Урок истории в 5-м класее по теме Чудо света своими руками

Цель:

на основе способностей, знаний, желания
детей (как отдельный кирпичик) и их творческой
работы в группах (как отдельный пласт единого
целого), создать одно из чудес света – Египетскую
пирамиду. Через знания и умения детей составить
общую характеристику Древнего Египта.

Оборудование

: карта “Древний Египет”,
картины по истории Древнего мира, изображение
египетской пирамиды, заготовки для пирамиды (с
заданиями), атлас по истории Древнего мира.

План урока

:

  1. Постановка задач классу.
  2. Работа детей в группах по индивидуальным
    заданиям для каждой группы.
  3. Демонстрация проделанной работы с необходимыми
    пояснениями.
  4. Соединение работ каждой группы в единое целое.
  5. Подведение итогов проделанной работы.
  6. Сопоставление значимости и масштабности
    проделанных работ.

Вступление

  1. Мы с вами изучили историю Древнего Египта. И вы
    знаете, что одним из Чудес света считались в
    древности египетские пирамиды.
  2. И мы сегодня с вами будем создавать такое “Чудо
    света” своими руками.
  3. А для этого мы будем работать по группам. Каждая
    группа получит свое задание и создаст свою
    пирамиду.
  4. Но помните, что каждый из вас – это кирпичик
    своей пирамиды, поэтому, вы должны работать
    дружно, все вместе.


Ход урока

1. Класс делится на 4 группы, которые
составляются по желанию детей с рекомендациями
учителя (по психологической совместимости
детей); количество человек в группах должно быть
равное. В начале урока ставится задача классу:
учитель говорит о том, что каждый ребенок
является частичкой (в данном случае
“кирпичиком”) большого целого, участвуя в
коллективной работе, созидает это единое целое (в
данном случае – одно из чудес света – Египетскую
пирамиду). А для этого необходимо будет в каждой
группе выполнить определенное задание по
созданию грани пирамиды. (Учитель может и не
сообщать детям конечный результат работы, –
чтобы это было для них неожиданностью). По
окончании работы дети должны продемонстрировать
конечный результат и сделать необходимые
пояснения.

2. Карточки с заданиями и заготовки граней
пирамиды раздаются группам с учетом
способностей и интересов детей.


Пояснения к заданиям по группам

1. Пирамида-лестница

Заполнить этажи пирамиды, соответствующие
социальному положению определенных слоев
населения Египта: фараон, вельможи, чиновники,
воины, земледельцы, ремесленники, рабы. По
возможности изобразить их и дать
соответствующие пояснения.

2. Пирамида-рисунок

Изобразить на грани природу Египта, занятия
населения, фрагменты жизни фараона. Дать
соответствующие пояснения своим рисункам.

3. Пирамида-карта

По заранее намеченным контурам (на грани
пирамиды) ученики должны воспроизвести в цвете и
с надписями карту Древнего Египта, используя
атлас по истории Древнего мира.

4. Пирамида религиозных верований

На грани пирамиды изобразить и подписать богов
Древнего Египта. При демонстрации проделанной
работы дать пояснения, богами чего они являются,
и их характеристики.

1-я группа

. Пирамида-лестница

Дети демонстрируют свою грань пирамиды с
пояснениями, в каком порядке они расположили
определенные слои населения.

Задание:

  1. Подпишите ступеньки, которые соответствуют
    положению в обществе:
  2. Рабы, фараон, земледельцы, воины, ремесленники,
    вельможи, чиновники.
  3. Изобразите их на данной ступени.
  4. Расскажите о них (кто есть кто?).

2-я группа

пирамида-рисунок

Учащиеся представляют свою работу с
фрагментами из жизни Древнего Египта и с
комментариями к своим рисункам.

Задание:

  1. Нарисуйте в своей пирамиде природу Египта.
  2. Нарисуйте в своей пирамиде занятия населения.
  3. Нарисуйте фрагменты жизни фараона.
  4. Объясните свои рисунки.

3-я группа

. Пирамида-карта

Ребята демонстрируют свою работу (нарисованную
ими карту Древнего Египта), сравнивая ее с
настоящей картой Древнего Египта, поясняя то, что
они изобразили.

Задание:

I. В своей пирамиде, заполните карту Древнего
Египта по заданиям:

  1. Надпишите название реки, протекающей через
    Египет, и обозначьте на ней 1-ый порог.
  2. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в
    Египте.
  3. надпишите название морей, омывающих Египет.
  4. Найдите две столицы Египетского царства и
    надпишите их названия.
  5. Обозначьте значком район пирамид.
  6. Проведите путь по воде из города Фивы в Красное
    море.
  7. Начертите направления завоевательных походов
    египетских фараонов.
  8. Обведите границы Египетского царства около 1500
    г. до н.э.

II. Поясните то, что вы изобразили.

4-я группа

. Пирамида религиозных верований

Изобразив и подписав имена богов Древнего
Египта на грани пирамиды, дети рассказывают мифы
об этих богах и их значимости в жизни египтян.

Задание:

  1. Подпишите и изобразите богов Древнего Египта.
  2. Расскажите об этих богах.
  3. По окончании работы дети представляют свои
    “грани” с соответствующими пояснениями.
  4. По ходу завершения выступления группы учитель
    соединяет грани пирамиды в единое целое, получая
    в результате одно из Чудес света – Египетскую
    пирамиду, но сотворенную руками детей в
    настоящее время.
  5. Создав “своеобразную” Египетскую пирамиду из
    работ детей, учитель подводит их к итогам
    проделанной работы. Благодаря участию каждого из
    детей и совместной работе в группах, создали одно
    из Чудес света – Египетскую пирамиду. А
    благодаря знаниям и умениям детей составили
    общую характеристику Древнего Египта.

Учитель:

Из отдельных пирамидок каждой
группы собирается одна большая пирамида.

А теперь, ребята, посмотрите, что мы создали.

Из ваших маленьких кирпичиков мы получили
“Чудо света” и общую картину Египта.

Для усиления значимости и масштабности
проделанной работы в конце урока дается кадр с
изображением Египетской пирамиды (крупным
планом), в свете которой наглядно появляется
Пирамида. Созданная руками детей. И наглядно
подтверждается тема урока: “Чудо света” –
своими руками.

Критерии оценки:

  1. Уровень знаний детей.
  2. Проявление умений и навыков.
  3. Умение работать в группе.
  4. Достижение конечного результата.

Следующий: