Урок истории в 4-м классе, учебник Данилова по теме: Зачем нам общение


ЦЕЛЬ: раскрыть ценностную значимость общения
для жизни человека.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей с понятием “общение” и его
    видами;
  • развивать творческие способности учащихся и
    создавать условия для их самореализации,
    развивать культуру речи и коммуникативные
    отношения; воспитывать умение слушать и слышать
    собеседника.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: решение познавательных задач



Форма урока: самостоятельный поиск знаний с
элементами драматизации, групповой формы работы

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Небо ясное над нами, твердь земная под ногами.

Мир дороги открывает, солнце свет нам посылает,

Солнце поднимается, сердце согревается.

Согревается земля с ней и Я.

С добрым утром всех, друзья!

2. Утро начинается с зарядки, с разминки. Урок мы
тоже начнем с разминки. Женя из сказки “ Цветик –
семицветик ” прислала вам этот цветок, чтобы
исполнились ваши желания. А ваше желание,
наверняка, получить хорошие отметки. (Дети
вытягивают лепестки разного цвета, на которых
написаны понятия. Учитель показывает, какого
цвета должен быть объяснен лепесток.)

а) Желтый – общество. Объясняют это слово.

– Что мы можем назвать обществом?

– Какие интересы у тебя могут быть с твоими
друзьями? С одноклассниками? Со всеми людьми
планеты?

Но люди не всегда могут найти общий язык, и
тогда происходит…

б) Синий – конфликт.

– Какие способы решения конфликта вы знаете?

– Какой выбираете вы? Почему?

– Закончите фразу “Относись к другим так ….

– Почему именно так нужно поступать? Да потому,
что каждый из нас это личность.

в) Красный–личность.

– Чтобы научиться вести себя в обществе, для
этого существует…..

г) Зеленый – самопознание

д) Сиреневый – самооценка.

– При всем при этом человек может испытывать
(оранжевый) – чувство (и белый) тревоги.

3) – У меня сегодня чувство тревоги, волнения,
как вы думаете, почему?

– Что можно сделать, чтобы избавиться от этого
чувства?

Посоветуйте мне.

АУТОТРЕНИНГ – что это такое? Какие слова можно
сказать для самотренировки? (Проводится
аутотренинг.)

– Избавились от чувства тревоги, теперь
спокойно можно продолжить урок. К нам на урок, как
всегда, пришли герои книги по истории Анюта,
Илюша и их мама.



4) Драматизация.

Мама: (говорит детям) – Судя по вашим лицам,
поход в музей был удачным, жалко, что я с вами не
пошла.

Анюта: Да, мы…(Илюша показывает знаками, чтобы
она молчала.)

Мама: – Кажется, друзья–товарищи, вы соврать
хотите, да не успели договориться. Не были вы в
музее, наверное, в зоопарке застряли. Я угадала?

Анюта: – Ой, мамочка, ну как ты обо всем
догадалась, мы ведь тебе ни слова не сказали?

Мама: – Ты, Анна не хитри напрасно, я не
собираюсь вас ругать. А догадаться было несложно.
Во–первых, я хорошо вас знаю, общаюсь с вами с
вашего рождения. Так что личности мне ваши
знакомы. А, во–вторых, вы мне все сказали своими
мимикой и жестами – это ведь тоже язык, только
без слов.

Илюша: – А почему ты говоришь “общаюсь”, мы же
не общаемся, а живем вместе.

Мама: Нет, мы не просто живем вместе, мы делимся
своими мыслями, переживаниями, интересуемся
жизнью друг друга, вместе строим планы на
будущее, осуществляем. Все это и называется
общением. Общение помогает нам лучше узнать друг
друга, проявить себя, понять и оценить каждого из
нас как личность.

Илюша и Анюта: – Теперь все понятно.

– Как мама догадалась, что дети хитрят?

– Что маме в этом помогло?

– Что же помогает лучше узнать друг друга?

– Кто же сможет назвать тему нашего урока?

( Тема записывается на доске “ОБЩЕНИЕ”.)

–Что же такое общение, как вы поняли из слов
мамы Илюши и Анюты? (Прочитать в учебнике стр. 33)

– А для чего люди, в частности, вы, должны
понимать личность другого человека и проявлять
свою?

– Что вы должны помнить, общаясь с людьми?

(На доске стихотворение Роджера Уоддиса.)

Лишь пять вещей должны все знать,

И вам язык – не враг.

КОМУ сказать,

О ЧЕМ сказать,

КОГДА?

И ГДЕ?

И КАК?

– Попытаемся ответить на эти вопросы?

(На доске постепенно будет появляться схема).

ОБЩЕНИЕ

КОМУ?

Родственникам

Друзьям

Учителям

Одноклассникам

О ЧЕМ?

Обо всем

КОГДА?

В беседе

В игре

Письмо

Телефон



ГДЕ?

В школе

Дома

На улице

В кружке

– Можно ли назвать общением чтение книги,
рассматривание картины? Докажите.

– Да, мы общаемся, думаем, переживаем вместе с
автором книги, картины, знакомимся с их мыслями,
чувствами, соприкасаемся с их личностями. Но все
это мимолетное, поверхностное общение, оно дает
нам самые общие представления о личности, мы
испытываем радость от этого общения.

– Когда мы можем лучше узнать личность,
научиться понимать ее? (Тесное, близкое общение,
накапливается опыт общения.)

Учебник стр. 33 чтение одного абзаца, после
чтения ответить на вопрос – Что дает нам общение?

Какие чувства вы испытываете во время общения?

–Теперь ответим на вопрос: КАК люди общаются?

ВЕРБАЛЬНОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ
РЕЧЬ МИМИКА ПАНТОМИМИКА
устная письменная

говорю, пишу
слышу, читаю

губы глаза брови поза жесты

(Прочитать в книге определение мимики и
пантомимики.)

– Связаны ли между собой эти два вида общения?
Каким образом?

– Что можно узнать по мимике?

– Какие эмоции испытывает человек?

(На доске лица с различными выражениями)

Глядя на лица этих весёлых человечков, можем ли
мы сказать, почему у них та или иная эмоция на
лице? То есть, их внутреннее состояние – почему
один смеется, а другой плачет?

Иллюстрации на доске. Две девочки. Обе плачут.
Низ закрыт, (рис. №1)

– Какая эмоция у обеих девочек на лице?

– Почему они плачут – можете сказать?

(Открыть нижнюю часть).

– А теперь понятно, почему они обе плачут?

– Где выражается внутреннее состояние?

– А где огорчение – эмоция?

Вывод: Не всегда по мимике можно увидеть
внутреннее состояние человека. Ещё иногда и
необходимо использовать и вербальное общение,
расспросить человека, почему он печальный,
задумчивый, может он нуждается в твоей поддержке,
помощи.

5. Нам пришло зашифрованное письмо (рис. №2)

– К какому виду общения относится письмо?

– Кто сможет прочитать письмо?

(Понимать без слов – объясните смысл этого
выражения?)

– Кого мы можем понимать без слов?

(Дети, которые ещё не умеют говорить и т. д.)

– У кого маленькие сестрёнки, какие жесты они
используют?

(Встать). Физкультминутка.

Я вербально буду общаться, а вы не вербально.

Покажите жестами, что вы согласны,

не согласны,

отказываетесь от чего–либо,

прощаетесь,

здороваетесь,

подойди ко мне.

– Молодцы. Сейчас вы будете учиться понимать
друг друга без слов. Какой вид общения вы будете
использовать?

Задание по группам. Изобразить с помощью мимики
и пантомимики то, что указано на карточках.
Другие группы должны озвучить.

1 группа. Дай мне, пожалуйста, ручку,
я свою забыл дома.

2 группа. Как я тебя рад видеть!

3 группа. Я читаю очень интересную книгу, не
мешай мне, пожалуйста.

4 группа. Девочка ест мороженое,
мальчик подходит, просит угостить, а девочка не
дает.

5 группа. Мальчик играл в мяч, другой подошел и
отобрал, первый просит, чтобы тот вернул ему мяч.

(После этой работы задать вопрос):

– Какой вид общения вы сейчас использовали?

– Что относится к невербальному способу
общения?

– Вы уже сказали, что с помощью мимики и
пантомимики общаются дети, которые еще не
научились говорить. А взрослые люди могут
общаться только невербальным способом? Что это
за люди?

(Глухонемые).

Сообщения детей “Как научить глухонемых
говорить?”

Энциклопедия “Скажи мне почему?” стр.209.

– Следовательно, есть люди, которые общаются
только невербальным способом, поэтому, чтобы мы
могли помочь таким людям, мы должны учиться языку
жестов. Ученые подсчитали, что 80% информации
“считывают” по лицу, позе, жестам собеседника.
Оказывается в разных странах свой язык жестов.

(Самостоятельное чтение стр.35, нижний абзац,
прочитать 2 абзаца)

– Расскажите о языке жестов в разных странах.

Подведение итога урока.

– А теперь скажите, для чего нам нужно общение?

– Зачем человеку нужно учиться общаться?

Обобщение по схеме учениками, которая возникла
на доске в ходе урока:

ОБЩЕНИЕ


КОМУ?

Родственникам

Друзьям

Учителям

Одноклассникам

О ЧЕМ?

Обо всем

КОГДА?

В беседе

В игре

Письмо

Телефон

ГДЕ?

В школе

Дома

На улице

В кружке

КАК?

ВЕРБАЛЬНОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ
РЕЧЬ МИМИКА ПАНТОМИМИКА
устная письменная

говорю, пишу
слышу, читаю

губы глаза брови поза жесты

– С какими новыми понятиями вы познакомились
на уроке?

(Объясните их).

– С помощью палитры эмоций покажите, какой цвет
импонирует вашему настроению?

– Выразите свое настроение мимикой.

Задается домашнее задание. Выставляются
отметки.




Следующий: