Урок истории в 3-м классе по теме: Название моего города


Задачи:

1. Расширять кругозор учащихся по теме: “ Мой
родной край”

2. Прививать любовь, интерес к родному краю,
малой родине.

3. Развивать эмоции, чувства, речь учащихся.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Новосибирск, Москва,
Красноярск, Кемерово, Киев, Мариинск. Что я
назвала?

Какой город главный?

- Как его можно назвать?

- А какой город из названных вам ближе, роднее?
Почему?

- А где можно увидеть названия городов?

- Покажите на карте столицу России, наш город.



- На всех ли картах можно увидеть название
нашего города? Почему?

- Теперь нам предстоит выяснить, как появляются
названия городов, улиц, деревень, поселков,
площадей?

–Ребята, а чем вам близок, роднее наш город?

- Как вы свои чувства выразили в сочинении “ Мой
любимый город”

Физминутка:

Построиться в колонну. Раз —
посмотреть налево; два — посмотреть направо.
Подравняться.

Смотрим прямо,
дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево,
смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка — высший класс!

2. Работа над новым материалом.

–Есть ли у вас родные, близкие, друзья, которые
живут в других городах, поселках, деревнях?

- А знаете ли вы как появились названия
населенных пунктов (высказывания, предположения)

–А теперь давайте прочитаем в учебнике стр. 29-31

– Определите, как появились названия этих
населенных пунктов?

- На доске: Дивногорск, Красноярск, Яя,
Пихтовка,Акимо-аненка.



А как вы зкаете историю основания нашего
города?

Тест.

1)Почему наш город так назван?

А) в честь Мариинского театра в Москве?

Б) В честь императрицы Марии?

В) В честь женщин Руси, носящих имя Мария?

2) Когда был основан наш город?

А) 1700,
Б) 1856,
В)1699

3) Кем был основан наш город?

А) Петром 1,

Б) русским поселенцемСеменом Гурко,

В) царем Николаем 2.

4) Каким было первоначальное название города?



А) Кийск,

Б) Мариинск,

В) село Кийское.

5) Какое название носит центральная площадь
нашего города?

А) Мемориал Славы,

Б) Площадь Ленина,

В) Красная площадь (проверка по
видеомагнитофону)

-Кто же оказался знатоком истории основания
нашего города?

Физминутка:

Предложить детям представить
себе квадрат. Переводить взгляд из правого
верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в
правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в
углы воображаемого квадрата.

- Ребята, а куда вы идете из школы? А где
находится ваш дом? А любите ли вы свою улицу? А как
вы это выразили в сочинении “ Моя любимая
улица”? Есть ли название у ваших улиц? А по каким
признакам были названы ваши улицы?

На доске: Томская, Крылова, Покрышкина,
Енисейская, Энгельса, Лесная, Кийская, Садовая.

Распределите эти названия на группы.

Всегда ли так назывались улицы нашего города,
или названия изменялись? Как по вашему мнению
произошли эти названия?

Физминутка:


К речке Кии мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

На доске:

- Большая Московская

- Цыганская

- Базарная

-Старокирпичная

-Костельная

-Вокзальная

-Можно ли назвать эти улицы историческими?

- А кто знает современные названия этих улиц?

В каком районе вы живете?

Какие еще районы нашего города вы знаете?

Связаны ли названия с их видом или жизнью людей?

Определить, почему так называются районы
нашего города?

Работа с картой:

На условной схеме районов г. Мариинска
обозначить границы разными цветами.

3. Итог. Представьте себе на
мгновенье, что все названия географических
объектов исчезли с карты, из нашей жизни. Что
тогда произойдет? Да, ребята, у каждого названия
есть своя история, своя судьба.

4. Домашнее задание.
Узнать названия появления названий городов,
улиц, дома нарисовать город в будущем.




Следующий: