …(показ
краеведческой сценки)

1 газетчик: Внимание! Только в нашей газете!..

2 газетчик:

Читайте “Пензенские Губернские
Ведомости”!!

3 газетчик:



Сенсация! Не пропустите!!

Зачитывают отрывки из газет.



1 газетчик:

“Лошадь – это интеллигентное
животное, а автомобиль – безмозглая машина!”…

2 газетчик:

Посмотрите на эту фотографию –
бедный ребёнок плачет над трупом своей
раздавленной собачки… и виной этому –
автомобиль!!!

3 газетчик:

“Вчера жители Саратовской
губернии забросали палками и камнями новое
исчадие ада — автомобиль!!!”…

Сбегается толпа людей, слышен шум мотора.

Крики из толпы:

Сатана! Антихрист едет!

Диалог бабушек.

1-я:

Ты глянь-ка, чего купец-лесопромышленник
Андронов учудил…

2-я:

И не говори, лошадей ему мало, машину
подавай!

3-я:

Ой, бабоньки! А чего это колёса-то
вертятся? Поди, под сиденьем-то чёрт сидит, он их и
крутит! Свят, свят!..

Сейчас автомобиль не роскошь, а средство
передвижения. Уже после Второй Мировой войны в
Пензе был пущен первый межрайонный автобус по
маршруту Пенза – Нижний Ломов [7]. А в 1990-е годы по
плотности автодорог наша область превосходит
показатели в целом по России [3].

Отчёт секции сопровождается демонстрацией
фотографий из фондов школьного краеведческого
музея.


Проектная лаборатория.

Мы предлагаем проект, направленный на развитие
туризма в нашем крае. От Наровчата до Золотарёвки
неплохо бы провести детскую железную дорогу.
Этот маршрут не только проходит по живописным
местам, он также пересекает две самые большие
водные артерии – реки Сура и Мокша. Туристы
смогут посетить пещеры Троице-Сканова монастыря
близ Наровчата, урочище “Сосновый Бор”,
заповедные территории “Кунчеровская и
Попереченская степь”, Чистые Пруды и
Арбековскую Рощу. Проезжая по участку
Беднодемьяновск – Марьевка на автомобиле, гости
и жители области познакомятся с народными
промыслами глиняной игрушки и вязания пуховых
платков. В самой Пензе мы предлагаем поставить на
рельсы трамвай – экологически чистый и очень
красивый транспорт.

Рассказ сопровождается показом маршрута по
карте Пензенской области.


Подведение итогов.

Представитель от каждой секции сдаёт
заполненную таблицу и работу в контурной карте.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

подготовить презентацию
(или web-сайт) одного из видов транспорта.

Приложение.

Литература для учащихся на уроке

Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая география
России. – М.: Гардарика, 1999.

Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе
А. А.

География России. Хозяйство и
географические районы. Учебник для 9 класса. –
М.: Дрофа, 2005.

Курицын И. И., Марденский Н. А.

География
Пензенской области. – Саратов: Приволжское
книжное издательство, 1991.

Плисецкий Е. Л.

Коммерческая география.
Россия и мировой рынок. Учебник для 10 класса. – М.:
АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

Дополнительная литература для учителя

Власов А., Спиридонов В., Тюкалов В.

Пензенский
автотранспорт: история, события, люди. – Пенза:
1996.

Курицын И. И.

Российская Федерация.
Социальная география. Учебное пособие для
студентов. – Пенза: 1995.

Пензенская энциклопедия. Под ред. Вишневского
К. Д. – М.: Научное издательство “Большая
Российская Энциклопедия”, 2001.

Полесских М. Р.

Памятники материальной
культуры Пензенской области. – Саратов:
Приволжское книжное издательство,1985.

Пути сообщения. В книге “Пензенская губерния”.
– Пенза: 1895.

Российский статистический ежегодник. – М.:
Госкомстат России, 2007.

Сальников А. В.

Путь в 100 лет. – Пенза:
Приволжское книжное издательство, 1973.

Шлихтер С. В.

География мировой транспортной
системы. Взаимодействие транспорта и
территориальных систем хозяйства: Учебное
пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

Энциклопедия Пензенского края. Под ред.
Корниенко С. – Пенза: Приволжское книжное
издательство, 2003.




Следующий: