Урок-конференция на тему Открытие Америки

Цели урока:

  1. Закрепить полученные на предыдущих уроках знания по темам: «Рельеф», «Полезные ископаемые», «Климат», «Внутренние воды».
  2. Познакомить с растительным и животным миром Южной Америки.
  3. Познакомить с экологическими проблемами Южной Америки.
  4. Формировать навыки поиска и отбора необходимого материала в литературе, Интернете.
  5. Развивать умение выступать перед аудиторией.
  6. Развивать умение слушать и анализировать выступление своих товарищей.
  7. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.
  8. Привитие любви к чтению.
  9. Знакомство с географическими специальностями.

Наглядность: Выставка книг, журнала «National Geographic» со статьями о Южной Америке, страничек из «Атласа мира» и «В мире животных».

Оборудование:

  1. Физическая карта Южной Америки, климатическая карта, атласы.
  2. Таблицы с видами природы и животного мира Южной Америки.
  3. Презентация слайд-фильма по Южной Америке.

Ход урока

1. Знакомлю с книжной выставкой,

озвучиваю тему урока, ставлю задачи перед учащимися.

2. Письменный опрос (разминка).

Учащиеся получают карточки и записывают буквы ответов рядом с номерами вопросов (ответов больше, чем вопросов, есть лишние объекты).

Карточка

Рядом с номером вопроса запиши букву ответа.

  • А. Амазонка
  • Б. Гвианское
  • В.Перуанское
  • Г. Бразильское
  • Д. Анхель
  • Е. Фроуэрд
  • Ж. Парана
  • З. Гальинас
  • И. Ориноко
  • К. Дрейка
  • Л. Титикака
  • М. Магелланов
  • Н. Маракайбо

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Вопросы (зачитываю):

  1. Самый высокий водопад.
  2. Северный мыс.
  3. Высокогорное озеро.
  4. Какой пролив находится между Южной Америкой и Огненной Землей?
  5. Какое течение омывает западный берег?
  6. Озеро на севере материка.
  7. Южную Америку от Антарктиды отделяет пролив…
  8. По Ла-Платской низменности течет река…
  9. Река, которая полноводна круглый год.
  10. Плоскогорье на севере материка.

3. Конференция

Группа ученых из нашего класса побывала в экспедиции в Южной Америке. Они спешат поделиться с нами своими впечатлениями. В экспедиции участвовали следующие ученые: геоморфолог (изучал рельеф), геолог (изучал полезные ископаемые), климатолог (изучал климат), гидрологи (изучали реки, озера и водопады), биологи (изучали растения и животных). Здесь собрались корреспонденты из различных газет и журналов, которым очень хочется задать свои вопросы. В век сплошной компьютеризации здесь присутствуют и виртуальные путешественники. Они поделятся с нами своими сообщениями, найденными в Интернете. Сначала послушаем, что же интересного открыли для себя в Америке члены научной экспедиции.

Выступления членов экспедиции

1. Геоморфолог:

Западную часть Южной Америки занимает обширный горный пояс Анд, центральную и восточную части – низменности и плоскогорья. В широкой северной части материка находится одна из крупнейших на планете низменностей – Амазонская. Анды – сложная горная система. Почти на всем протяжении Анды состоят из параллельных, очень высоких складчатых хребтов. Анды являются одной из самых длинных горных цепей в мире, по высоте уступают только Гималаям. К северу от Амазонской низменности находится Гвианское плоскогорье, а южнее сформировалось Бразильское плоскогорье (демонстрация на экране фотографий с видами Аконкагуа, Охос-дель-Саладо, горячих источников).

2. Геолог:

Среди полезных ископаемых Южной Америки выделяют руды черных и цветных металлов (меди, олово, молибдена, вольфрама, серебра, сурьмы, свинца, цинка), которые добывают в Андах. В горах добывают также платину, золото, драгоценные камни. На нагорьях восточной части материка имеются крупные месторождения циркония, берилла, висмута, титана, урана, никеля, залежи бокситов, месторождения нефти, природного газа, каменного угля. В условиях пустынного климата образовались залежи чилийской селитры.

3. Климатолог:

Климат Южной Америки разнообразен. На севере около экватора – знойная экваториальная зона, на юге – из-за близкого расположения Антарктиды морозная полярная зона. Ежегодно в Амазонку выпадает от 2650 до 3000 мм осадков. Это самый влажный материк в мире. Из-за своего географического положения материк получает много солнечного тепла.

4. Гидрологи:

Реки. Здесь находится крупнейшая река мира Амазонка, имеющая ширину в устье до 300 км. Половодья на правых и левых притоках Амазонки бывают в разное время, поэтому река полноводна круглый год. Территория вокруг Амазонки занята лесами, где ведется хищническая вырубка деревьев. Через леса Амазонии строят дорогу с запада на восток. Дорога, конечно, нужна. Но в то же время она принесет большой вред этим лесам. Ведь леса Амазонии – это легкие планеты. (Демонстрация на экране фотографий с видами Амазонки.)



Озера. Знамениты озера Южной Америки: озеро-лагуна Маракайбо и самое высокогорное озеро мира Титикака. (Демонстрация фотографий этих озер.)

Водопады. Существует красивая легенда, связанная с водопадом Игуасу. Сам Бог пожелал жениться на прекрасной девушке по имени Наипу. Но девушка была влюблена в другого, и вместе со своим возлюбленным уплыла на каноэ в поисках своего счастья. Бог разгневался и разрезал огромную реку, по которой плыли беглецы. Так появились водопады Игуасу. Высота этих водопадов до 82 м, а ширина до 2,5 км. Самый крупный из всех водопадов Игуасу имеет название «Горло Дьявола». Он находится на границе двух государств. Всего водопадов в системе Игуасу около 275. (Демонстрация фотографий с видами Титикаки, Игуасу и Анхеля.)

Биологи:

Растительность. Влажные экваториальные леса здесь называются сельва. Здесь растут пальмы, гевея, бананы, лианы, сейба, кебрачо. Саванны покрыты травянистой растительностью. На западном побережье находится пустыня Атакама, где годами не выпадает ни капли дождя, а растения живут за счет влаги туманов. (Демонстрация фотографий с викторией-регией, бананом, гевеей бразильской.)

Животные. В Южной Америке живут колибри – самые маленькие птички мира. По земле они ходить не могут, у них очень слабенькие ножки. Сердце колибри в три раза больше желудка. Питаются нектаром цветов, мягкими насекомыми и паучками. Когда мама-колибри высиживает птенцов, папа-колибри охраняет свой участок от вторжения непрошенных гост ей. Живущие в Бразилии и Гвиане пауки-птицееды весят до 100 г, а длина их до 10 см. Это страшные лохматые пауки. Их ломкие стрекательные волоски ранят сильнее, чем укус. Самые маленькие американские обезьяны имеют длину не более 15–16 см. На деверьях живут ленивцы. Встречаются ягуары. Распространены водосвинки, много летучих мышей. Есть анаконды, крокодиловые кайманы. В лесах много попугаев и различных насекомых: муравьи-садовники, муравьи-кочевники. (Демонстрация фотографий тапира, ара, каймана, ягуара, капибары, броненосцев.)

Представители СМИ (журнал «Вокруг света», газеты «АиФ», «Башкортостан», «Урал») задают свои вопросы.

Слово виртуальным путешественникам

1. Рассказ об анаконде.

Самая крупная змея на нашей планете. Основная окраска серовато-зеленая, поэтому ее трудно заметить. Охотится на рыбу, птиц, черепах и молодых кайманов. Человек не является пищей, на него она нападает по ошибке. Но вырваться из ее объятий очень тру дно. (Демонстрация фотографии на экране.)

2. Рассказ о ламе.

Приручена. Играла важнейшую роль в скотоводстве инков. Используется как вьючное животное. Если вьюк слишком тяжел, лама садится, и никакое наказание не заставит ее надрываться. Погонщику она просто плюнет в лицо вонючей жвачкой. (Демонстрация фотографии.)

3. Пиранья.

Все знают эту знаменитую рыбу. Местное население, когда перегоняет скотину через реку, одно животное отдает в жертву. Пока пираньи разбираются с ним, остальных быстренько перегоняют через реку.

4. Ягуар.

Распространен по всей Южной Америке. Ведет бродячую жизнь. Хорошо плавает. Питается оленями, пекари, водосвинками. (Демонстрация фотографий.)

5. Каучуконос.

Слово каучук в переводе означает слезы дерева. Впервые с каучуком познакомился Колумб, увидевший индейцев, игравших черными мячами. Из сока гевеи индейцы делали непромокаемые калоши. Отец фотосинтеза Джозефер Пристли впервые использовал каучук в качестве чертежной резинки. Территория около экватора шириной 1300 км носит название каучукового пояса. Гевея теперь растет в Малайзии, Индонезии, Цейлоне. (Демонстрация фотографии.)

Задание на дом:

Прочитать параграф о природных зонах и заполнить таблицу, используя данные климатической карты, почвенной карты и учебника.

Природные зоны Южной Америки

Название Температуры: лето/зима Осадки Почвы Растительность Животный мир
Влажные экваториальные
лесасельва
Саванны: на севере – льянос; на юге – кампос
Степи пампа
Пустыня Атакама
Патагония

Ответить на вопрос: Почему растительный и животный мир Южной Америки богат и разнообразен?

Использованы материалы Интернет.




Следующий: