Урок истории в 5-м классе по теме Женщины-фараоны Жизнь египетского вельможи

Цели урока:

  • дать представление учащимся о жизни и служебных обязанностей египетских вельмож н власти египетских фараонов.
  • учить детей приемам самостоятельной работы.

Основные понятия: фараон, правитель, династия, храм, гробница, достижения культуры.

Оборудование урока:

  • карта полушарий, «Древние государства мира», «Рост территории государств в древности», «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» (на усмотрение учителя).
  • картины “В доме знатного египтянина”, «В древних Фивах», «Ахетатон» (возможен любой видеоряд на выбор учителя)
  • раздаточный материал (задачи на счет лет, памятки по решению задач, образцы правильного решения задач, двойные листки для написания исторического диктанта).
  • Презентация «Женщина-фараоны»

Ход урока

I. Опрос

Первый вариант — проводится по вопросам учебника. Заслушиваются творческие работы учащихся.

Как вариант еще одного вида опроса (в гимназическом классе)

– Какую тему мы изучаем? (Древний Египет.)

– Что вы уже узнали об этом государстве на прошлых двух уроках? (Географическое положение, природные условия, образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном; как жили и работали земледельцы и ремесленники.)

– Как произошло объединение Египта? Как называли правителей всего Египта?

Сейчас мы проведем самостоятельную работу. К ней вы должны были подготовиться вчера на самоподготовке. Она будет состоять из исторического диктанта и решения задач.

– Скажите, для чего мы пишем исторический диктант? (Чтобы проверить знание терминов)

– Для чего мы решаем задачи? (Чтобы проверить себя и уметь правильно определять счет лет в истории).

Вы будете работать следующим образом: учащиеся на первом варианте, будут решать задачи; на втором – писать исторический диктант. Вам я раздаю памятки по решению задач и сами задачи, вы должны выбрать, какие из них вы будете решать (на “3”, на “4”, на “5”) и выполнить решение в тетрадях. Остальным напоминаю, как пишется исторический диктант – вы пишите ответы на предложенные вам определения:

  1. Правитель Египта
  2. Специальные приспособления для поднятия воды
  3. Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.
  4. Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов
  5. Знатные люди
  6. Столица Египта
  7. Водоем, в который впадает река Нил
  8. Специальные канавы, по которым вода поступает на поля
  9. Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну
  10. Место захоронения знатных египтян

Теперь вам потребуется карандаш и линейка. Начертите «Ленту времени». Давайте вспомним, почему «Лента времени» не имеет окончания.

Отметим на «ленте времени», когда произошло объединение Северного и Южного Египта. Посчитаем, сколько лет назад это произошло.

II—Ш.

Первый вариант изучения материала: комментированное чтение $ 8.

Второй вариант (для гимназических классов):

Учитель: Вы неплохо поработали, и кое-что вы уже хорошо знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Поэтому сейчас в тетрадях запишите число, тему урока “Жизнь египетского вельможи”. Внимательно посмотрите на тему урока, подумайте и скажите, о чем можно узнать в этой теме?

Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):

  • в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались,
  • чем занимались вельможи,
  • как фараон относился к вельможам.

Учитель: НО…Сегодня мне не хочется говорить о том, о чем вы можете самостоятельно прочитать в учебнике. Давайте поговорим о том, о чем учебник молчит.

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

Фараоны-мужчины нам известны, и очень многие их имена стали в истории и культуре нарицательными именами. А женщины? История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти — гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Итак, давайте узнаем понемногу о каждой из них. (Далее используется презентация ЖЕНЩИНЫ-ФАРАОНЫ)

Царица в Египте всегда являлась воплощение идеалов красоты, благочестия и царственности. Она символизирует материнство, супружество. Царицы носили такие титулы, как «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «Супруга бога», «Украшение царя».

Самыми достойными внимания, величественными и знаменитыми «супругами бога» можно назвать: Хетепхерес I — супругу Снофру и мать Хуфу. Меренмут — супругу Рамзеса II, правившего в XVIII династии. Некоторые из цариц исполняли обязанности регентов при своих сыновьях и пасынках. Это Яххотеп при Яхмосе I, Яхмес-Нефертари при Аменхотепе I, Мутемуйа при Саптахе.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном.

1. Мернейт (Раннее царство, 3000—2890 годы до н.э.) — супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. По мнению Джоан Флетчер, Мернейт «не только была искушена в государственных делах, но и распоряжалась всеми финансами».

О её правлении свидетельствуют погребальные комплексы в Абидосе и Саккаре. В Саккаре расположена мастаба размером 16 x 42 метра с многочисленными упоминаниями Мернейт

Гробница Мернейт в Абидосе расположена в некрополе Умм эль-Кааб, где похоронены и остальные правители I династии. Вместе с ней было похоронено около 20 людей (подобная практика в целом характерна для начала периода Раннего царства). Неизвестно, были ли они убиты после смерти царицы или умерли естественной смертью и пожелали быть похороненными рядом с ней. Кроме того, в гробнице находилась солярная барка, предназначенная для путешествия с богом Солнца по загробному миру.

2. Хенткаус (I) (IV—V династии, Старое царство) — супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью — непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса — изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта»

3. Нейтикерт (в греческой форме Нитокрис) — царица Древнего Египта (ок. 2152 — 2150 до н. э.), последняя правительница VI династии и всего периода Древнего царства.

Имя Нейткерт (Нитокрис) встречается в «Истории» Геродота и сочинениях Манефона. Согласно Геродоту, она получила власть над страной после того, как заговорщики убили её брата-фараона. Чтобы отомстить им, царица заманила убийц в подземные покои своего дворца. Во время пира она велела запереть гостей и через большой потайной канал впустить в покои воды Нила. Расправившись со своими врагами, она покончила с собой (согласно Геродоту, вбежав в горящую комнату). Манефон, в свою очередь, приписывал Нитокрис сооружение третьей пирамиды в Гизе, которая на самом деле была воздвигнута при фараоне Менкаура.

Современные исследователи полагают, что реальная Нейтикерт была одним из наследников древнеегипетского трона в период смуты, наступивший после 94-летнего правления фараона Пепи II. Как и её предшественник Меренра II, она не смогла удержать ситуацию в своих руках и, возможно, была свергнута.

4. Себекнеферу — последняя правительница XII династии (Среднее царство)

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, — это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния — сарафана — на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

5. Правивщая Египтом в течение 21 года Хатшепсут — уникальный даже для Древнего Мира прецедент, — взошедшая на трон, как фараон-мужчина, прославилась в веках. Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес, внучкой основателя Нового царства фараона Яхмоса I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского Бога Амона.Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном, которой удалось водрузить на голову двойную корону Нижнего и Верхнего Египта.



Хатшепсут воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. После смерти своего отца, Тутмоса I, она вышла замуж за сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством в течение 22 лет.

Египетские фараоны считались земным воплощением бога Хора и могли быть только мужчинами. Когда на престол взошла женщина-фараон Хатшепсут, для легитимности её власти была придумана легенда, согласно которой сам бог Амон снизошёл на землю, чтобы в облике Тутмоса I зачать свою дочь.

В заупокойном храме царицы Хатшепсут — Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» в Дейр-эль-Бахри, построенном её фаворитом и придворным архитектором Сенмутом, сохранились иероглифические надписи, которые представляют собой описания событий, связанных с появлением Хатшепсут на свет, а также ритуальные формулы.

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Два обелиска Хатшепсут высотой около 30 метров рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Хатшепсут активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона. С её именем связана морская экспедиция в далекуюстрану Пунт, известную также как Та-Нечер- «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено, возможно северное побережье Сомали, по другим источникам — Индия. Царствование Хатшепсут – историческая загадка, её имени нет в списках фараонов Египта, сохранившихся на плитах Египетских храмов, фараоны игнорировали её в хронологических летописях, все надписи о ней в Карнакском Храме раздроблены. После смерти царицы Тутмос IIIприказал переписать все официальные хроники, имя Хатшепсут было заменено на имена Тутмоса III и его предшественников, все деяния и памятники царицы были приписаны преемнику Хатшепсут. Тутмос III не посмел разрушить только два розовых гранитных обелиска, воздвигнутых царицей Хатшепсут в Карнакском Храме.

Вокруг имени Хатшепсут до сих пор строятся разнообразнейшие гипотезы, одна из которых утверждает, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей его. По другой гипотезе Иммануила Великовского, египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт — с посещением царя Соломона послами царицы Савской.

В Библии написано, что Соломон начал строить Храм через 480 лет после исхода сынов Израилевых из Египта, строил его 7 лет и закончил около 975 года до н.э., возможно 1462 г. до н.э. — дата исхода сынов Израилевых из Египта. Если Моисей провёл 40 лет в пустыне, то его бегство из Египта было около 1502 г. до н.э. А в 1503 году до н.э. в Египте пришла к власти женщина-фараон, знаменитая Хатшепсут. Как сопоставить эти события? Может быть Хатшепсут и была той самой «дочерью фараона», которая усыновила Моисея?

Легенда гласит, что после 40 лет пребывания в пустыне, Бог сказал Моисею: «пойди, возвратись в Египет, ибо умерли ВСЕ, искавшие души твоей». К тому времени умерли любящая Моисея Хатшепсут и ненавидящий его Тутмос III. Прошло почти три с половиной тысячи лет. В книге Даниила сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Археологам удалось найти статую Хатшепсут с неповреждённым лицом. В 2008 году было официально объявлено, что в Каирском музее покоится мумия Хатшепсут.

Благодаря современным технологиям проведения ДНК-анализа, специалистам удалось по ДНК-пробе, взятой из зуба, обнаруженного в гробнице Джесер-Джесеру, со стопроцентной точностью идентифицировать останки мумии, хранившейся в Каирском музее и принадлежавшей древней правительнице Египта — царице Хатшепсут. Выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый анализ мумии Хатшепсут показал, что на момент её смерти, ей было приблизительно 50 лет и скончалась она от болезней.

6. Таусерт — своим правлением завершает XIX династию. Согласно основной гипотезе, она стала регентом при пасынке — фараоне Саптахе, что умер на шестом году своего правления. В конце XIII в. до н.э. в Египте шла очередная гражданская война. Центральное правительство находилось на Севере и опиралось на армию, которая в эпоху Нового царства формировалась из средних слоев населения. Сепаратистамиюжанами руководили жрецы и местная знать. Как гласит «Большой папирус Харрис», «… страна египетская была представлена сановниками и властителями городов, и один убивал другого, знатные и убогие». Смерть фараона Сети II (примерно в 1208г. до н.э.), не оставившего прямых наследников, еще более ослабляла позиции центральной власти. Очевидно, оптимальным вариантом в этой критической ситуации было бы воцарение его вдовы — Таусерт. Около 1200 г. до н.э. ее уже свергли южане. Дальнейшая судьба Таусерт нам неизвестна. Новый фараон Сетнахт, основатель XX династии, уничтожил память и о ней.

7. Клеопа’тра VII Филопа’тор (др.греч . Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69-30гг до н.э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев Лагидов).

О детстве и юности Клеопатры ничего не известно. Несомненно, на неё произвела сильное впечатление смута 58—55 гг. до н. э., когда её отец Птолемей XII был свергнут и изгнан из Египта, а царицей стала его дочь (сестра Клеопатры) Береника.

Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян.

Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев). С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие…

В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на её природный ум, дало превосходные результаты. Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея, помимо родного греческого языка, египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им, может быть только за исключением Птолемея VIII Фискона), арамейским, эфиопским, персидским, ивритом и языком берберов (народа, жившего на юге Ливии).

Клеопатра VII правила Египтом 21 год Она являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Закрепление

  • Какие обязанности фараон возлагал на своих вельмож?
  • На стене грибницы одного вельможи есть надпись, в которой этот вельможа с гордостью заявляет, что фараон ни разу не наказывал его палками. Какие выводы о власти фараона над населением Египта можно сделать из этих слов?
  • Определите, что входило в обязанности вельмож, назначаемых фараоном на должности Начальником всего, что дает Небо и Нил, Начальника работ, Начальника Дома оружия.
  • Летнюю обувь — сандалии изобрели в Древнем Египте. Однако только фараон и самое близкое его окружение могло их носить. Даже супруга фараона ходила босой. Сандалии делали из коры, «волокон пальмы, украшали, а на подошвах изображали врагов. Как вы думаете, для чего это делали? (На подошвах изображали врагов, чтобы при ходьбе попирать их ногами и таким способом унижать)
  • Почему до нас дошло так мало информации о женщинах, правивших Египтом? Можете ли вы назвать те достижения Древнего Египта, которые связывают с именами правительниц Египта?

IV .Домашнее задание

§ 8, вопрос 3 на с. 43 или подготовить рассказ от имени вельможи о том, как прошел его день.

Литература:

  1. История Древнего Мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, — 9-е издание, — М.: Просвещение, 2008.
  2. История Древнего Мира, 5 класс, Поурочные планы по учебнику «История Древнего Мира. 5 класс»/ О. А. Северина. В двух частях, Волгоград, 2003, часть 1.
  3. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ К. В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006.
  4. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.
  5. Литвинов А.В. История становится ближе. Задачник.— М.: Народное образование, 1996. С. 89.
  6. ВИКИПЕДИЯ.



Следующий: