Урок-конференция на тему Лес и окружающая среда, 8-й класс

Цели и задачи:

  • ознакомить с понятиями “лесные ресурсы”,
    “лесодефицитные районы”; классификацией
    природных ресурсов по признаку исчерпаемости,
  • учить объяснять значение лесов в природе и
    жизни человека,
  • воспитывать бережное отношение к природе,
    любовь к родной земле, осознание своей
    значимости в окружающем мире,
  • формировать экологическую культуру,
  • воспитывать эстетического восприятия
    географических объектов.

Оборудование:

Физическая карта России, выставка репродукций
“Леса учат человека понимать прекрасное”,
таблица/слайды “Классификация природных
ресурсов”, статистический материал к сообщениям
в виде плакатов/слайдов, листы с рисунками
саженцев, магнитофон, аудиозапись “Звуки леса”


1.Организационный момент.

Цели, задачи урока, порядок работы.

Учитель:

Мы с вами изучаем природу России:
географическое положение, рельеф и недра, климат,
воды, почвы — особое биокосное образование,
занимающее промежуточное положение между живой
и неживой природой. Сегодня приступаем к
изучению живой природы: растительного и
животного мира.

Растения регулируют природные процессы,
поддерживают сложившееся природное равновесие.
Без растений невозможна не только деятельность,
но и само существование человека.

Большую территорию России занимают леса. Наша
задача — определить роль лесов в жизни человека и
природы, выявить проблемы, грозящие лесам,
влияние человека, определить пути
взаимоотношений с лесом как частью природы.

Наш урок пройдет в форме конференции. План
работы:

  • заслушивание выступлений представителей науки
    и хозяйства,
  • выявление проблем, грозящих лесам,
  • определение путей решения проблем


2. Заслушивание выступлений:

2.1. Зообиолог:

Лес – кладовая грибов и ягод, плодов и орехов,
лекарственных растений и других даров. “В лесу
жить – голода не видать” — гласит русская
народная пословица.

В среднем с одного гектара леса можно собрать:

Кедровых орехов – до 500 кг,
Грибов – 150 – 250 кг,
Брусники и черники – 600 кг,
Березового сока – до 30 т

С одного взрослого дерева липы пчелы собирают
до 70 кг меда.

В России заготавливается около 600 видов
лекарственных растений, из них 1/3 – лесные
растения. В Хакасии – около 300 видов растений, из
них наиболее ценные – золотой и маралий корень.

В лесу живут ценные промысловые животные: лось,
косуля, лисица, белка, соболь;

много ценных лесных птиц: рябчик, глухарь,
тетерев, куропатка и др.

В республике Хакасия только за один сезон без
ущерба для природы можно добыть:

400 маралов, 120 лосей, 800 косуль, 530 лисиц, 20 000
зайцев, около 70 000 особей дичи.

2.2. Строитель:

Основным продуктом леса является древесина.
Древесина – универсальный материал. Несмотря на
то, что в последнее время для строительства
широко используются бетон, стекло, пластмассы,
потребность в древесине не уменьшается. Без
древесины не может обойтись ни одна отрасль
хозяйства. Только на постройку 100 – квартирного
кирпичного дома уходит эшелон древесины. Очень
много древесины идет на строительство
железнодорожных вагонов, изготовление шпал, на
опоры для линий связи и электропередач, в
судостроительной и горнодобывающей
промышленности – для укрепления сводов шахтных
тоннелей.

Дома, построенные из дерева, являются наиболее
экологически чистым жильем. Отходы
лесопереработки в виде щепы используют для
изготовления древесных плит и как наполнители
для строительных блоков

2.3. Агроном:

Леса выполняют важную почвозащитную роль.
Массовая вырубка лесов в средней полосе России
привела к развитию эрозии почв. Самым
эффективным средством борьбы с эрозией является
полезащитное лесоразведение.

Лесополосы сохраняют от губительных суховеев и
пыльных бурь, накапливают влагу в почве и
приземном слое воздуха. Полезащитные лесные
полосы повышают урожай:

- зерновых — на 20 -30 %,

- овощных и бахчевых культур — на 50 -70 %, — кормовых
трав — на 100 – 200 %

Благодаря большой водопроницаемости лесной
почвы лес уменьшает и предотвращает наводнения
рек и резкое обмеление их летом.

В лесу заготавливают корма для скота,
используют для выпаса скота.

2.4. Химик:

Не только древесина, но и кора, хвоя, ветви, пни и
корни служат сырьем для многих отраслей
химической промышленности. Из них получают такие
ценные продукты, как:

скипидар, канифоль, деготь, аспирин, уксусную
кислоту, спирты, камфору, лекарственные вещества.

До 40 % всей древесины используется для
производства бумаги и картона.

Из лесных отходов изготавливают кормовые
дрожжи и хвойно – витаминную муку, которые
используют в сельском хозяйстве. Кормовые
дрожжи, спирт производят и у нас в Хакасии на Усть
– Абаканском гидролизном заводе.



2.5. Медик:

Микроклимат леса является очень благоприятным
для отдыха и восстановления здоровья человека. В
лесу воздух чистый – без пыли и вредных газов.

В лесном воздухе содержится в 300 раз меньше
бактерий, чем в городском. Причина этого –
фитонциды — активные летучие вещества, которые
выделяются листьями и цветами растений и убивают
болезнетворные микробы и бактерии. Достаточно
несколько грамм фитонцидов, чтобы обеззаразить
сотни кубометров воздуха. Вокруг городов, между
промышленными зонами и жилыми кварталами
создаются зеленые санитарно – защитные зоны.

Сильнейшие фитонцидные растения – черемуха и
можжевельник. Но наиболее полезен воздлух в
сосновом лесу, где и хвоя, и сами деревья
вырабатывают ароматические летучие вещества,
излечивающие многие тяжелые болезни.

Пребывание человека в лесу благотворно
действует на людей с нервными, сердечно
-сосудистыми и другими заболеваниями. Кроме того,
в лесу произрастает большое количество
лекарственных трав и растений.

2.6 Учитель:

Ценны не только сырье и продукты, которые дает
лес. Для нормальной жизнедеятельности человеку
необходимо общаться с лесом.

Лес является источником различных
“полезностей”: красота, запахи, звуки леса
всегда привлекали человека, давали ему комфорт и
удовлетворение. Недаром многие художники часто
изображали лесные пейзажи на своих полотнах:
И.Шишкин, В.Васнецов, И.Левитан, А.Куинджи,
А.Саврасов.

(демонстрация выставки репродукций картин:
В.Васнецов. Аленушка; А.Саврасов. Вид в
окрестностях Ораниенбаума; А.Куинджи. Березовая
роща; И Шишкин: Утро в сосновом лесу, Пейзаж с
фигурой, Дождь в дубовом лесу,

Эпиграф к выставке:

“Леса учат человека понимать прекрасное”
(А.П.Чехов)

< рисунок 6 >

< рисунок 7 >

< рисунок 8 >

< рисунок 9 >

< рисунок 10 >

< рисунок 11 >

А вы любите бывать в лесу? Почему?

Мы сейчас представим на минуту, что мы в лесу.

(Прослушивание аудиозаписи “Звуки леса”)

Какие чувства вы испытали? Вам было хорошо?

Наверное, все согласны со словами А.П.Чехова:
“Леса учат человека понимать прекрасное”


3.Выявление проблем.

Учитель:

Мы установили, что лес играет большую роль в
жизни человека. Как же человек использует эти
природные богатства?

(Демонстрация слайдов “Лесозаготовка”,
“Сплав леса по реке”, “Лесные пожары” и т.п.)

< рисунок 1>

< рисунок 2>

< рисунок 3>

Бережно человек относится к лесным богатствам?

На территории нашей страны есть районы, богатые
лесом – лесоизбыточные районы, но есть и
лесодефицитные районы (работа с физической
картой России)

Все природные богатства – ресурсы — можно
разделить на группы:

(Работа со схемой: “Классификация природных
ресурсов”)

< рисунок 4>

Лесные ресурсы относят к числу возобновимых,
однако площади лесов и запасы древесины в них
небесконечны, имеют свои пределы, поэтому лесные
ресурсы считаются исчерпаемыми.

Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша
задача – сделать его неисчерпаемым


4.Выработка программы действий.

Учитель:

Что мы с вами можем для этого сделать? Ваши
предложения.

(Класс делится на 3 группы для составления
программы действий по сохранению лесов. По
окончанию работы группы обмениваются
предложениями, составляют единую программу и
записывают на доске/листе ватмана/экране.

Примерные предложения:

- не рубить деревья

- садить деревья дома, в школьном парке, вдоль
карьера…

- контролировать сбор березового сока

- бороться с “палами” в весеннее время

- соблюдать правила поведения во время отдыха в
лесу и т.п.)

5.Заключительный этап.

Учитель:

Если бы наша конференция проходила в теплое
время года, мы могли бы посадить памятную аллею.
Предлагаю вместо настоящей посадить аллею
воображаемую:

Каждый может взять листок бумаги с
нарисованным саженцем, прикрепить его в любом
месте класса и сказать, для чего он садит дерево.

(Учитель может дать образец действия)


6. Домашнее задание: п.23, вопросы, новые слова.

Итоги урока.

Учитель: Надеюсь, вы научились правильному
отношению к природе и ее богатствам, сами будете
соблюдать правила природоохранного поведения и
будете требовать этого от окружающих. Результаты
увидим весной.




Следующий: