Урок истории в 4-м классе по системе Л. В. Занкова. Тема: Смутное время. Спасители земли Русской


Цель урока:

  • обобщить, упорядочить знания, полученные по
    теме, расширять кругозор детей;
  • развивать логическое мышление, память, речь,
    воображение;
  • воспитывать чувство гордости за русский народ,
    патриотизм, любовь к родине, интерес к предмету.

Оборудование:

  • лента времени, анаграммы;
  • имена царей-самозванцев (на полосках бумаги), на
    обороте даты их царствования
  • имена защитников-патриотов: Минин, Пожарский,
    Сусанин;
  • иллюстрация памятника Минину и Пожарскому,
    слова с могильного камня;
  • проигрыватель, фрагмент оперы “Сусанин”;
  • рисунок ученика “Сусанин и поляки”;
  • кроссворды на партах, карточки с домашним
    заданием.

На доске: тема “Смутное время”,
народное ополчение, имена лжецарей вразброс,
анаграммы примерный ответ: Вспомним события того
времени, приведём знания в систему.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Определение темы и цели урока

– На последних трёх уроках вы узнали много
нового о непростом для России времени конца XVI-го
начале XVII веков. Посмотрите на доску и скажите
чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

III. Работа по ленте времени (на доске и в
тетради)

– В каком веке мы живём?

– Какой век был предыдущим?

– Какие важные события происходили на Руси на
рубеже XVI–XVII веков?

– Как называют эту эпоху в истории России,
почему?

– Какой отрезок времени отделяет нас от этого
времени?

– Вернёмся в то далёкое время, а помогут нам
анаграммы.

IV. Анаграммы (работа в тетради)

– Найти лишнее слово. Чем связаны остальные?

РЕСПОЛТ
МОСАЦЫВАНЗ
РЕЛЬСТЦЫ
НИЧИРКИПО

– Эпоха смутного времени, времени самозванцев
– очень трудное время для России. Почему?

V. Работа с датами (на доске)



– Восстановите в хронологической
последовательности время царствования
самозванцев.

В.ШУЙСКИЙ
Б.ГОДУНОВ
КОРОЛЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ
ЛЖЕДМИТРИЙ I
Б.ГОДУНОВ (1598–1605)
ЛЖЕДМИТРИЙ (1605–1606)
В.ШУЙСКИЙ (1606–1610)
КОР.ВЛАДИСЛАВ (1610–1612)

– Легко ли жилось простому народу во времена
самозванцев?

Ребята вывод делают сами: народ стал
объединяться против самозванцев, чтобы защитить
свою землю от захватчиков, чтобы изменить жизнь и
несправедливость.

VI. Физминутка

VII. Сообщения о народных героях, патриотах

– Таким образом, верхи не оказывали никакого
сопротивления интервентам. Кто же смог
противостоять иноземцам, смог защитить землю
русскую от захватчиков?

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ



– Расскажите, как это было?

Рассказы детей о Минине и Пожарском.

VIII. Самостоятельное чтение.
“Воспоминания польского солдата О.Будило” (с. 151)

– Сколько длилась осада Москвы?

– Что сделали Минин и Пожарский с награбленным
имуществом поляков?

IX. Историческая справка

Учитель: Спустя 200 лет в Москве был
поставлен памятник Минину и Пожарскому на
Красной площади.
В каком веке?
Автор-скульптор Иван Матрос изобразил героев в
одеждах древнеримских воинов, так было принято в
XIX веке.
Что у них в руках?
Оружие из персидского булата, высшего качества.
Оно сейчас хранится, как великая реликвия в
оружейной палате Московского Кремля.
На памятнике слова: «Гражданину Минину и князю
Пожарскому». (Объяснить значение.)

X. Словарная работа

– На могильном камне Минина выбиты слова:

Избавитель Москвы –
Отечества любитель –
Отчизны красота –
Российский похвала –
Вечная ему честь –
освободитель
патриот
гордость страны
его хвалят и любят россияне
память навеки

– Итак, Москва свободна, престол пуст. Народу
нужен русский царь. Что было решено делать?

– А что же поляки? Их много ещё осталось на
русской земле.

Рассказ ученика об Иване Сусанине.

– Рассмотрите рисунок Алёши П. “Разговор
Сусанина с поляками в лесу”. Представьте, как это
было под музыку Глинки из оперы “Иван Сусанин”. (Звучит
фрагмент.)

– Почему же Сусанин национальный герой?
В Костроме ему поставлен памятник на центральной
площади города в память о его подвиге.

XI. Обобщение, итог урока.

МИНИН
ПОЖАРСКИЙ
СУСАНИН
– Каким одним ёмким понятием можно объединить
этих людей?

– Так кого же мы называем патриотами?
– Каких ещё патриотов знаете?
– В наше время можно быть патриотом?
– Кому наш урок помог лучше разобраться в том
сложном смутном времени?
– А насколько хорошо вы это усвоили, я проверю
при помощи кроссворда.

XII. Экспресс-опрос (работа в парах)

1. Время правления самозванцев
2. “Спецназ” И.Грозного
3. Подневольный человек, собственность помещика
4. Знатное окружение царя
5. Народное противостояние иноземцам
6. Польский конный солдат
7. Гражданский человек, который смог поднять
народ против поляков.

XIII. Домашнее задание.

  1. С.158–162 пересказ;
  2. По желанию: доп. материал о произведениях,
    памятниках, картинах, посвящённых Смутному
    времени.



Следующий: