Урок истории в 3-м классе по теме Сельские поселения. Русская изба


Цели: ввести в речевую практику детей понятия «изба», «село»,
«сельцо», «деревня», «погост», познакомить с их характеристикой; развивать
познавательные и творческие способности, умение связно и последовательно
передавать полученную информацию; расширять словарный запас; воспитывать интерес
к русской народной культуре, мотивацию к обучению.

Оборудование: иллюстрации различных видов деревянных построек;
дополнительный материал для команд, схемы сельских поселений, репродукции
картин, изображающих деревянные постройки, картины с изображением села или
деревни, иллюстрация внутреннего убранства избы.

Музыкальный ряд: «Золотые ворота стольного града Киева» М.
Мусоргского.

Ход урока



1. Организационный момент.

Учитель: С каким настроением пришли на урок? Хотите узнать что-то
новое? Я постараюсь вам в этом помочь.

Для продуктивной работы на уроке нам необходимо разделиться на 2 команды и
разработать план урока.

(Если дети не знакомы с такой формой организации работы, учитель просто
определяет этапы урока).

На доске появляется план:

  1. Определение темы
  2. Работа с лентой времени
  3. Актуализация ранее полученных знаний
  4. Введение новых понятий
  5. Поиск новых знаний
  6. Обобщение
  7. Домашнее задание
  8. Итог урока

Учитель: План составлен, теперь разобьемся на две команды. На прошлых
занятиях мы говорили о славянских племенах, населявших территорию Древней Руси.

Итак, одна команда будет представлять север Руси – новгородских
словен (см. приложение 1), а другая – юг –
угличей (см. приложение 2).

2. Постановка темы урока.

Учитель: Урок я бы хотела начать со слов Василия Козлова

Среди беспечных детских лет
Я долго жил в уединенье.
Отцовский дом был весь мой свет,
А книги всё увеселенье.

Опираясь на этот эпиграф и оформление доски, определите тему урока.

(На доска карта Киевской Руси (9 – 12 вв.); репродукции картин, изображающих
деревянные постройки, например, В. Измайлович «Русский город – крепость»,
А.Васнецов «Полюдье»; картины с изображением села или деревни; схемы сельских
поселений; иллюстрация внутреннего убранства избы.

Дети: Сельские поселения. Русская изба.

3. Работа с лентой времени.

Учитель: Определим временные промежутки нашей темы. Мы рассмотрим
период Киевской Руси. Какие это века?

Дети: 9 – 12 вв.

Учитель: Определите начальную и конечную дату этого периода.

Дети: 801 – 1100.

Учитель: Какие даты «лишние» и почему?

882, 1703, 1380, 1147, 1016, 1068.

Дети: 1703, 1380, 1147 – они не относятся к периоду Киевской Руси.



4. Актуализация ранее полученных знаний

Учитель: Какие постройки мы изучали на прошлом уроке?

Дети: Постройки Западной Европы и Киевской Руси.

Учитель: Выделите главную особенность этих строений

Дети: Главная особенность – материал. В Западной Европе использовали камень,
а на Руси – дерево.

Учитель: Укажите причину выбора материала.

Дети: Камень – прочен, является хорошей защитой от частых нападений;
дерево на территории Руси использовали в связи с его многочисленностью. К дереву
вообще относились с почтением, наделяли его волшебной силой.

5. Введение новых понятий.

Искони землю славян неприятели называли Гардарикой – Страной городов. В это
время у многих народов, например, варягов городов ещё не было, а у славян в 9
веке их было уже не менее десяти. Вероятно слово «гардарика» славянского
происхождения и имеет в основе корень «град» — «город». Все поселения на Руси
были огорожены и представляли собой крепости. Такое поселение европейцу могло
показаться гордом.

Но большинство населения Киевской Руси проживало не в городах, а в
сельских поселениях, таких как:

  • село
  • погост
  • сельцо
  • деревня

(Рядом даны условные схемы обозначения поселений).

Работа в группах:

Необходимо соотнести слово и схему. После предположений детей учитель
обобщает.

Село – обжитый поселок.

Сельцо – то же поселение, но меньших размеров.

Деревня – новый поселок, жители которого были поселенцами сильно разросшегося
села.

Погост – центральное поселение с церковью.

Учитель: Эти поселения были разбросаны по всей территории Киевской
Руси: от Балтийского до Черного морей. В каждом из этих поселений были дома,
избы. Как вы думаете, избы на севере и юге Руси были одинаковыми или отличались?

Дети, после работы в группах: Они были разными в связи с
климатическими условиями. На юге – дома имели большие окна, полы были земляными,
смазанными жидкой глиной. На севере рубили избы с маленькими окнами и высоким
пологом, все из дерева, полы настилали из половиц (половинок бревен).

6. Поиск новых знаний.

Учитель: Именно об избах мы будем говорить подробнее. Велика
вероятность, что слово «изба» — это видоизмененное «истба», «истопка»
(бревенчатый сруб с печью). Именно печь превращала холодную клеть, где зимой
нельзя было даже скот держать, в теплое жилище. Рачительный крестьянин заботился
о том, чтобы печь в доме и грела, и пекла, и жарила, и сушила, и дров не слишком
много требовала. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем
в бане, — жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом
был не дом. Приходилось идти на большие траты и приглашать печника, который
сделал бы все чин — чином. Если печь справная, то и дому стоять века. Не одно
поколение в нем вырастет…



А дальше я хочу послушать вас. Сейчас вы поработаете в группах, выберете
докладчика и расскажете классу, что же еще интересного связано с избой.

Работать будете по плану:

  • Выделите главные понятия;
  • Подготовьте небольшой рассказ на тему «Что я увижу в русской избе».

Постарайтесь выполнить эту работу сообща, разделив обязанности.

(Работа в группе осуществляется в течение 7 – 10 минут, в зависимости от
уровня подготовки класса).

7. Выступления детей.

8. Обобщение

Учитель: Я вижу, вы много узнали о русской избе и теперь сможете
«построить» целое сельское поселение, дав ему название. И ещё, словене строят
поселение, которое могло быть на севере Киевской Руси, а уличи – на юге. Работу
нужно выполнить за то время, пока звучит музыка «Золотые ворота стольного града
Киева» М.Мусоргского.

(Дети выполняют аппликацию на ватмане, используя макеты домов).

Презентация поселений.

Учитель: Заключительное слово я хочу предложить Кузьме Кузьмичу.

- Я надеюсь, ребята, что вы поняли главную загадку постройки деревянных изб:
русский человек и природа всегда были связаны крепкой нитью родства. Отсюда и
вера в различные приметы и почитание растений и животных. А дерево
символизировало связь двух, казалось бы. разных миров – человека и природы. Я
думаю, что теперь вы будете бережнее относиться к родной истории. А на следующем
уроке мы познакомимся с историей некоторых вещей и побываем на празднике
домового – Кудесах.

9. Домашнее задание.

Учитель: Найдите новый материал о русской избе, о котором мы на уроке
не говорили.

10. Итог урока.

Учитель: Что вам запомнилось больше всего? Был ли на уроке момент
удивления? Захотелось ли вам лучше узнать об этой теме? Что, по-вашему, нужно
было изменить, чтобы урок был ещё интереснее?

Литература:

  1. «История России 9 – 17 вв.» М.: Просвещение, 1991;
  2. «Культура и обычаи древнего народа»(справочник для учителя), М. Дрофа,
    1998;
  3. «Быт и нравы русского народа» М.: Просвещение, 1999;
  4. «Тайны Древней Руси» авт. – сост. В.М.Соловьев. М.: Издательство Оникс,
    2007.



Следующий: