Урок истории в 4-м классе по теме Итоги правления Петра I и Екатерины II

Цель урока:

Повторить основные этапы
правления Пётра I и Екатерины II.

Задачи урока:

  1. Учить детей самостоятельно находить
    необходимый учебный материал, готовить
    мини-сообщения.
  2. Пополнять словарный запас учащихся.
  3. Развивать мышление и речь.
  4. Способствовать повышению познавательного
    интереса учащихся к истории.
  5. Формировать чувство патриотизма и гордости за
    Отечество.

Оборудование:

  • изображение лестницы;
  • карточки с фактами для работы в парах;
  • медали “Знаток истории”;
  • жетоны (красный, зеленый, синий) для каждого
    ученика;
  • урна для голосования.

1.Организационный момент. (при подготовке к
уроку ученик и ученица из класса учат диалог и
преображаются в
“Екатерину II” и “Пётра I”.

Входят “Екатерина II” и “Пётр I”.

Пётр I

-Вот уж не предвидел я, государыня, таких
последствий.

Екатерина II

- А чем, Вы, батюшка, не довольны?
Россия в годы моего правления процветала. Не зря
же меня Екатериной Великой называют.

Пётр I-Ну уж нет, это мне, Петру Великому по
всей Руси памятники воздвигнуты!

Екатерина II

-Да если б не я, имя Ваше потомкам
не известно было б. Кстати сказать, и памятник Вам
первый в Петербурге по моему приказу воздвигнут.

Учитель

- Остановитесь, пожалуйста, не
спорьте. Осмотритесь. Вы попали в 21 век, на урок
истории в 4 класс. А тема вам посвящается. Мы
поможем разобраться, кто же из вас достоин носить
имя великого государя. Екатерина II или Пётр I?

Екатерина II

– Странно тут у вас, но
разобраться хочется, останусь. Послушаю.

Пётр I

– А мне, нравится. Жизнь кипит. Народ
работящий. Задержусь, полюбопытствую.

2. Знакомство с темой урока.

Учитель –

В жизни российского общества в 18
веке произошли значительные перемены. Россия
стала могущественной державой. Сократилась
отставание от других стран Западной Европы,
повысился её культурный уровень.

Эти перемены связаны с именами великих
императоров.

На сегодняшнем уроке мы повторим основные
этапы правления Екатерины II и Пётра I, поможем
разрешить их спор. Но не подобает государям о
победах и промахах рассказывать. Поможет им в
этом высший орган исполнительной власти. Какое
название он имел?

Ученики –

Сенат.

Учитель –

Вам, Екатерина II или Пётр I, нужно
выбрать из ребят по 5 человек, которые будут
выступать от вашего имени.

Пока Екатерина II или Пётр I заняты делом, мы
повторим изученный материал с помощью теста:
“Самое первое в российском государстве”.

Тест.

1. Первым русским царём был:

Иван III

Василий III

Иван IV

2. Кто является основателем Москвы:

Владимир Мономах

Юрий Долгорукий

Ярослав Мудрый

3. Назовите первую башню Московского Кремля:

Спасская

Царская

Тайницкая

4. Первые копейки были отчеканены по приказу:

Ивана Грозного

Дмитрия Донского

Ярослава Мудрого

5. Первая печатная книга называлась:

“Апостол”

“Домострой”

“Куранты”

Проверка – Учитель называет правильные ответы.

Ученики проверяют свою работу и ставят оценку.

4. Подготовка к диспуту. (Обращается к
Екатерине II и Пётру I)



Учитель –

Я прошу зачитать списки тех ребят,
которые займут места рядом с вами.

Задача сената состоит в том, чтобы назвать как
можно больше достоинств, великих дел,
совершенных Петром I или Екатериной II.

Ответы должны быть полными, четкими. Лучшим
будет вручен орден “Знаток истории”. Через 10 мин
вам нужно будет дать ответ.

5. Работа с классом.

Учитель –

Роль Екатерины II и Петра I
бесспорно велика, но почему именно эти имена так
часто мы повторяем?

Как они смогли добиться такой славы?

1) Каковы были их характеры?

2) Отношение к дворянству и к крестьянству?

3) О чём говорит объявление в газете того
времени?

– Продается 4-х местная карета на рессорах и
девка 18 лет

– Продается вятский жеребец, ткач 35 лет с женой
и дочерью.

(Помещичья власть над крестьянами была
безгранична
)

Крепостное право – вот та единственная
отрицательная сторона, которая была в правлении
этих императоров.

6. Диспут


Учитель-

Что же скажут в свою защиту
императоры.

Если ответ убедительный, то император
поднимается на одну ступеньку.

(выступление учеников по очереди, “Екатерина
II” и “Пётр I” передвигают свои портреты по
ступенькам)

Займите свои места. (Ученики по очереди
приводят аргументы в защиту того или иного
императора.)

Учитель-

Оказались на равных ступеньках, но
окончательный итог подведем в конце урока.

7. Работа в парах.


Учитель-

Во время подготовки вы нашли много
интересного материала. Давайте удивим
правителей знанием подробностей их правления.

(Учитель показывает факт, относящийся к
Екатерине II или Петру I.

Ученики, посовещавшись в парах, предлагают свой
ответ.)

1) Три камня.

2) Бумажные деньги.

3) “Потешные полки”

4) “Потёмкинские деревни”.

5) “Медный всадник”.

8. Итог урока.

Учитель-

Подведём итог сегодняшнего урока.

Сейчас люди много спорят о прошлом России, но
ещё больше – о её настоящем и будущем.

Меняются правители, но цель у всех одна: видеть
Россию могучей и процветающей Державой.

Меняются указы, принимаются законы.

12 декабря в 1993 году Всенародным референдумом
была принята новая Конституция.

В ней закреплены основные права человека.
Главой государства выбран президент, наделённый
очень большими полномочиями.

Сменилась форма правления. Во времена
Екатерины II и Пётра I существовала монархия
(власть передавалась по наследству), а сейчас
главу государства выбирает народ.

Все мы имеем право на свободу мнения и свободу
выбора.

Давайте воспользуемся этими правами и
проголосуем.

Если вы считаете, что Екатерина II сделала для
России больше, чем Петр I -положите синий жетон в
урну для голосования, если наоборот – зелёный.
Если у вас другое мнение – положите красный.

Пока проходит голосование и подсчёт, давайте
отметим тех учеников, кто отлично работал на
уроке. (Награждаются медалью – “Знаток
истории”)

Объявление итогов: Так же как и у вас, мнения
расходятся и у историков. Тем не менее, в
правление именно этих императоров возрос
авторитет России в мире. И мы должны помнить об
этом.




Следующий: