Урок Климат Африки


Цели:

  • Познакомить обучающихся с климатическими
    поясами Африки — основными и переходными, их
    особенностями и признаками.
  • Развивать познавательный интерес и
    географическое мышление, умение
    классифицировать объекты, выявлять
    причинно-следственные связи.
  • Воспитывать географическую культуру
    школьников, эстетическое восприятие
    географических объектов.
  • Тип урока:

    урок объяснения нового материала

    Формы организации учебной деятельности:


    фронтальная, индивидуальная, парная

    Методы обучения:

    наглядно-иллюстративный,
    объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
    частично – поисковый.

    Оборудование:

    мультимедийный проектор,
    климатическая карта Африки, атлас по географии
    (7-й класс), раздаточный материал, справочный
    материал, тесты для проверки усвоения знаний по
    теме урока.

    ХОД УРОКА

    I. 1. Создание проблемной ситуации. Чтение
    учителем стихотворения Н.С. Гумилева:

    Колдовская страна! Ты на дне котловины
    Задыхаешься, льется огонь с высоты,
    Над тобою разносится крик ястребиный,
    Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
    Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
    Слишком много здесь этой паленой травы…
    Осторожнее! В ней притаились удавы,
    Притаились пантеры и рыжие львы.



    2. Побуждающий от проблемной ситуации
    диалог.

    - На каком материке находится “колдовская
    страна” Николая Гумилева? (Африка)

    - Какую особенность климата Африки отмечает в
    своем стихотворении поэт? (Африка – самый жаркий
    материк Земли).

    - Давайте выясним, почему же Африка стала
    самым жарким материком? Какие факторы повлияли
    на формирование климата этого континента?

    Откройте тетради и запишите число и тему
    сегодняшнего урока: Климат Африки.

    II. Поиск решения



    1. — Вспомним климатообразующие факторы.

    (Ученики называют 3 фактора, затем заполняют
    таблицу с комментариями учителя)

    1. Высота солнца над горизонтом.

    Почти вся
    Африка расположена в низких широтах. Большая
    часть материка лежит между 2 тропиками

    ( 23.3 гр.)

    Два раза в год солнце в этих районах стоит в
    зените. А его самое низкое полуденное положение
    примерно такое же, как в Москве в день летнего
    солнцестояния.

    2. Назовите 2-й фактор. (Подстилающая
    поверхность
    ).

    3. Третий фактор: (Воздушные течения)

    2. Климатообразующие факторы повлияли на
    климат материка.
    Выясним, в каких
    климатических поясах лежит Африка.
    (Демонстрируется слайд, на котором обозначены
    климатические пояса). (Приложение 1)

    Назвать основные и переходные.

    Климатообразующий фактор

    Какова роль фактора

    Влияние на климат Африки

    Высота солнца над горизонтом Чем дальше от экватора, тем … Расположена в теплых широтах,
    получает тепла больше, чем другие материки
    Подстилающая поверхность (рельеф)

    Направление горных хребтов

    Чем выше, тем…

    Осадки выпадают на наветренных склонах

    Несмотря на то, что Африка получает
    много тепла, в Африке есть горы, на вершине
    которых лежит снег.

    Драконовы горы мешают
    пассату проникать далеко в Калахари

    (пустыня Намиб)

    Воздушные течения (пассаты, муссоны) Пассаты с океана приносят весь год … Господствуют пассаты. Сухие пассаты с
    Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В
    Южной Африке пассат влажный, но далеко не
    проникает

    3. Для каждого климатического пояса
    характерны свои воздушные массы
    . Установим
    соответствие между климатическим поясом и
    воздушными массами. (1 ученик работает у доски)

    4. Охарактеризуем особенности каждого
    климатического пояса по следующей схеме: (работа
    с учебником, стр.117-118)

    Характеристика климатических поясов


    Климатический пояс Географическое положение Воздушные массы

    Характеристика

    климата

    Экваториальный пояс Бассейн реки Конго и побережье
    Гвинейского залива
    ЭВ Жарко-влажно
    Субэкваториальный пояс До 15-20 градуса широты к северу и к югу от
    экватора
    ЭВ – летом,

    ТВ – зимой

    Жарко-влажно

    Жарко-сухо

    Тропический пояс До 25-30 градуса северной широты и южной
    широты
    ТВ Жарко-сухо
    Субтропический пояс Крайний север и крайний юг материка ТВ – летом,

    УВ – зима

    Жарко-сухо

    Умеренно



    Вывод:

    На материке Африка отсутствуют
    холодные климатические пояса.

    III. Проверка знаний

    Тест

    Определите, какому климатическому поясу
    соответствуют данные признаки.

    1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
    2. Расположен в районе тропиков.
    3. Занимает бассейн реки Конго и побережье
    Гвинейского залива.
    4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
    5. Только одно время года – лето.
    6. Погода круглый год жаркая и сухая.
    7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
    8. Два сезона – влажный и сухой.
    9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
    10. Весь год мало осадков.

    А) экваториальный
    Б) субэкваториальный
    В) тропический
    Г) субтропический

    А) 3, 5, 9;
    Б) 1, 8;
    В) 2, 6, 10;
    Г) 4, 7.

    IV. Итог урока. На слайде (Приложение
    1):

    Африка – самый жаркий материк, потому что…

  • Большая часть материка расположена в ___________
    поясе, где солнце бывает в _____________.
  • Среднемесячная температура не ниже ____________.
  • Отмечена самая высокая температура ____________.
  • V. Домашнее задание:

    1) параграф 26,

    2) задание по контурной карте: указать границы
    климатических поясов

    3) творческое задание: ответить на вопрос: какой
    из климатических поясов наиболее благоприятен
    для жизни человека и почему?

    (Приложения 2,3,4, Раздаточный материал)




    Следующий: