Урок истории в 5-м классе по теме Начало истории Древней Греции

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями
    географического положения Греции.
  2. Формировать умение работать с историческими
    источниками.
  3. Развивать умение работать с контурной картой,
    речь учащихся.
  4. Формировать у учащихся положительную мотивацию
    к изучению истории через использование
    мультимедийных средств.

Тип урока:

Вводный урок сообщения новых знаний с
элементами самостоятельной работы и
использованием мультимедийных технологий.

Оборудование урока:

  1. Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
    История древнего мира. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Мультимедийное учебное пособие “История 5
    класс”. Просвещение – МЕДИА. 2004.
  3. Карта “Древняя Греция”.
  4. Атласы по Истории Древнего мира.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему: “Вклад Древней Греции в
    мировую культуру”.
  3. Местоположение Древней Греции.
  4. Природные условия.
  5. Занятия древних греков.
  6. Остров Крит и его влияние на греческую культуру.
  7. Закрепление.

Ход урока

№ плана Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Учитель объявляет тему урока. Учащиеся записывают тему урока в
тетрадь
.
2 Мы с вами приступаем к изучению истории
нового государства – Древняя Греция.
Цивилизация созданная древними греками сделала
огромный вклад в историю всего человечества.
Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы
пользуемся в повседневной жизни появились
именно благодаря им – грекам. Наши имена, науки,
названия предметов все это дар, принесенный нам
греками.

Давайте попробуем выяснить, что вы
знаете о Греции? Какие памятники или
произведения вы можете назвать?

3 Учитель работает с настенной картой.

Представим
себе, что мы финикийские мореплаватели, которые
отправились в далекое плавание. Двигаясь на
северо – запад, мы пересекаем Средиземное море и
попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ,
который называл себя эллинами, а страну –
Элладой. Мы же называем их греками, а страну –
Грецией.

Задание:

Используя карту, определите
местоположение Древней Греции.

Задание:

Используя карту, выполните задание
1-5 на контурной карте.

Учащиеся следят за рассказом учителя
по атласам.

Учащиеся делают вывод

: Древняя
Греция занимала юг Балканского полуострова,
соседние острова, а также побережье Малой Азии.

Учащиеся работают с контурной картой.

Приложение №1.

4 Прежде чем мы рассмотрим природу
Древней Греции, давайте вспомним особенности
природы стран Древнего Востока.

А теперь
давайте попробуем выяснить, какие природные
условия окружали жителей Греции и сравним их с
природой стран Востока.

Учащиеся вспоминают природные
условия Египта, Двуречья, Индии и Китая.

Учащиеся
заполняют сравнительную таблицу: “Природные
условия”.



Приложение №2.

5 Задание: используя раздаточный
материал и опираясь на знания, полученные ранее,
попробуйте определить основные занятия древних
греков. Какие природные условия наиболее сильно
повлияли на занятия греков?

Рассказ учителя о
роли оливковых деревьев и винограда в жизни
древних греков.

Учащиеся работают с раздаточным
материалом (Приложение №3) и делают
вывод:
Древние греки занимались ремеслом,
мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и
винограда.
6 Вспомните, по каким историческим
источникам ученые историки получают знания о
прошлом?

Что такое мифы и к какому виду
исторических источников они относятся?

Задание:

Прочитайте миф о Минотавре и
подумайте, какие факты являются достоверными, а
какие вымысел?

Учитель рассказывает об истории о.Крит
используя Мультимедийное учебное пособие
“История 5 класс”. Урок 14: “Древняя Греция и ее
обитатели”, пункт: “Остров Крит и его влияние на
греческую культуру.”

На острове Крит существовала так называемая
минойская цивилизация. Название этой
цивилизации происходит от имени легендарного
царя Миноса, который, согласно преданию, был
первым и самым могучим правителем Крита.
Правители Крита жили в огромных благоустроенных
дворцах, самый знаменитый из которых раскопан
археологами в городе Кноссе. Создатели минойской
цивилизации нам не известны, а их родство с
каким-либо другим народом древности пока
установить не удалось. До сих пор не изучен язык и
не расшифрована письменность минойских жителей
Крита. Однако известно, что длительное время
ахейцы в Греции находились под сильным влиянием
минойской культуры.

Греки привозили с Крита разнообразную посуду и
утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и
слоновой кости. При дворе ахейских правителей
работали критские художники и ремесленники.
Созданная ахейцами письменность внешне похожа
на письменность минойского Крита.

Задание

: как вы думаете, почему на о. Крит не
нашли не одной крепости, а на Балканском
полуострове каждый город был окружен крепостной
стеной.

Учащиеся читают миф (учебник стр.113) и
делают вывод
: Фактами может быть то, что на о.
Крит существовало государство, которым правил
царь Минос, у него бал дворец в котором был
лабиринт, греки платили дань царю Миносу.

Учащиеся
делают вывод:

остров Крит был единым
государством и нападение могло произойти только
с моря. В Греции государств было много и они
враждовали между собой.

7 Закрепление проводится в виде теста,
как проверка усвоения знаний.
Учащиеся выполняют тест.

Приложение
№4.

Домашнее задание: § 24, подготовить
сообщение об одном из мифов Древней Греции.

Творческое задание: составить меню
жителя Греции.




Следующий: