Урок истории в 5-м классе Поход Александра Македонского на Восток

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с восточным походом
    греко – македонских войск.
  • Подвести учащихся к пониманию причин
    гибели Персидского царства и образования
    державы Александра Македонского.
  • Продолжить формирование умений работать
    с исторической картой, на основе текста
    учебника и презентации давать
    характеристику участников исторических
    событий, оценку их деятельности. Слайд
    №2.
  • Учебное оборудование:

    карта «Древняя
    Греция в V в. до н. э.»

    Ход урока

    I. Организационный момент

    .

    II. Проверка домашнего задания

    по
    теме: «Возвышение Македонии при царе
    Филиппе».

    Письменно: 2 карточки.

    Карточка №1

    Дать определение понятиям: граждане,
    верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

    Карточка №2

    а) Внимательно прочитать вопрос и
    подготовить развернутый ответ на него:
    почему Греция потеряла свою независимость?

    б) Для этого вспомнить:

    • Чем была вооружена армия царя Македонии
      Филиппа?
    • Почему греки жили недружно и воевали
      между собой?
    • Что давала тактика Филиппа ссорить
      противников?

    в) Сделать вывод.

    Устно:

  • Где находится Македония? (на севере
    Балканского полуострова)
  • Как звали македонского царя? (Филипп II)
  • Каким был Филипп II?
  • Краткий ответ по карточке: почему Греция
    потеряла свою независимость?
  • Каким образом Александр пришел к власти в
    Македонии? (после смерти своего отца –
    царя Филиппа)
  • III. Переход к изучению новой темы.

    Итак, мы выяснили, что под
    натиском сильной македонской армии Греция
    потеряла свою независимость. После смерти
    Филиппа II во главе государства стал его сын
    Александр. Он продолжил дело своего отца,
    осуществив поход на Восток.

    Вместе с учащимися определяем
    цель урока:

    познакомиться с походами
    Александра Македонского на Восток и
    выяснить, почему рухнула мощная держава
    персов под ударами армии македонцев.

    Задача урока:

    почему
    Александр Македонский смог покорить
    Персидскую державу?

    IV. Изучение новой темы.

    План.

    Слайд №3.

    1. Личность Александра Македонского.
    2. Первые победы.
    3. Битва при Иссе.
    4. Гибель Персидского царства.
    5. Окончание похода.

    Записываем в тетрадях тему и план
    урока.

    Записи на доске:

    334 г. до н. э. – битва на реке
    Граник,

    333 г. до н. э. – битва близ города
    Исс,

    331 г. до н. э. – битва у селения
    Гавгамелы,

    330-327 гг. до н. э. – походы
    Александра в Среднюю Азию,

    325 г. до н. э. – завершение похода в
    Вавилоне.

    Сообщение ученика об
    Александре Македонском

    (учащиеся
    знакомятся с личностью Александра
    Македонского, с качествами, которые были
    присущи для этого полководца). Слайд №4.

    Рассказ учителя:

    В 334 г. до н.э.
    состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы),
    отделяющий Европу от Азии. На берегу горной
    реки Граник стояли отряды персов.
    Надвигался вечер. И один из полководцев
    предложил дождаться утра, но Александр
    ответил словами… (слайд №5, №6). Битва
    завершилась победой македонян. Был открыт
    путь в Малую Азию.



    Рассказ учителя:

    Дарий III –
    персидский царь (слабый, нерешительный
    человек и бездарный полководец), двинулся
    во главе войска навстречу Александру.
    Встретились близ г. Исс. Александр
    возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр
    прорвался к колеснице Дария и тот,
    испугавшись, бежал с поля битвы, оставив
    свою семью. Слайд №7, №8.

    Работа с текстом учебника по
    вариантам:

    абзац 3, с. 191-192, I-В.

    ?

    - Как была завоевана Финикия?

    3 абзац, с. 192-193, II-В.

    ?

    - Как Александра встретили в
    Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр
    основал первый свой город в честь своего
    имени – Александрию. Таких городов будет
    основано еще более 20. Слайд №9, №10.

    Рассказ учителя:

    В 331г до н.
    э. Александр продолжил свой поход вглубь
    Персии. 4 месяца шло войско. У селения
    Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11,
    №12).
    Дарий III собрал огромную армию:
    колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

    Александру был дан такой совет –
    напасть на персов ночью. «Я не краду победу»,
    - ответил Александр.

    Характеристика битвы:

  • Битва началась с атаки персидских
    колесниц (не причинили вреда македонянам).
  • Построившись клином, македонская конница
    во главе с Александром атаковала персов,
    прорвала их строй и устремилась к тому
    месту, где находился Дарий.
  • За конницей – фаланга.
  • Дария охватил страх, он обратился в
    бегство, а за ним – его воины.
  • Александр занял Вавилон, а затем
    Персеполь.
  • Дария III убивают его же приближенные.
  • Войско провозгласило Александра «царем
    Азии».
  • Рассказ учителя:

    Слайд
    №13, №14.
    Затем Александр отправился в
    Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой
    поход в Западную Индию – в долину Инда.
    Здесь войско Александра столкнулось с
    боевыми слонами. Но лучники ранили многих
    слонов и те пришли в ярость, повернув назад.
    При этом начали топтать свих воинов.
    Александр одержал блестящую победу.
    Окрыленный успехами он объявил о походе в
    долину Ганга. Однако войско отказалось.

    325 год до н. э. 10 – летний поход
    завершился.

    323 год до н. э. Александр заболел и
    умер (от лихорадки – это болезненное
    состояние, сопровождающееся жаром и
    ознобом). Слайд №15. Задание для
    учащихся:

    ?

    Когда Александр родился?

    V. Закрепление.

    Слайд №16.

    1. Почему Александр Македонский смог
      покорить Персидскую державу?
      (армия
      персов состояла из наемников, а они в
      любой момент могли подвести, они не были
      заинтересованы в результатах военных
      операций; полководческий талант
      Александра сыграл важную роль в разгроме
      армии Персидской державы).
    2. Что привлекает вас в личности
      Александра Македонского? Что вам не
      нравится в нем?

    VI. Итог урока.

    Домашнее задание:
    § 42, вопрос 1,4.




    Следующий: