Урок истории в 5-м классе на тему Первый властелин единого Китая

Цели:

  1. Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений
    китайцев.
  2. Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, видеоматериалов;
    навыков соотношения исторических фактов во времени.
  3. Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Оборудование:

  1. Карта «Рост территории государств в древности».
  2. Видеокассета «Великие чудеса света. Великие творения людей». Ридерз Дайджест.
    Видеофрагмент «Великая Китайская стена».
  3. Презентация «Первый властелин единого Китая».
  4. Раздаточный материал:
    а) карточки для описания фильма;
    б) фрагменты рабочих тетрадей;
    в) контурные карты «Индия и Китай в древности».
  5. Жетончики – «драконы».

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы продолжаем изучение Древнего Китая. Сегодня на уроке мы узнаем, чем прославился
правитель Цинь Шихуан. Запишите тему урока.
1-й слайд.

II. Повторение.

Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила
чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось
над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала
вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку,
и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять
тысяч лет.

  • Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда?
  • Шёлка.
  • Какие ещё открытия и изобретения были сделаны в Китае?
  • Бумага, фарфор, порох, компас.

Давайте вспомним историю и других древних народов.
2-й
слайд.

Распределите слова – бумага, шахматы, сфинкс, сахар, брахман, алфавит,
стекло, Хуанхэ, Нил, Хаммурапи, пирамиды, клинопись, пурпурная краска,
фарфор – по колонкам.

Вавилон Египет Финикия Индия Китай
Хаммурапи

клинопись

сфинкс

Нил

пирамиды

алфавит

стекло

пурпурная краска

шахматы

сахар

брахман

бумага

Хуанхэ

фарфор

За каждый правильный ответ – жетончик!

А теперь посмотрим, не ошиблись ли мы. 3-й слайд.

- Расскажите и покажите по карте, где находится Китай?

- Почему реку Хуанхэ называли «горем Китая»?

- Как и на чём писали во времена Конфуция?

- Как должны вести себя учтивые китайцы, по мнению мудреца Конфуция?

(Ответы учащихся и комментарии учителя).

Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним даты. Что произошло?

1500 г. до н.э. Завоевания фараона Тутмоса
612 г. до н.э. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии
3 век до н.э. Объединение Индии в единое государство
Более 2 млн. лет назад Появление человека
40 тысяч лет назад Появление «человека разумного»
525 г. до н.э. Захват Египта персами
10 тысяч лет назад Появление земледелия и скотоводства
1792-1750 гг. до н.э. Правление Хаммурапи в Вавилонии
538 г. до н.э. Взятие Вавилона персами
3000 лет до н.э. Образование единого государства в Египте
Около 2600 г. до н.э. Постройка пирамиды Хеопса в Египте
221 г.до н.э. Объединение Китая в единое государство.

За каждый правильный ответ – жетончик!

III. Новая тема.

Запишите в тетрадь: 221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство.
Начертите ленту времени:

- Что было раньше: объединение Индии Ашокой или объединение Китая?

- Насколько раньше? (На 79 лет). (Работа у доски).

1. Политика Цинь Шихуана.

Правитель одного из китайских государств под названием Цинь объединил
под своей властью весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, т.е. «Первый властелин
Цинь». В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин
Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан
провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Столицей Китая стал город Сяньян.
См. карту на странице 101. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал
совершать походы против соседних стран.

Чем были
привлекательны земли на побережье Южно-Китайского моря?
- много риса
Самостоятельная работа с текстом учебника. См. страницу 104, 1-й абзац
второго пункта.
- слоновая кость
- рог носорога
- жемчуг
- диковинные птицы

Китай «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь
ест листья». На севере противниками Китая были кочевые племена гуннов.

- Какие племена называют кочевыми? (Работа со словарём).

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые
пути от набегов, началось строительство Великой Китайской стены. Обратите внимание
на карту.

Внимательно посмотрите фильм и постарайтесь ответить на вопросы
по ходу фильма. Если что-то не успеете записать, не отвлекайте товарищей. После
просмотра вы сможете помочь друг другу.

2. Великая Китайская стена. Просмотр видеофрагмента – 7 минут.

Работа по карточке № 1.

1. Насколько километров протянулись укрепления
из кирпича и каменных глыб?
5 тысяч км.
2. Сколько метров высота стены? Более 7 метров.
3. В какие страны везли товары по Великому
шёлковому пути?
  • Индия
  • Персия
  • Рим
4. При помощи чего китайские воины передавали
сигнал об опасности днём и ночью?
При помощи дыма и огня.
5. Сколько всадников и пеших воинов могли проехать
по стене в ряд?
5 всадников и 10 пеших воинов.

Физкультминутка:

  • Зажмурьте глаза как можно крепче, а теперь сделайте их как можно удивлённее.
    (2-3 раза).
  • А теперь, ребята, встали,
    Быстро руки вверх подняли.
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели – вновь за дело!

Беседа по вопросам таблицы. Дополнения и уточнения. Обратите
внимание на страницу 106 учебника, прочитайте и запишите в словарь слово
на полях. Бойница – отверстие для стрельбы в стене крепости.

3. Возмущение народа.

Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств.
Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном
страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали
нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких.
Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные
казни. Но даже сам могущественный император был бессилен против времени. Кожа на
его лице сморщилась как печёное яблоко, а щёлки глаз сделались ещё более узкими.
«Всё, что рождается между небом и землёй, смертно», — сказал один древний мудрец.
Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба
сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал учёных и магов, приказав
им найти средство, дарующее бессмертие. Учёные обошли все леса, но лишь один из
них в назначенный срок принёс необыкновенный гриб – красный с белыми точками. Учёному
приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.



- Что это был за гриб? (Мухомор).

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не
сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300
лет. Старца привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у
него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя
за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить
460 учёных, закопать живьём в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем
при нём. В том же году был разорван колесницами Ли Сы, так как его действия вызвали
осуждение.

Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым,
как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть
ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт
в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, — в этом секрет бессмертия».
Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда
ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась
невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана
похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его
жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост
человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. См. страницу 109
учебника. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности
земли охранять вход в огромную гробницу.

Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев.
Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды,
воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править
«десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям
пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

IV. Первичный контроль.

- Покажите на карте Китай и его главные реки, Великую стену и Великий шёлковый
путь.

- Что хорошего и что плохого принесло Китаю правление Цинь Шихуана?

- Для защиты от каких племён была построена Великая Китайская стена?

- Расскажите о Великой стене, используя текст на карточке.

V. Закрепление.

Работа по карточке № 2.

Образец –
16-й слайд.

В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запишите номера
предложений в соответствующие колонки.

Индия

Китай

  1. В этой стране всё население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.
  2. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с
    успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, шахматы.

  3. В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

  4. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с
    успехом используется по сей день: бумага, шёлк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

  5. Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

  6. Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была построена
    стена длиной около 5000 км.

  7. В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой
    религии.

  8. Правила поведения людей и управления страной были основаны на
    учении философа Конфуция.

Взаимопроверка по образцу. 17-й слайд. Оценки в
тетрадях.

Работа по карточке № 3

(контурная карта). См. страницу 70
в рабочей тетради.

  1. Напишите названия главных рек Индии и Китая.

  2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

  3. Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й век до
    н.э.).

  4. Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й
    век до н.э.).

  5. Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены.

Для справок используйте карты на стр. 92 и 101 в учебнике.

VI. Итоги урока.

Оценки ученикам, отвечавшим у доски; оценки за большее количество набранных жетончиков;
сувенир «Дракон» — лучшему! 18-й слайд.

Дракон в Китае – символ добра, мира и благополучия!

VII. Домашнее задание.

Прочитать § 23. Индивидуальное задание – «Чай с сахаром», стр. 107.

Приложения.

Карточка № 1. Великая Китайская стена.

1. Насколько километров протянулись укрепления
из кирпича и каменных глыб?
2. Сколько метров высота стены?
3. В какие страны везли товары по Великому
шёлковому пути?
*
*
*
4. При помощи чего китайские воины передавали
сигнал об опасности днём и ночью?
5. Сколько всадников и пеших воинов могли проехать
по стене в ряд?

Карточка № 2.

В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запишите номера
предложений в соответствующие колонки.

Индия

Китай

  1. В этой стране всё население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.
  2. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с
    успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, шахматы.

  3. В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

  4. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с
    успехом используется по сей день: бумага, шёлк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

  5. Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

  6. Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была построена
    стена длиной около 5000 км.

  7. В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой
    религии.

  8. Правила поведения людей и управления страной были основаны на
    учении философа Конфуция.

Карточка № 3. Контурная карта «Индия и Китай в древности».

  1. Напишите названия главных рек Индии и Китая.

  2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

  3. Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й век до
    н.э.).

  4. Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й
    век до н.э.).

  5. Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены

Для справок используйте карты на стр. 92 и 101 в учебнике.

Литература:

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.
    – М.: ВАКО, 2007.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение,
    2002.

  3. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира:
    учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

  4. Мерзлова В.С. Викторины по истории древнего мира и средних веков.
    – Минск: Народная асвета, 1969.

  5. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. –
    М.: Просвещение, 1990.

  6. Российский исторический журнал «Родина». — № 10, 2004.

  7. Приложение к газете «Первое сентября». История. — № 39, 1997.



Следующий: