Урок-концерт Жизнь во имя науки

Ведущий: Это жизнь Марии Склодовской-Кюри.

Жизнь великого ученого.

Лауреата двух Нобелевских премий – высшей
награды в науке.

Прекрасной матери двух дочерей.

Звучит полонез Огинского. Стихи на фоне музыки:

Польский край, чудесный край.
В огне прошел мой старший брат,
И он мелодию принес домой.
Звучат, как волны Вислы –

Звуки полонеза…

Висла – любимая река Марии. Сколько раз она
думала и мечтала о судьбе своей Родины…

Тихая, искрящаяся на солнце Висла, грациозна,
как девушка. В прелестных изгибах своего стана
она уносила мысли и чаянья Марии.

Ведущий:

1. Мария – полячка, родилась в 1867 г. в Варшаве.

2. Ее родители объединили два клана: богатый
шляхтский род Богуславских и не менее знатный
род Склодовских.

3. Отец – Владислав Склодовский – инспектор и
преподаватель физики и математики в мужской
гимназии.

4. Мать – красавица, изумительно играла на
фортепьяно, преподавала в женской гимназии,
позднее стала директрисой.

5. В семье Склодовских пятеро детей: Юзеф, Зося,
Броня, Эля и Маня, очень развитых и одаренных.

6. Любимая Родина была под игом русского
царизма.

Сценка.

Юзеф, Броня бьют кубиками по
башне. Эля и Маня подносят “снаряды”.

Броня:

Бей их, бей!

Эля Юзефу:

Смотри, как метко бьет Броня. Бей
же! В цель!

Зося

выходит от матери: Манюша! Иди к маме. Она
зовет.

Маня:

Я же подношу снаряды. Бей, Броня!

Зося:

Мама сказала, чтобы ты шла к ней.

Маня стоит в нерешительности, затем высыпает из
подола кубики, берет сестру за руку и с
достоинством выходит.

Голос:

Маня… Манюша.. Моя Анчупечо… Какая ты
взъерошенная (сухой кашель). Как ты
раскраснелась!

Манюша у ног матери.

Ведущий на

фоне сценки:

1. Ни у кого не было столько уменьшительных имен,
как у Марии.

2. Обычное уменьшительное – Маня.

3. Юмористическое – Анчупечо, данное еще в
детстве, за непослушные кудряшки.

Ведущий:

1. Кашель… Он слышен был каждый день. Надрывный,
сухой, долго не проходящий.

2. Маня питает к матери безграничную любовь, но
мать никогда не целует ее, а только касается
нежной рукой ее волос.

3. Девочке непонятна жестокая необходимость
такой сдержанности.

4. Но госпожа Склодовская тяжело больна. Первые
признаки чахотки обнаружились еще при рождении
Манюши.

Сценка:

Комната отца. Кругом приборы.

Маня:

Ой, папа! Сколько игрушек!

Отец:

Манюша, это физические приборы.

Маня:

Фи-зи-чес-кие приборы?

Отец:

Барометр, термометр, секундомер.

Маня:

Ой, какой громадный!

Отец:

Гладит по головке. Ах, ты, моя Анчупечо!

Ведущий:

Частная школа мадам Сикорской… Куда
девались кудряшки Анчупечо? Их сменила туго
заплетенная коса. Все преподаватели любят Марию.
Да и как ее не любить? Живая, веселая, затейница.

Сценка:

В класс входят Мария и Эля.

Мадам Сикорская:

Девочки! Мария Склодовская
– наша лучшая ученица. Арифметика – 5, литература
– 5, история – 5, немецкий – 5, французский – 5,
катехезис – 5. Садитесь, Мария.

В классе появляется инспектор. Девочки встают.
Садятся. Мария отворачивается к окну.

Инспектор:

Мария Склодовская! Кто царь?

Мария:

Главный правитель России.

Инспектор:

Кто издает указы для Польши?

Мария:

Русский царь.

Инспектор:

Кому ты должна подчиняться?

Мария:

Царю.

Ведущий:

1. Инспектор доволен. У девочки хорошая память. А
Мария с подругами гневно обсуждают урок и
русского царя.

2. Что такое горе дети узнали очень рано.

3. Один из гимназистов отца заболел тифом.
Заразились Зося и Броня.

4. В одной комнате стонут дети, в другой
умирающая мать.

5. Похоронили Зосю 9 мая 1878 года. К матери пришел
не доктор, а священник. Ему она поведала о любви к
детям и к мужу, на которого оставляла четверых
детей.

6. Мучительные думы, последние мерцающие искры
жизни.

7. У нее хватает сил прочертить дрожащей рукой
крестное знамение и прошептать: люблю…

4. Маня не понимает, почему бог так не справедлив
к ней. Зачем он нанес ей эти страшные удары,
загубив радость, нежность, мечты.

Звучит траурная мелодия.

1. Но все текут и текут воды Вислы, унося печаль и
горе в небытие.

2. Окончили гимназию Юзеф и Броня.

3. У обоих золотые медали.

4. 12 июня 1883 года блестяще закончила гимназию
Маня.

Сценк

а: Эля: Папа! А как вы гордо шли с
Манюшей в круге почета на выпускном! Юзеф! Туш!
(звучит триумфальный марш). Мария с отцом
проходят под музыку.

Отец:

Броня! Юзеф! Мария, за золотом!
Все надевают
золотые медали.

Отец:

Мои золотые дети!

1. Три золотые медали в одной семье. Как
прекрасны и талантливы все дети Склодовских!

“Рекламная” пауза – просмотр слайдов с
фотографиями Марии в детстве.

2. Год каникул у Марии. Первый и последний.

3. В бархатном казакине она была лучшей
танцовщицей в деревне. Она танцует мазурку.

Танец.

4. В 1884 году Мария возвращается из деревни в
Варшаву. Она занимается репетиторством. Вместе с
Броней они мечтают о высшем образовании.

Сценка:

Маня: Броня, тебе надо учиться.

Броня:

Я думала об этом. Юзеф поступил в
Варшавский университет, но женщин там не
принимают.

Маня:

Остается только Париж.

Броня:

Я скопила немного денег.

Маня:

На сколько их хватит?

Броня:

Один год обучения в Париже и дорога.

Маня:

Я придумала! Броня, давай заключим союз.
Я устроюсь так, чтобы тебе помогать. И папа тоже.
Когда же ты станешь врачом, то поеду учиться я.

Броня:

( Со слезами) Маня… Манечка… А почему
мне ехать первой? Ведь ты же способней меня.

Маня:

Ах, Броня, не строй из себя дурочку! Да
потому, что тебе 20 лет, а мне 17. И потому, что ты уже
целую вечность хлопочешь по хозяйству, а я
располагаю своим временем, как хочу.

Броня:

Маня… Манечка…

Ведущий:

1. Мария устраивается гувернанткой в поместье
“Щуки”. Мысль о Париже и собственном
образовании не дает ей покоя.

2. Она берет книги в заводской библиотеке и
часто засиживается допоздна, совершенствуя свои
знания по социологии, физике, математике.

3. Старший сын хозяев Казимир влюбляется в
хорошенькую гувернантку, начитанную, любящую
верховую езду, но…

4. В доме переполох!

Сценка:

Казимир: Мама! Она прекрасно
воспитана.

Мать:

Хватит, Казимир! Прекрасно… В кармане
ни гроша!

Отец:

Прекрасно… Благовоспитанный сын
должен жениться на богатой девушке.

Мать:

Она – гу-вер-нан-тка!

Отец:

Я решительно против!

Ведущий:

1. Казимир смалодушничал. Мария решила раз и
навсегда выбросить из головы мысли о личном
счастье.

2. В последствии она напишет: “Основное правило
– не давать сломить себя ни людям, ни
обстоятельствам”.

3. И только зимой 1891 г в возрасте 24 лет Мария
приехала в Париж с письмом отца к профессору
физики Беккерелю.

4. К этому времени Броня уже закончила
университет и вышла замуж.

(Немного музыки, просмотр слайдов)

Ведущий:

1. Путь в науку для польской девушки был связан с
постоянными трудностями.

2. Сняв комнату на чердаке, близ университета
Сорбонны, она устраивается мойщицей посуды в
лабораторию Беккереля и одновременно посещает
лекции.

3. Хотя на чердаке летом было очень жарко, а
зимой холодно и иногда у нее случались голодные
обмороки, Мария не унывала.

4. Она хороша собой (фото). У нее появляются
воздыхатели. Но Мария влюблена только в физику и
математику.

Ведущий:

1. Ее мышление четко, ум ясен, она настойчива и
последовательна.

2. 1893 год – диплом по физическим наукам, 1 место
по оценкам.

3. 1894 год – диплом по математике, 2 место по
оценкам.

4. Мария в совершенстве овладевает французским
языком. Ей поручают работу по изучению свойств
сталей. В институте физики и химии она знакомится
с Пьером Кюри.

Сценка:

Институт физики и химии.
Лаборатория. Мария разглядывает в микроскоп
образцы сталей, делает записи.

Пьер:

Как она прекрасна… Никакого кокетства.
Это сбивает меня с толку. Мария, вы навсегда
останетесь во Франции?

Мария:

Конечно, нет. Если этим летом выдержу
окончательный экзамен, то вернусь в Варшаву.

Ведущий:

1. Пьер когда-то записал в своем дневнике:
“Умственно одаренные женщины – это редкость”.
Но Мария пленила его.

2. Он мягко, но настойчиво ищет сближения с
девушкой.

3. Побывав в Варшаве, Мария возвращается в Париж.

4. Пьер знакомит ее с родителями.

Сценка:

Марш Мендельсона. Свадебный
танец.

Ведущий:

1. На свадьбе были родители Пьера, отец Марии,
брат Юзеф, сестра Броня с мужем и несколько
любимых друзей.

2. Этот брачный союз стал и научным союзом (фото).

3. Фосфоресценция… С этим явлением столкнулся


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: