Урок истории в 5-м классе Рыбы и Рим

Цель:

  • выяснить причины, почему в Риме появилось
    огромное число рабов, и использовалась их
    жестокая эксплуатация;
  • сформировать представление о восстании
    Спартака как о самом массовом и самом
    организованном из восстаний рабов в Древнем
    Риме, которое, несмотря на поражение, имело
    огромное значение.
  • Новые понятия:

    гладиаторы.

    Ход урока

    1. Текущий контроль знаний, умений, навыков.

    Рабочий лист урока. Тема: «Рабы и Рим».

    Повторение. Фамилия, имя.

    1. Приведи в соответствие понятия и определения:


    1) триумф - а) короткий период в 50 лет без войн;
    2) «золотой век» — б) завоеванные римлянами вне Италии
    части Римского государства;
    3) провинция — в) празднование победы в войне.

    За каждый правильный ответ — 1 балл.

    2. Напиши пути обогащения Рима во времена
    «золотого века»:

    а) победы в войнах;

    б) получение выплат от побежденных стран.

    За каждый правильный ответ — 1 балл.

    3. Напиши имена лучших людей «золотого века»:

    а) Публий,Сципион,Эмилиан;

    б) Марк, Порций, Катон.

    За каждый правильный ответ — 1 балл.

    4. Под стрелочками напиши все категории
    римского общества:

    Поставь себе оценку. Если ты набрал 12 баллов -
    «5″; 11 — 9 баллов — «4″;

    8 — 6 баллов — «3″.

    Новый материал.

    План урока

  • Источники рабовладения.
  • Рабы городские и сельские.
  • Восстание Спартака.
  • 1) Заполни схему:

    2) Выясни отличие труда городского раба от
    сельского.

    Перечисли эти отличия:

    а) жизнь раба была более легкой;

    б) некоторые жили отдельно и занимались
    ремеслом или торговлей.

    3) Запиши год восстания Спартака. 74 — 71 г. до н.э.

    Вывод урока:

    Труд рабов играл важную роль в хозяйстве
    Древнего Рима. Недовольные своим положением рабы
    выходили из повиновения. Самым крупным их
    выступлением стало восстание под
    предводительством Спартака.

    Работа по карте.

    • Покажите на карте Апеннинский полуостров.
    • Покажите на карте реку, на которой возник Рим, и
      назовите ее.

    Изучение нового материала.

    План изучения нового материала.

    • Источники рабовладения.
    • Рабы городские и сельские.
    • Восстание Спартака. (План на доске).

    Вступительное слово учителя.

    Войны за завоевание Италии, три Пунические
    войны, война с Македонским царством и завоевание
    Греции, война с Сирийским царством заканчивались
    ограблением этих стран и превращением их в
    провинции. Римляне часто повторяли поговорку:
    провинция — это добыча римского народа. Но это
    верно лишь отчасти, потому что крестьянство и
    беднота мало получали от этой добычи. В основном
    все доставалось римским рабовладельцам.

    Сейчас мы с вами вместе выясним источники
    рабовладения в Риме.

    Каковы ваши предположения?

    Читаем учебник с. 263 — 264, чтобы выяснить
    остальные источники. Запишите источники
    рабовладения на рабочий лист.

    Работа по второму вопросу плана.

    Работа с учебником.

    Выяснить где применяли труд рабов, заполняем
    схему на доске.

    ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА РАБОВ.

    Выясняем отличия труда городского раба от
    сельского.

    Жизнь городского раба была более легкой,
    обязанности более разнообразными, некоторые
    жили отдельно и занимались ремеслом или
    торговлей.

    Записываем отличия в рабочий лист урока.

    Работа по третьему вопросу плана.

    Восстание Спартака.

    Учитель: Самым жестоким наказанием для раба
    считалось отправить провинившегося раба в школу
    бойцов — гладиаторов.

    Работа в тетради. Новое слово, записываем
    определение: Гладиатор — воин — раб, сражающийся
    на потеху публике.

    В связи с тем, что в Риме в это время скопилось
    множество рабов, и с ними очень жестоко
    обращались, в одной из таких школ произошло
    восстание. Источники по истории восстания
    скудны. Только греческие и римские авторы
    упоминают о восстании. Совсем мало известно о
    биографии Спартака.

    Сообщение учащегося.

    Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил
    в римских вспомогательных войсках и за
    дезертирство был продан в рабство. Благодаря
    физической силе попал в гладиаторы. В источниках
    упоминается об уме, образованности и гуманности
    Спартака. В 74 г. до н.э. находился в одной из
    гладиаторских школ г. Капуи. В начале лета около
    200 гладиаторов составили заговор, который был
    раскрыт. Однако 60 — 70 человек вырвались из школы
    на свободу, вооружившись ножами, кухонными
    вертелами, затем сбежали из города. Своим
    предводителем они выбрали Спартака. У Спартака в
    ходе восстания был план — собрать как можно
    больше рабов и вывести их через Альпы, что
    позволит им за пределами Италии стать
    свободными.

    Итак, восстание под предводительством Спартака
    продолжалось три года с 74 — по 71 г. до н.э. (Дата на
    доске).

    Весной в Аппулии произошла последняя битва.
    Красс, стоявший во главе римских легионов,
    отчаялся собственными силами справиться с
    восставшими. Сенат послал ему помощь. Из Испании
    на помощь Крассу двинулся Помпей, а из Македонии
    - Лукулл. Вокруг Спартака сужалось кольцо.
    Спартак потерпел в этой битве сокрушительное
    поражение. После героического сопротивления он
    сам и большинство его соратников погибли. 6 тысяч
    оставшихся в живых были взяты римлянами в плен и
    распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги.

    Причины поражения восстания:

  • тактические разногласия между рабами;
  • отсутствие единого плана ведения войны с Римом;
  • восставшие боролись в то время с опасным и
    непобедимым врагом.
  • Несмотря на поражение, восстание Спартака
    имело огромное значение, почти три года беглые
    рабы угрожали самому существованию Римского
    государства.

    Закрепление изученного материала.

    • Перечислите источники рабовладения в Риме.
    • В чем отличие труда городского раба от
      сельского?
    • Где и когда началось восстание Спартака?

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

    Учебная литература:

  • Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего
    мира. 5 кл. Просвещение.
  • Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. История
    Древнего мира. 5 кл. Дрофа.
  • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История
    древнего мира. 5 кл. Просвещение.
  • Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего
    мира. 5 кл. Дрофа.
  • Михайловский Ф.А. История Древнего мира. 5 кл.
    Русское слово и др.
  • Следующий: