Урок истории в 3-м классе по теме Россия в огне

Цели и задачи урока

Цели по линиям развития личности ученика

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира:
познакомить учеников с коренными изменениями,
произошедшими в жизни нашей страны в 1917 г.
Сформировать первичные представления о причинах
и последствиях революций.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное
отношение к миру
: вызвать эмоциональный
отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале
XX века. Продолжить формирование негативного
отношения к вооружённому методу решения проблем.

Основная задача

Сформировать у учащихся образ трагического
времени, в ходе которого жившие в России люди не
смогли найти мирного способа решения всех
проблем и конфликтов (крестьян и помещиков,
рабочих и капиталистов, государственной власти и
общества, стремящегося к свободе)

Основная мысль

В 1917 году в России произошла революция, в
результате которой в стране изменились
власть и порядки. Большинство людей захотело
построить новую справедливую жизнь, но многие не
согласились с новыми порядками и были вынуждены
покинуть Родину

Основные понятия:

Революция, Гражданская война, советская власть,
большевики, СССР, времена Советской России и
СССР.

План урока

I. Постановка проблемы: чем объяснить тот факт,
что за 10 лет (с 1914 по 1924 г.) население России
уменьшилось более чем на 30 млн. человек?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового
знания).

  1. Россия в начале XX века.
  2. События 1917 года.
  3. Первые годы власти большевиков.

IV. Выражение решения проблемы.
V. Применение нового знания.
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня, ребята, нам
предстоит очень серьезная работа на уроке – мы
должны познакомиться с таким важным
историческим событием в истории России, которое
полностью изменило жизнь не только в нашей
стране, но и повлияло на ход мировой истории. Нам,
как настоящим историкам, надо во многом
разобраться и многое понять, поэтому давайте
представим, что наш урок – это заседание ученого
совета. Итак, господа историки, начнем нашу
работу.

II. Постановка проблемы

Учёные подсчитали, что к 1914 г. Россию населяло
примерно 180 млн человек. (Справка: население
Москвы на сегодня составляет примерно 9 млн
человек. Можно предложить ученикам представить
население всей России как 20 современных городов,
таких как Москва.)
К 1924 году в России осталось
150 млн человек.
Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годом? (10 лет)
На сколько человек уменьшилось население России?
(На 30 млн челов.)
Сколько таких городов, как современная Москва,
опустели, обезлюдели за эти годы? (Более трёх
городов
)
Какой возникает вопрос?
«Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914 по
1924г.) население России уменьшилось более чем на 30
млн человек?»

III. Версии детей, актуализация знаний

Для того чтобы учащимся было легче выдвинуть
разнообразные версии, они пользуются «рекой
времени» российской истории на с. 26-27 учебника
и иллюстрациями к уроку 19 на с. 90-91.
Все версии детей желательно свести в три-четыре
блока:

1. Миллионы человеческих жизней могли унести
болезни или стихийные бедствия (это можно
предположить по названию урока).

2. Возможно, произошла война внутри России,
между её жителями (это можно предположить по
иллюстрации на с.90, хотя они не относятся к
Гражданской войне). Возможно, Россия участвовала
в войне с внешним врагом (иллюстрации на с. 91).

3. «Река времени» разбивается о камень , на
котором написано «Революция 1917 года». Понятие
«революция» учащимся ещё не знакомо, но можно
предположить , что это событие тоже как-то
повлияло на сокращение населения.

4. По каким-то причинам люди могли покинуть
Россию.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового
знания)

Необходимо создать общую картину
произошедшего в начале XX века. Сделать это можно
путём заполнения участка «реки времени»
обозначенного на доске.

Задания по группам:

1-я группа. Прочитайте текст фрагмента
«Россия в начале XX века» темы 18 с. 89-90. Найдите
информацию о том, какие события произошли в
начале XX века, в 1914 году. Занесите данные в
колонки «Даты», «События и явления».

2-я группа. Прочитайте текст фрагмента
«Мы наш, мя новый мир построим…» темы 18 с. 90-91.
Найдите информацию о том, какие события
произошли в феврале-марте 1917 года, 7 ноября 1917г.
Занесите данные в колонки «Даты», «События и
явления».

3-я группа. Большая оксфордская
энциклопедия. С.386. Найти информацию о том, когда
началась и закончилась Первая мировая война.
Сколько лет она продолжалась? Какие страны
участвовали в войне? Почему эта война получила
такое название?

4-я группа. Прочитайте текст фрагмента
«Мы сыны батрацкие, мы за
новый мир…» темы 18
с. 92-93. Найдите информацию о том, какие события
произошли в 1918-1922 годы и в 1922 году. Занесите
данные в колонки «Даты», «События и явления».

После того как все группы справятся с
заданиями, на доске должна получиться примерно
такая таблица.




Начало XX века Многие люди недовольны условиями жизни и
порядками в стране.
1914 год Началась первая мировая война. Условия жизни
людей стали ещё хуже.
Февраль-март 1917 года Рабочие и солдаты Петрограда восстали против
царя.
Создали Советы народных депутатов. Николай II
отрёкся от престола, власть в стране перешла к
Временному правительству.
7 ноября 1917 года Большевики свергли Временное правительство.
Власть перешла к Советам народных депутатов,
где коммунистов было большинство.
Март 1918 года Переговоры о мире. Россия вышла из Первой
мировой войны.
1918-1922годы Гражданская война в России. Победу одержали
красные. Многие белые были вынуждены покинуть
Россию.
1922 год Советские республики объединились в Союз.
(СССР)

V. Выражение решения проблемы

– Давайте вернёмся к основному вопросу
нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Какой же ответ вы можете дать на этот
вопрос? (Ученики совещаются в группах и
представители от групп предлагают свой вариант
решения проблемы. Ученики отмечают, что такое
огромное количество россиян погибло от голода и
болезней в начале века, не вернулись с фронтов
Первой мировой и Гражданской войны, оказались за
границей.)

Проверка предложенных версий.

Вывод. Все предположения о том,
куда делись 30 млн. человек из России – верны.

VI. Применение нового знания

– Как, по-вашему, почему в России произошла
революция?
– Как вы думаете, почему большевики смогли
захватить власть? (Для того, чтобы правильно
ответить на эти вопросы нам необходимо ещё
многое узнать про революцию и Гражданскую войну).

– Какие события из истории России чем-то
напоминают вам революцию 1917 года и Гражданскую
войну? (Смутное время)

Вывод. События начала XX века – это
новый урок, который преподнесла история нашей
стране и ныне живущим поколениям, что надо
учиться на ошибках своих предшественников и ни в
коем случае не доводить конфликты до
кровопролития.

VII. Итог урока

Заседание нашего ученого совета
подошло к концу. Оцените, пожалуйста, работу
своих групп.
– Кому что показалось трудным на уроке,
непонятным?
– Что на уроке, на ваш взгляд, было самым
интересным?

VIII. Домашнее задание

Прочитать тему 18. Выполнить задание в рабочей
тетради с.42-43.
Творческое задание: подготовить краткое
сообщение «Моя семья в начале XX века»

Самоанализ
проблемно-диалогического урока в ОС «Школа 2100»


Этапы урока Основные вопросы анализа Универсальные учебные действия
демонстрируемые или развиваемые:

– организационные;
– регулятивные;
– познавательные;
– коммуникативные.

Постановка проблемы урока 1. Создана проблемная ситуация при
помощи технологии проблемного диалога.
2. Проблему сформулировали ученики совместно с
учителем.
3. Проблема зафиксирована на доске.
Регулятивные УУД:
– совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную задачу.
Версии детей, актуализация знаний. 4. Учащимися выдвигаются версии решения
проблемы, которые фиксируются на доске.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Поиск решения проблемы (открытие нового
знания)
5. Заполнение участка «реки времени»
обозначенного на доске (работа в группах)
Организационные УУД (организация
работы в группах)
Познавательные УУД:
– добывать новые знания: извлекать
информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация);
– преобразовывать информацию из одной формы
в другую: представлять информацию в виде таблицы.
Коммуникативные УУД:
– договариваться с людьми: выполняя
различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы;
– учиться уважительно относится к позиции
другого, пытаться договориться.
Выражение решения проблемы. 6. Проверка предложенных версий.

7. Применение нового знания.

8. Оценивание учеников учителем, самооценка.

Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других:
высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую
точку зрения.

Познавательные УУД:
– перерабатывать полученную информацию:
делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев (технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).

Итог урока. 9. Возвращались к проблеме, вспоминая,
что было самым трудным, интересным на уроке.
Регулятивные УУД:
– оценивать результат.

Приложение 1




Следующий: