Урок истории в 3-м классе по теме: Петр Великий

Цели:

  • дать представление учащимся о реформах Петра в
    социальной политике;
  • расширить представление о значении этих
    преобразований для современников;
  • способствовать развитию познавательных
    интересов, целостного восприятия учениками
    изученного материала;
  • развивать монологическую речь;
  • стимулировать индивидуальную и групповую
    активность, самостоятельностьмышления;
  • воспитывать умение общаться друг с другом,
    выслушивать мнение других, доказывать свою точку
    зрения, соблюдать правила поведения.

Оборудование: портрет Петра I,
фрагменты из кинофильма “Петр I”, карточки с
заданиями, схема “реки времени”, музыкальная
запись фрагмента “Бородинские ворота”
Мусоргского.

1. Оргмомент

Учитель:

Ребята, посмотрите друг на друга,
подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и
мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет
очень трудно, так как мы с вами отправляемся в
историческое путешествие по “реке времени”.

- Хотите отправиться в путешествие?

Дети:

Да!

2. Актуализация знаний

Учитель:

Прежде, необходимо помочь Анюте и
Илюше выполнить задание. Поможем? Работать,
ребята, будем в группах. Посмотрите внимательно,
у вас на столах лежат конверты с заданиями.
Достаньте задания №1, и помогите установить
последовательность событий.

Создание народного ополчения Изгнание поляков из России Избрание царем Михаила
Романова
Избрание царем Бориса Годунова Появление Лжедмитрия I

Самопроверка.

Учитель:

Сравните свои ответы с ответами на
экране.

Какое из этих исторических событий вам
особенно понравилось (высказывания детей)

Обобщение учителя:

Да, ребята, правление
каждого царя имело свои особенности. Сегодня мы
познакомимся с правлением еще одного
российского государя.

3. Формирование новых понятий

1. “Яркое пятно”

Учитель:

Представьте себе великана, без
малого трех аршин. Он был так силен, что мог
свернуть трубку серебряную тарелку или
перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги
были так велики, а походка такой быстрой, что
спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он
всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на
одном месте. Если он не спал, то непременно
что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и
с них не сходили мозоли. Такой царь появился в
России в XVIII веке.

- О ком идет речь? Хотелось бы вам узнать имя
этого царевича? (если дети не отвечают,
обращаемся к учебнику).

Учитель:

Открывайте учебник на странице 27.
Посмотрите, как еще называли Петра 1?

- Какова тема урока?

(на экране появляется тема урока “Петр
Великий” и портрет)

Учитель:

Итак, отправляемся в путешествие.

2. Чтение по учебнику, после чтения задаются
вопросы.

- Что за город решил построить Петр I?

- Зачем нужен был этот город?

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из
произведения А.С. Пушкина (читает подготовленный
ученик).

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Учитель:

Выражение “В Европу прорубить
окно”, — как вы понимаете? (Высказывания детей)

- Как оно связано с нашим уроком?

Можем мы уже сказать почему Петра I назвали
Великим?

Хотелось бы узнать?

Задание: обращение к “реке времени” (страница
26).

Учитель:

Давайте найдем имя этого царя на
“реке времени”

Дети:

Петр I.

Учитель:

Внимательно посмотрите на “реку
времени” и скажите, в каком году Петр 1 вступил на
престол?

Дети:

В 1682 году.

Учитель:

Ребята, Петру I в это время было всего
10 лет.

- Что произошло с течением “реки времени”?

Дети:

Река ударилась о скалу и изменила свое
направление.

Учитель:

Наша задача с вами узнать почему
“река времени” сделала поворот?

- Как называется следующий прямой участок реки?

Дети:

Российская империя.

Учитель:

Прочитайте, пожалуйста, слова на
экране.

“Благодаря преобразованиям Петра I Россия
превратилась в одно из сильнейших государств в
Европе”

Учитель:

Благодаря чему Россия стала одним из
сильнейших государств в Европе?

Дети:

Благодаря преобразованиям.

Учитель:

Как вы понимаете слово
“преобразования”? (высказывания детей)

Учитель:

А мы с вами знаем, какие
преобразования он сделал?

Дети:

Нет, не знаем.

Учитель:

Значит, о чем мы с вами будем
говорить?

Дети:

О преобразованиях.

Работа с учебником (страница 27)

Учитель:

Какие же преобразования провел Петр
I?

Дети:

Перт I создал армию, флот, по его приказу
строили заводы, мастерские, открывали школы,
печатали книги и газеты.

Учитель:

Петр I был правителем, а еще кем?

- Предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма
“Петр I”

(после просмотра)

- Что еще нового узнали о Петре I? (Высказывания
детей)

Учитель:

Переверните страницу учебника.
Какой материал помещен?

- Что такое реформа? (Высказывания детей)

- Рассмотрите внимательно иллюстрации и
прочитайте подписи.

- Какое слово вас настораживает?

Дети:

Насильственно.

Учитель:

Как вы понимаете это слово?

- Раз реформы проводились насильственно, значит
не так все просто.

- Какие реформы вы видите?

Дети:

создание армии, строительство заводов,
создание флота.

Учитель:

Благодаря чему России превратилась
в одну из сильнейших государств в Европе?

Дети:

Благодаря преобразованиям Петра I.

Учитель:

Какими еще делами прославился Петр
Великий мы узнаем, выполнив задание №2.

- Достаньте из конвертов задание №2.

1 группа работает по учебнику стр.29 (все вопросы
на экране)

Готовит ответы на вопросы:

С какой целью Петр I начал войну?

Какой город был основан в устье реки Невы? Чем
он стал для России?

Под каким флагом громили шведский флот?

группа работает по учебнику стр. 30.

Вопросы:

1. Что праздновал Петр I в 1721 году?

2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?

группа работает по учебнику стр.31.

Кем стал Петр I по окончанию войны? А Россия?

Настали ли новые времена для России?

Кому был установлен памятник на берегу Невы?

Для чего была основана Академия наук?

Учитель:

Какими делами прославился Петр
Великий? (ответы учащихся, на поставленные
вопросы)

4. Первичное закрепление

Учитель:

Откройте рабочую тетрадь на
странице 25, задание 44.

Самостоятельная работа.

Проверка (учащийся зачитывает вопрос, дает
ответ; выслушивается мнение учащихся).

5. Итог урока

Учитель:

А теперь мы вернемся к главным
вопросам, которые мы поставили на уроке (вопросы
на экране).

- За что Петр I назвали Великим? (высказывания
детей)

- Почему “река времени” сделала поворот?

Вывод учителя о значимости фигуры Петра I
для России.

Выдающаяся роль в осуществлении
преобразований в России принадлежит Петру I. Этот
человек обладал глубоким и дальновидным умом,
целеустремленностью, решительностью, твердой
волей. Петр I был предан России, верил в ее
гигантские возможности.

Реформы Петра I
коснулись всех сторон общественной и
экономической жизни России. Россию стали
уважать, с ней стали считаться, она получила
выход (прорубила окно) в Европу. Россия стала
великой державой.

Учитель:

Вот и подошло к концу наше
путешествие. Какие у вас личные впечатления от
работы на уроке?

- Как оцениваете свое участие в уроке?

- А есть ли среди вас те, кто не в полной мере
удовлетворен своей работой? Почему?

Учитель:

Не отчаивайтесь, у вас будет
возможность проявить себя на следующем уроке.

Домашнее задание.

Учебник стр.26-31, вопросы.

Постарайтесь найти материал о других реформах.

Желающие могут составить 2-3 вопроса по данной
теме.

Учитель:

Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо
потрудились. Нужно помнить, чтобы быть настоящим
патриотом своей страны, надо каждому хорошо
знать прошлое, чтобы понимать настоящее и
предвидеть будущее.

Приложение

Следующий: