Урок истории в 4-м классе по теме: Древнерусские иконописцы

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить обучающихся с загадочным миром
    древнерусской живописи.
  2. Раскрыть особенности иконы А. Рублёва
    “Троица”.
  3. Воспитывать духовную культуру. Обогащать
    внутренний мир детей через приобщение к великому
    искусству – иконописи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебники Е. В. Саплиной, А. И. Саплина;
  • Рабочие тетради.
  • Фрагменты видеофильмов “Церковь города
    Мариинска”, “Троица” А Рублёва.
  • Картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”,
    В. А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”,
    “Переход Суворова через Альпы”.
  • В. М. Васнецова “Богатыри”.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

- Что вы готовили дома?

(Письменные ответы детей по карточкам )

- Какие вы знаете жанры живописи?

(Портрет, пейзаж, натюрморт)

- Какие картины исторического жанра и мастеров,
их написавших, можешь назвать?

(Карл Павлович Брюллов “Последний день
Помпеи”, Василий Иванович Суриков “Покорение
Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через
Альпы”,

Виктор Михайлович Васнецов “Богатыри”)

- Как вы думаете, почему исторический жанр в
живописи один из самых трудных?

- Расскажите о картине, которая вам больше всего
понравилась.

3. Переход к новой теме.

(Связь с ранее изученным)

- Давайте вспомним, как выглядит православный
храм?

Главной частью православного храма является алтарь,
где находятся священные предметы и куда вход
разрешен только священникам.

От остальной части он отделяется стеной с
иконами, размещёнными в определённом порядке – иконостасом.

Двери в центре иконостаса называются Царскими
Вратами.

Христиан созывают к богослужению колокольным
звоном.

Рядом с православным храмом строится колокольня.

Живописным убранством храмового интерьера
являются мозаика, фреска, иконы.

Икона – основная святыня, которая призвана
приковывать взоры молящихся.

В древних рукописях об иконах сказано так:
“Красота её несказанна, и писана она дивно”

- Совершим небольшой экскурс в церковь по
фрагменту видеофильма о Мариинской церкви.

(Просмотр фрагментов).

4. Тема урока: “Древнерусские иконописцы”

На этом уроке мы с вами начнём путешествие в мир
Прекрасного, побываем в гостях у мастера.

- Кого так на Руси называли?

(Мастер – это искусный, опытный в каком-нибудь
деле человек)

На урок дети принесли иконы.

- Вы видите лики с выразительными глазами,
которые смотрят на вас с икон осуждающе, может
быть сурово. Непонятные сюжеты, непривычные
приёмы изображения. Для человека неверующего или
не изучающего историю религии, христианское
искусство малопонятно.

Икона – основная святыня, которая призвана
приковывать взгляды молящихся.

Попробуем с вами приоткрыть дверь в загадочный
мир древнерусской живописи.

Она насыщена многочисленными символами.

А) Нимб –

сияющий круг вокруг головы.

Б) Крест –

напоминание о мученической смерти
Христа.

В) Цвет –

яркий, чистый, звучный.

Белый цвет (по представлению древних мастеров )
олицетворяет нравственную чистоту, святость.

Черный – символизирует смерть, загробное
царство, силы зла.

Красный (червленый, багряный) символизирует
жизнь, цвет крови Христа.

Золотой (один из любимых цветов) – изображается
на фоне икон, нимбе святых, считается
божественным цветом.

Церкви и храмы украшали фресками и мозаикой, но
самое большое распространение получила икона –
картина с религиозным содержанием. В переводе с
греческого означает “образ” В старину иконы
были в каждом доме на почётном месте – в красном
углу, а так же у развилок дорог, у колодцев, на
воротах при въезде в город.

Иконы писали на деревянных досках, которые
сушили несколько лет, затем выглаживали топором
и передавали иконописцу. Он наклеивал на доску
холстину, поверх которой накладывался грунт из
рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом. Затем
мастер полировал доску до блеска.

Краски разводились на яичном желтке. А в
завершении работы икона покрывалась олифой
(конопляным маслом)

Писание икон считалось богоугодным делом.
Первым иконописцем в истории христианства был
евангелист Лука, написавший образ Богоматери.

- Каковы же были требования к иконописцам?

  1. Должен быть праведником;
  2. Иметь талант художника;
  3. Знание богослова;
  4. Иконописцем не могла быть женщина;
  5. Не мог быть иконописцем человек другой веры;
  6. Иконописец постился, накануне работы над иконой
    ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил
    молитву Богу.

В далёкий 1935 год над Русью нависла опасность –
непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул
несметные полчища на земли русские. Сын Дмитрия
Донского Василий послал привезти икону из
Владимира в Москву (“Владимирская Богоматерь”).
Случилось невероятное – войска Тамерлана
повернули восвояси.

(Работа по иконе “Владимирская Богоматерь” )

- Иконописное искусство прославляли и русские
мастера. Кто же они?

(Работа по учебнику стр. 86-87 )

Просмотр видеофильма Андрей Рублёв “Троица”

Вывод: Сюжет иконы вечный, как сама
жизнь, и трогательный, как любовь.

Лучшая в мире коллекция древнерусской живописи
хранится в Москве в Третьяковской галерее.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа в творческих тетрадях,
задание на странице 45.

Пользуясь учебником дать ответы на вопросы:

- Какие имена русских иконописцев вам известны?

(При проверке показать иконы в книге)

- Как мастер готовил доску для будущей иконы?

6. Итог.

- Что вы узнали об иконописном искусстве?

- Какие мастера прославили иконопись?

7. Заключительное слово учителя:

Академик Лихачёв заметил, что “национальные
идеалы русского народа полнее всего выражены в
творении двух его гениев – Рублёва и Пушкина.

Именно в их творчестве отчётливее всего
сказались мечты русского народа о самом хорошем
человеке, об идеальной человеческой красоте.

Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в
человека, в его способность к
самопожертвованию”.

Следующий: