Урок истории в 5-м классе Греко-персидские войны

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска;
  • Мультимедийное учебное пособие “История. 5
    класс. Издательство ЗАО “Просвещение – МЕДИА”;
  • Учебник “История Древнего мира”. – М.,
    Просвещение, 2003.

Цели урока:

  • Формировать ценностные ориентации учащихся о
    защите Отечества.
  • Продолжить формирование умений:

- работать с текстом учебника, выделять главное,
составлять рассказ,

- обобщать отдельные события и формулировать
несложные выводы,

- формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя историческую
аргументацию.

  • Развивать навыки работы с различными
    источниками исторической информации.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся по теме.

Беседа с классом.

“Греки расселись вокруг моря как лягушки
вокруг болота” — шутливо замечал афинский
мыслитель Сократ.

Что он имел в виду?

- Какой полуостров в Эгейском море греки
заселяли наиболее активно? (Малая Азия)

- Какое государство Древнего Востока
стремилось к завоеванию полуострова Малая Азия? (Персия)

- Если два государства интересуются одной
территорией, к каким историческим событиям это
может привести? (войне)

Сегодня на уроке мы рассмотрим события Греко –
персидских войн, произошедших в V веке до н.э.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Греко-персидские войны.

- Какими были эти государства: Персидская
держава и греческие полисы?

(держава – сильное государство, постоянно
захватывает территории, сильная армия)

(Эллада состоит из отдельных полисов, армия
формируется из граждан полиса)

Предлагаю сравнить военные силы двух
государств.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос,
учащие высказывают предположения, к вопросу
вернемся в конце урока.

Определите, кто и почему победит в войне между
персидской державой и греческими полисами.

Приобретение и осмысление новых знаний.

Работая над новой темой, мы заполним таблицу.


причины сражение полководец результат

1. Причины Греко-персидских войн.

Преподаватель запускает 16 урок
мультимедийного учебного пособия “История. 5
класс”

Открывает 2 интерактивную страницу 16 урока, где
рассказывается о восстании в Милеете.

Задание классу:

- Прочитайте вступление и п.1п.34 учебника и
укажите главные причины начала войны.

Предполагаемые ответы учеников записываются в
таблицу:

1. Персы задумали покорить новые страны

2. Персы требовали большой дани

Для выявления 3 и 4 причины учитель открывает 3
интерактивную страницу 16 урока.

Преподаватель работает с Интерактивной картой.

- Что обозначают цвета карты?

- Почему среди греков появились союзники
персов?

Предполагаемые ответы учеников записываются в
таблицу:

3. Вмешательство персов в греческие дела.

- Какой будет война для греков?

4. Греки борются за независимость.

2. Основные сражения.

Преподаватель открывает интерактивную карту
похода Дария на 3 интерактивной странице 16 урока.

Учитель задает вопросы учащимся.

- Как персы переправились в Грецию?

- Почему они высадились на Марафонской равнине,
а не у стен Афин?

Преподаватель открывает 4 интерактивную
страницу 16 урока и включает анимированный ролик
о Марафонском сражении.

Ученики заполняют таблицу.

Стратег

– военачальник.

490 г. до н.э. – Марафонская битва, афинский
стратег Мильтиад.

Прошло 10 лет. Эллины были горды победой при
Марафоне.

На троне Персидской державы находился Ксеркс,
сын Дария.

- Прекратятся при нем боевые действия между
персами и греками? Почему?

Ученики записывают последнюю причину войн в
таблицу.

5. Персы хотели отомстить за поражение при
Марафоне.

О продолжении войны предполагали и греки. Они
готовились к войне.

Задание: Прочитайте п.1 п. 35 учебника, назовите
изменения в армии эллинов и их подготовке к
войне.

Предполагаемые ответы учеников:

Эллинами был построен флот из 200 триер, создан
союз 30 полисов.

Армия персов была набрана из покоренных
народов, им были чужды интересы персидского царя
и знати.

Преподаватель открывает 4 интерактивную
страницу 16 урока, карту похода Ксеркса

– Чем поход Ксеркса отличается от похода Дария?

Преподаватель кратко рассказывает о переправе
персидского войска через Геллеспонт.

Преподаватель открывает 5 интерактивную
страницу 16 урока, схему Фермопильского сражения.

Ученики заполняют таблицу.

480 г. до н. э. — сражение за Фермопильский проход,
спартанский царь Леонид.

Преподаватель предлагает, исходя из данных
схемы, определить:

– Почему у Фермопильского прохода греки
потерпели поражение?

Предполагаемый ответ:

Не сумев разбить греков в прямом столкновении,
персы обошли греческих воинов и напали с тыла.

О царе Леониде и подвиге спартанцев
преподаватель рассказывает с использованием
иллюстраций 5 страницы урока.

“О путник, поведай спартанцам о нашей кончине:
верны законам своим, мы здесь костьми полегли”.

Преподаватель открывает 6 интерактивную
страницу 16 урока, карту 2 этапа похода персов.

- Как поведут себя персы после победы при
Фермопилах?

Прочитайте п. 4 п. 35

- Как греки отнесутся к своему поражению? Как бы
вы поступили на месте афинян?

Анимированный сюжет о Саламинском сражении.

– Победа при Саламине была случайностью или
хорошо продуманной боевой победой?

480 г. до н. э.- Саламинское сражение, афинский
стратег Фемистокл.

Преподаватель открывает 7 интерактивную
страницу 16 урока, анимированную карту.

- Какое сражение будет последним в войне?

479 г. до н.э. – сражение при Платеях, спартанец
Павсаний.

3. Итоги войн.

Учитель возвращается к проблемному вопросу
урока.

Определите, кто и почему победит в войне между
персидской державой и греческими полисами.

Ученики читают последнее предложение 35
параграфа и заполняют таблицу.

Греки отстояли свою независимость.

Рефлексия.

Преподаватель открывает 10 интерактивную
страницу 16 урока.

Интерактивная карта основных сражений.

Учащиеся выполняют задание карты.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание.

Прочитать параграфы 34, 35.

Сформулировать причины победы греков в войне:

Подготовка к войне.

Союз государств.

Мужество воинов.

Защита Отечества.

причины сражение полководец результат
1. Персы задумали покорить новые земли.

2.
Персы требовали большой дани.

3. Вмешательство персов во внутренние дела
греков.

4. Греки борются за независимость.

5. Персы хотели отомстить за поражение при
Марафоне.

490 г. до н.э. – победа при Марафоне.

480 г.
до н.э. – поражение при Фермопилах

Победа при Саламине.

479 г. до н.э. — победа при Платеях.

Мильтиад

Леонид

Фемистокл

Павсаний

Греки отстояли свою независимость.

Следующий: