Урок истории в 4-м классе по теме: Смутное время. Подвиг И. О. Сусанина


Цели

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство с историческим прошлым
    нашей Родины.
  2. Показать борьбу русского народа за свою
    независимость.
  3. Работать над понятиями: патриотизм, ополчение,
    барельеф и др.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, умение логически
    мыслить, умение высказывать свои мысли.
  2. Приобщить к литературе, искусству, связывать
    исторические факты с современностью.
  3. Закрепить навыки работы с учебником.

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотизма и любви к истории своей
    Родины.

Оборудование:

  1. Изображение памятника И. Сусанину, 1851 год, автор
    В. Иванов.
  2. Карточки с памятными датами и фамилиями
    известных исторических личностей.
  3. Стихотворение К.Ф.Рылеева “Иван Сусанин”.
  4. Увертюра из оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”.

План:

I. Введение. Повторение пройденного
материала.

1. Историческая разминка по датам и понятиям.

2. Опрос учащихся по теме “Ополчение К. Минина и
Д. Пожарского. Освобождение Москвы от польских
захватчиков”.

а) взаимовопросы по данной теме;

б) рассказы учащихся о подготовке народного
ополчения и об освобождении Москвы;

в) обобщение учителя.

II. Основная часть. Смутное время. Подвиг И.
О. Сусанина.

Рассказ учителя.

Работа по учебнику, Чтение отрывка о приходе
польского отряда в село Домнино (стр. 154 -156)

Стихи К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” (читают
наизусть 2 ученицы)

Отрывок из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин”
(сцена в дремучем лесу)

Беседа по содержанию прослушанного
музыкального отрывка.

Увековечение памяти героев отдавших жизнь за
Родину и связь времен.

Хор из оперы “Славься!” (колокольный звон).

III. Заключение. Подведение итогов урока.
Домашнее задание
.

Ход урока

1. Введение.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор
о героическом прошлом нашей Родины, о людях
живших тогда и не жалевших своих жизней ради
спасения своей страны от иноземных врагов.

- Как назван историками этот период жизни нашей
Родины? (Смутное время).

- Но начнём с исторической разминки. Вспомним
историю Руси до Смутного времени в датах.

1 задание. Распределить даты,
написанные на карточках в 2 группы — тревожные
события и мирные события:



Тревожные события:



1242 год – битва на Чудском озере;

1380 год – Куликовская битва;

1612 год – изгнание из Москвы иноземных
захватчиков.

Мирные события:

862 год – первая славянская азбука;

988 год – крещение Руси;

1147 год – основание Москвы;

1703 год – Основание Санкт-Петербурга.

2 задание. Вспомните значение понятий: ополчение,
патриотизм, барельеф

Барельеф – изображение на плоскости, в
котором фигуры слегка выступают над
поверхностью.

Патриотизм

– преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу.

Ополчение

– войско, создаваемое в помощь
регулярной армии, в основном на добровольных
началах.

3 задание. Укажите, чем прославились
великие люди Русского государства:

  • Князь Владимир
  • Дмитрий Донской
  • Первопечатник Федоров

- Проверяем работу с карточками.

Вы заметили, что многие даты говорят о том, что
нашей Отчизне часто угрожала смертельная
опасность, но каждый раз на её защиту поднимался
простой люд.

- Задайте друг другу вопросы по теме:
“Ополчение К. Минина и Д. Пожарского”.

(Подхожу к стенду с изображением памятника
Минину и Пожарскому на Красной площади).

- Чье изображение вы видите? Как вы думаете,
почему этим людям на главной площади страны,
спустя 200 лет (1818 г.) поставлен памятник со
словами: “Гражданину Минину и князю Пожарскому
благодарная Россия”? (автор Мартос < Приложение 1>)

2. Тема урока.

- А вот изображение ещё одного памятника. Он
поставлен в честь простого крестьянина из села
Домнино И. Сусанина. Скульптор В. Иванов. 1851 г.

- В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:

Почему обычному крестьянину поставили
памятник в городе Костроме посреди красивого
сквера?

В начале XVII века князь Пожарский, освободивший
Москву от поляков, трон Российский не взял, и
бояре, собрав совет, единодушно “проголосовали”
за нового претендента Михаила Романова, отрока 16
лет. (показываю портрет М. Романова < Приложение 2>). В это
время отец его был в польском плену и сам он с
матерью сбежал в родовую вотчину, село Домнино
Костромского уезда. Шляхтичи, узнав, что Михаила
выбрали царем, решили погубить его, чтобы троном
завладеть. После долгого петляния они вышли к
населенному пункту Деревеньки и там решили взять
себе провожатого. Это произошло в марте
1613 года.

Работа со словарём:

  • шлях,
  • рейтер,
  • сотник,
  • онучи.

Шлях

– на Украине и на юге России, в Польше:
наезженная дорога, путь.

Рейтер – кавалерист в польской армии в XVI –
XVII веках.

Сотник

– офицерский чин казачьих войсках
русской армии.

Онучи

– портянка, обмотка для ноги под сапог
или лапоть.

Работа с учебником — (отрывок) стр. 154 – 156.

  • Дальше события развивались так (чтение
    стихотворения К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин”):

- Куда ты ведешь нас?… не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги, -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега,
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

< …>

Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит”.

- Многие поэты и композиторы посвятили этому
историческому событию свои произведения.
Например, М.И. Глинка < Приложение 4> передал этот эпизод в своей опере “Иван
Сусанин”.

- Какие чувства и мысли охватили вас при
прослушивании этой увертюры?

- Так погиб И.О. Сусанин. Вернёмся к вопросу,
записанному на доске. (Ответы детей).

- Вы правы, ребята. (Показываю памятник 1851 года.).
Минуло Смутное время, но не порвалась живая нить
времён. И каждый раз, когда Отчизне угрожала
опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена
Минина и Пожарского, Сусанина. Так было во все
времена. Имена великих предков всегда
вдохновляли на творчество и подвиги.

(Обращаю внимание на портреты Рылеева (< Приложение 3>) и Глинки (< Приложение 4>) и книгу о
героях, повторивших подвиг Сусанина).

- Теперь прослушаем заключительную часть оперы.
Главная мысль её заключается вот в этих словах: (Читаем
с доски отрывок из песни “Славься”).



Звучат колокола. (Из оперы).

3. Заключение.

- Подвиг Сусанина являлся ярким примером
патриотизма русского народа в борьбе с
иноземными захватчиками.

- Урок закончен.

4. Домашнее задание: прочитать по учебнику о
подвиге И.О. Сусанина стр. 152 – 158.

Литература

  1. В.О. Ключевский, Русская история. 800 редчайших
    иллюстраций. М. ЭКСМО, 2005.
  2. Детская энциклопедия. Русская историческая
    живопись. Автор Нонна Яковлева, М.: “Белый
    город”.



Следующий: