Урок истории в 3-м классе по теме Вставай, страна, огромная…

Цели и задачи:

познакомить учащихся с
понятиями: «государство», «гражданин»,
«патриот»; с историей нашей страны, с личностью
Г. К. Жукова, создать образ Великой Отечественной
войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на
долю всех жителей нашей страны; развивать речь,
интерес к истории России, способность передавать
смысл прочитанных стихотворений; воспитывать
чувство патриотизма, гордости за нашу Родину,
готовность защищать её в трудное время.

Оборудование:

Государственный флаг России;
физическая карта России; портрет Г. К. Жукова;
ордена Суворова; мультимедийное оборудование,
слайды с пейзажами России, городов-героев;
фонограммы песен, презентация «Вставай, страна
огромная:»: слайды о Великой Отечественной
войне, победе, мире.

Ход урока

1. Организационный момент

. Показ слайдов «Моя
Россия».

Приложение 1. Звучит песня «У моей
России».

2. Работа по теме.

Учитель: С чего, по-вашему,
начинается Родина?

Ответы учащихся.

- Никто не возьмётся перечислить всего, что
стоит за этим большим и ёмким словом. Родина.

Родина! Это слово с детства знает. Родина — это
место, где ты живёшь со своими друзьями.

- Как называется то место, где вы родились?

Ответы учащихся.

- В большой стране у каждого человека есть свой
маленький уголок — село или город, улица, дом, где
он родился.

Ученик цитирует писателя Ю. Яковлева:

«Родина начинается на пороге твоего дома. Она
огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как
мама. Родина — мать своего народа. Она гордится
своими сыновьями и дочерьми, заботится о них;
приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с
ней одной жизнью».

-А как называется наша Родина?

Ответы учащихся.

Посмотрите на карту нашей страны. (Физическая
карта России.) Наша Родина очень велика.

…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»

Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый
вид гордости — это национальная гордость».
Каждый человек, живущий на планете, испытывает
чувство гордости за свою Родину, свой народ и
страну, свою землю и её историю. И нам сегодня
стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы
построить светлое будущее.

-Поднимите руки те, кто считает себя патриотом
Родины?

-А какими качествами должен обладать патриот?

Ответы учеников.

Сегодня мы мысленно перенесёмся в прошлое
нашей страны. 1941 год. Летний воскресный мирный
день 22 июня.

И вдруг из репродуктора разнеслась страшная
весть. (Звучит фонограмма с сообщением Левитана о
начале войне.)

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была
нарушена вероломным нападением фашистской
Германии.

И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради
спасения Родины миллионы людей вступили в
смертельную схватку с коварным, жестоким врагом.

Ученики читают стихотворение С. Михалкова.

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит — против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших.
Истребить до одного! …
«Нет!» — сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот», …
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдоване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Всем, кому мила свобода
И Россия дорога!

Показ слайдов о Великой Отечественной войне.
Приложение 2. Слады 1-17. Звучат песни «Священная
война», «День победы».

Наш народ разгромил немецких захватчиков и
отстоял мир на земле, совершив настоящий подвиг.
Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были
удостоены звания Героя Советского Союза!. За
героизм и мужество званием «Город-герой»
отмечены города: Москва, Ленинград, Киев,
Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь,
Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской
крепости присвоено звание «Крепость-герой».
Приложение 2. Слайды 18-19.

-Какой город-герой находится на территории
нашего края?

Ответы учеников. Показ Новороссийска на карте.

Физминутка.

Давайте вспомним о людях, которые воевали в той
войне, были ранены, получили награды, погибли,
трудились в тылу, гнали врага до его логова. Что
мы знаем о них?

Учащиеся старших классов, собиравшие истории
военных лет жителей посёлка Кабардинка для
школьного музея, рассказывают об односельчанах.

Ученики поочерёдно читают стихотворение.

У меня есть дедушка -
Самый дорогой.
На груди у дедушки
Орден боевой.
Он в войну героем был,
Храбро воевал.
За отвагу дедушку
Маршал награждал.
Вот по Красной площади
Мы гулять идём.
Как, ребята, весело
Нам шагать вдвоём!
От души признаюсь:
Хорошо мне с ним!
Вам бы познакомиться
С дедушкой моим.

Как звали маршала, наградившего дедушку из
стихотворения В Шумилина?

Учитель демонстрирует портрет Г.К. Жукова и
приглашает учеников узнать о выдающемся
полководце в школьном музее.

3. Итог урока.

Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне
очень хочется верить, что он не прошёл впустую.
Попробуйте ответить на мои вопросы.

Вопросы появляются на экране. Приложение
2. Слайд 20.

После первого вопроса на экране появляется
карта России.

ИТОГ УРОКА

  • Как называется наша страна?
  • Как называются люди, живущие в нашей стране?
  • Кого можно назвать патриотом Родины?
  • Какой подвиг совершил наш народ во время
    Великой Отечественной войны?
  • Назовите имя маршала Советского Союза
    заместителя Верховного Главнокомандующего,
    принимавшего парад Победы на Красной площади?
  • Наша страна всегда стремилась к миру со всеми
    государствами. Нужна ли нам сильная армия?
  • Почему урок называется «Вставай, страна
    огромная:»?
  • Следующий: