Урок истории в 4-м классе: Возникновение городов. Древний Киев. Великий Новгород


Цели и задачи:

  • определить причину возникновения городов на
    Руси;
  • выяснить, где и каким образом строились города в
    Древней Руси;
  • развивать умение работать с исторической
    картой и контурной картой;
  • дать первоначальны сведения об истории
    возникновения древнего Киева, Великого
    Новгорода;
  • развивать интерес к изучению истории.

Оборудование:

мультимедиа, ПК,
электронная энциклопедия “Кирилла и Мефодия”,
презентация “Киев”, карта “Путь из варяг в
греки”, схема Великого Новгорода, карточки с
датами и терминами, карточки для работы в парах и
группах, учебник А. А. Плешаков “Мир вокруг нас”
ч– II М.: Просвящение 2004 г.

Ход урока

I. Организационный момент.

Тест дети выполняют самостоятельно.
Вопросы теста учитель может заранее записать на
доске или если позволяет возможность показать их
при помощи компьютера и мультимедиа. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Тест:

1. Поселения древних славян
раскинулось:

а) в западной части Европы; б) в
восточной части Европы

в) в центральной части Европы.

2. Древние славяне жили:

а)

семьями; б) по одному; в)
племенами.

3. Жили славяне племенами, чтобы
сообща заниматься:

а)

земледелием; б) бортничеством; в)
рыболовством.

Способ проверки: взаимопроверка или
при помощи компьютера.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

II. Постановка целей урока.

1. 1. Повторение.

Разгадывание кроссворда.
(Коллективная работа)

1. Какой русский князь прославился
своими военными походами?

В честь него пели песни.

2. Как называли добрых молодцев
вставших на защиту родной земли?

3. Какое важное событие произошло в 998
году?

4. От каких славян произошли народы:
русские, украинцы, белорусы?

5. На какой реке произошло крещение
Руси?

6. Как звали князя Красное Солнышко?

2.2. Постановка целей.

Учитель:

Внимательно посмотрите на
кроссворд, найдите слово, которое поможет вам
сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем
говорить на уроке?

Дети:



Сегодня на уроке мы будем
говорить о городах.

Учитель:

Всё верно мы будем говорить
о городах, а вот о каких вы узнаете немного позже.

– Чтобы начать наш разговор о городах,
надо узнать, как появлялись города. Вспомните,
где жили славяне?

Дети:

Славяне жили по берегам рек

Учитель:

А почему они жили по берегам
рек?

Дети:

Реки были в то время
единственной дорогой, используя которую славяне
могли обмениваться товарами, как между собой, так
и с другими народами.

III. Работа над новым материалом.


3. 1. Работа с картой, терминами.

Учитель:

Рассмотрите карту. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Прочитайте названия рек, протекающих на
территории между Балтийским и Чёрным морями.

Учитель:

Жители побережья
Балтийского моря, которых на Руси называли
варягами, стремились торговать с жителями
побережья южных морей, которых славяне называли
греками.


варяги греки

ВАРЯГИ (от др.-сканд. vaeringjar — норманны,
служившие византийскому императору), в русских
источниках — выходцы из Скандинавии,
полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор),
наемные дружинники русских князей IX–XI веков. В
русских источниках варяги впервые упоминаются в
“Повести временных лет”

ГРЕКИ (самоназвание эллинес), народ в
Юго-Восточной Европе, основное население Греции.
Древние греки создали высокую культуру,
оказавшую большое влияние на развитие культуры
Европы.

Учитель:

Внимательно слушая
следующий текст, проследите с помощью указки
путь “из варяг в греки”.

Сначала торговые люди плыли по
балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали
в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке
Волхову в Ильмень – озеро. Потом плыли вверх по
течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои
лодки по суше в Западную Двину. Переплывали её.
Затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и
спускались в Чёрное море.

Греки же со своими товарами
направлялись в другую сторону.

(Дети работают в тетрадях “Истории 4
класс, один ученик показывает на схеме).

Учитель:

Из схемы видно, что
длиннейший торговый путь проходил через
славянские земли. Такое расположение было очень
выгодным для славян, так как варяжские и
греческие суда останавливались у берега
какой-нибудь славянской реки, чтобы обмениваться
различными товарами как между собой, так и с
местными жителями.

3.2. Моделирование возникновения
города.

а) Работа в группах. (Задание дается
учащимся на карточках.)


Представьте себя купцами, плывущими с богатым
товаром по реке. Вашему взору открывается четыре
картины:

– Низкий берег реки, к которой близко
подходит лес.

– Высокий берег реки, поросший лесом.

– Большая поляна на высоком берегу.

– Низкий болотистый берег.

Задание:

какое место вам кажется наиболее
надёжным для ведения торговли с местными
жителями? Обоснуйте свой выбор.

Учитель: По пути следования купцов
на славянской территории возникали
многочисленные места складирования товаров и
обмена ими. Товары нужно было огораживать,
охраняя их от врагов. А защитой могла служить
только крепость, в центре которой была торговая
площадь. Крепость становилась главным местом,
вокруг которого разрастался город. Таким
образом, на славянской территории возникли
многочисленные города.

б) Возникновение города. (Просмотр
анимации г. Владимир из электронной энциклопедии
“Кирилла и Мефодия”.)


3.3. Знакомство со славянскими
городами).

1. Определение городов, которые
появились в Древней Руси. Работа в парах.


Карточка № 1

Проанализируйте первую запись и
по аналогии закончите вторую.

Горд Юрия – Юрьев город

Город Кия – ………… город


Карточка № 2

Проанализируйте первую запись и
по аналогии закончите вторую.

Мирный город – Миргород

Новый город – ……………


Расставьте дружинников в порядке уменьшения, и
вы узнаете название города

2. Город Киев.

а) История происхождения названия
города Киева.

Учитель:

Как вы думаете почему город
Киев так назвали?

Своё название Киев получил по имени
Кия – легендарного основателя города.
Сохранилось два летописных предания о Киеве. По
одному он был перевозчиком через Днепр, и место
перевоза стало называться Киевским.

По другому Кий и его братья Щек и Хорив
были князями у полян и основали три поселения,
которые позже слились в один город, названный по
имени старшего брата. Сам летописец считает
вторую версию более верной. Во всяком случае,
археологические раскопки подтвердили
существование на месте Киева нескольких
поселений, слившихся в один город.

б) Сообщение учеников (выступления
сопровождаются показом слайдов)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

1 выступление.



Городище основано в V в., Киев был
древним центром племени полян. В русских
летописях Киев упоминается с 860. В 9 — нач. XII вв.
Киев политический центр Киевской Руси. Здесь
проходил знаменитый “путь из варяг в греки”.
Киев достиг своего расцвета во время правления
князя Ярослава Мудрого. Летописцы в то время
называли Киев “жемчужиной Востока”,

Подъезжая к Киеву, путешественник
видел на высоком обрывистом берегу Днепра
первоклассную крепость, защищенную высокими
волами. Эти валы были замечательными для того
времени сооружениями. Прежде чем насыпать вал,
строители складывали по линии будущих
укреплений высокую бревенчатую стену в виде
дубовых срубов, а затем засыпали землёй снаружи и
внутри, чтобы защитить ее от огня.

Наверху, на 12-метровой высоте, вновь
ставили бревенчатую стену. В город можно было
войти только через ворота: Лядские, Угорские,
Львовские, Золотые. Главные из них Золотые. На
этих воротах построили церковь, которая служила
хорошим наблюдательным пунктом. От золотых ворот
в наше время остались лишь развалины двух
каменных стен.

Княжеский дворец находился в самой
укреплённой части столицы, за рвом и стенами
внутреннего города. Дворец был двухэтажным и
стоял на каменном фундаменте.

Киев был разделён на две части: Верхний
и Нижний город. Князья с дружиной жили в Верхнем
городе, который располагался на высоком берегу
Днепра. А торговцы и ремесленники селились в
Нижнем городе, в той его части, что раскинулась по
берегу Днепра.

В 1240 г. Киев был разрушен ордами хана
Батыя. С 1243 здесь княжили владимирские князья и
их наследники.

Основные архитектурные
достопримечательности: Софийский собор (XI в.),
Золотые ворота, окружавшие в XI в. Верхний город
это историческое место было восстановлено в
конце 1990-х по сохранившимся фрагментам;
Златоверхий Михайловский собор (1108-1113 гг.,был
разобран в советское время и его
отреставрировали в конце 1990-х), Выдубицкий
монастырь (XI в.), церковь Спаса на Берестове (кон. XI
— нач. XII вв.), Кирилловская церковь (XII в., фрески М.
А. Врубеля), Киево-Печерская лавра (XI-XVIII вв.).



Киев – 860 г.

2 выступление.

Софийский собор (собор Св. Софии)
Выдающийся памятник древнерусской архитектуры XI
в. Храм был заложен в 1037 – князем Ярославом,
выстроен преимущественно из кирпича-плинфы и с
трех сторон окружен 2-ярусными галереями, в
которые встроены две башни с лестницами,
ведущими на хоры. Это огромное, светлое,
устремленное вверх тринадцатью куполами здание
определяло вид города. Софийский собор был
обнесен каменной стеной. Это было
местопребывания главы русской церкви –
киевского митрополита. Также собор был
библиотекой, там хранились написанные на
пергаменте русские и греческие книги. Стены
центральной части храма покрывали огромные,
красочные, сверкающие золотом и в то же время
строгие изображения святых. На задней стене
храма, рядом со святыми, были помещены
изображения князя Ярослава и его семьи. В конце
XVII — начале XVIII вв. собор был перестроен и
приобрел черты украинского барокко. В интерьере
сохранились мозаики и фрески XI в. Живописное
украшение храма в целом следовало византийским
образцам. Одним из центральных в храме является
мозаичное изображение Богоматери в алтаре в виде
оранты — фигуры с воздетыми руками.

3. Древний Новгород.

а) Работа по схеме (показ слайда).


(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель:

А теперь рассмотрим схему
Древнего Новгорода.

Посмотрите какая необычная схема.
Такое появление города нетипично для города в
Древней Руси. Так как города обычно строились на
одном, более высоком, берегу реки. А Новгород
расположился по обеим сторонам реки.

б) Выступление ученика.

Древний Новгород расположился на
берегах реки Волхов. Со всех сторон город был
окружён земляным валом и реками Тарасовец и
Гзень. Добраться к городу можно было только
водным путём. Весь город был разделён речкой
Волхов на две стороны: софийскую и торговую
стороны. На софийской стороне были расположены
монастыри и кремль. Кремль был обнесён
крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой
стороне располагалась торговая площадь и Павлов
монастырь. Постепенно город расширялся.

Учитель: О достопримечательностях
Новгорода вы узнаете из текста учебника.

в) Работа по учебнику стр. 48–50.


г) Беседа.

Учитель:

Где расположен город
Новгород?

– Кто управлял городом?

– Какие мастера ремесленники жили в
Новгороде?

– Что обнаружили ремесленники во
время раскопок одной из древних улиц Новгорода?

– Какое открытие для археологов стало
выдающимся?

Ответ сопровождается показом слайда.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

д) Выступление ученика.

Поиски исписанной бересты начались
ещё в 1932 г. Археологи терпеливо разворачивали и
отбрасывали тысячи обрывков бересты, не теряя
надежду на удачу. И только 26 июля 1951 г. при
раскопках на древней Холопьей улице нашли первую
берестяную грамоту.

На бересте писали не чернилами, а
процарапывали буквы костяной или металлической
палочкой заостренной палочкой.

В 1951 г. нашли 10 грамот, в следующем году
нашли 73. С каждым годом количество найденных
берестяных грамот увеличивалось. Всего в
Новгороде найдено 434 грамоты.

Берестяные грамоты рассказывают о
людях, живших в эпоху основания Москвы, Ледового
побоища и собирания Русской земли, о виденном и
пережитом ими.

Грамоты писали не только взрослые
люди, но и дети. Известны грамоты мальчика Онфима,
жившего в XIII в. это его школьные упражнения. Онфим
выписывал на кусках бересты азбуку, учился
писать по складам и тут же на свободных местах
своих “листков” процарапывал рисунки
вооруженных всадников, воинов, зверей. Около
рисунка страшного зверя он напивал “Я зверь”, а
около всадника поражающего копьем врага, –
“Онфим”. Как все дети Онфим мечтал о подвигах,
которые он совершит, когда станет взрослым.

Поиски берестяных грамот
продолжаются, и, возможно, недалеко то время,
когда число их будет измеряется тысячам.


Учитель:



Какие архитектурные
памятники сохранились в Новгороде?

е) Просмотр фотоальбома “Новгород” из
электронной энциклопедии “Кирилла и Мефодия”.

Учитель:

Новгород известен в истории
с 859 г. Почему же один из древнейших русских
городов носит название нового города?

ё) Выступление ученика.

На берегу Ильмень – озера, там, где
берёт начало река Волхов, в далёкие – далёкие
времена возникло первое поселение. Потом жители
облюбовали новое место. Так и возник город,
который стали называть Новым.


IV. Итог.

– Назовите города, которые возникли в
древней Руси.

– Как возникали первые города?

– когда возник Киев, Новгород?

– Постройте на берегу реки город,
используя предложенный вам набор деталей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина “Поурочные
    разработки по курсу окружающий мир” Москва
    “ВАКО” 2004год
  2. Е. Роголева, Т. Соловьёва “Уроки по родной
    истории” – газета “Начальная школа”
    издательский дом “Первое сентября” № 43, 48
    ноябрь– декабрь 2004 год
  3. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2006 DVD
  4. Детская энциклопедия, том 8, второе издание,
    Москва, “Просвещение”, 1967 год




Следующий: