Урок истории в 11-м классе. Ведущие политические партии в России начала ХХ века


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: интегрированный урок с элементами практической работы.

Цель урока:
- в рамках подготовки к ЕГЭ сформировать у учащихся представление о ведущих политических партиях России начала ХХ века;
- проанализировать основные программные требования социалистических, либеральных, консервативно-традиционалистических партий;
- развить умение работать с текстом источника, анализировать, выделять главное; развить умение мыслить критически, генерировать идеи; осуществлять поиск нужной информации.

Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблица, тесты ЕГЭ, рабочие тетради, документы, компьютерный (мультимедиа) учебник. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. – М.: Клио Софт, 2001., проектор мультимедиа, презентация MS Power Point.

Организация учебной деятельности: класс разделен на несколько групп, каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы и учителя. Группы получают документы, таблицы, вопросы для работы.

Опережающее задание: найти и прочитать в учебной литературе  материал о политических партиях  России в начале ХХ века.

В ходе урока класс делится на группы для проведения работы с документами и таблицами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя (цели и задачи урока).
  3. Общая характеристика ведущих политических партиях России начала ХХ века. Особенности первой российской многопартийности.
  4.  Групповая работа с историческими источниками – фрагментами программ политических партий.
  5. Выступление представителей групп, заполнение таблицы «Ведущие политические партии России начала ХХ века».
  6. Итог урока.
  7. Тестовая работа по материалу урока.
Работа учителя Работа детей Доска
1.  Организационный момент. Дети занимают свои места в классе. Тема урока, домашнее задание.
2.  Вводное слово учителя:

        Сегодня мы продолжаем говорить о событиях российской истории начала ХХ века и в первую очередь о политических партиях России.
Тема нашего урока «Ведущие политические партии России начала ХХ века». В рамках урока нам предстоит проанализировать основные программные требования политических партий, поработать с документами, с тренировочными тестами ЕГЭ и сделать вывод о особенностях первой российской многопартийности.
Дома вам предстоит выучить параграфы 8, 12, продолжить заполнение таблицы и написать эссе на тему:«Почему в российском обществе большим влиянием пользовались «крайние» политические партии?».

Записывают тему урока и домашнее задание Домашнее задание (боковая доска)
3.  Общая характеристика ведущих политических партиях России начала ХХ века. Групповая работа с историческими источниками – фрагментами программ политических партий.

Одни из самых сложных заданий ЕГЭ – это задания части С. Задания предполагают систематизацию материала, сравнение, общую характеристику, анализ исторической ситуации.
Говоря сегодня о ведущих политических партиях нам предстоит, систематизируя материал, не только дать характеристику партий, но и попытаться сравнить их взгляды на различные вопросы.
Как вы помните в конце XIX – начале ХХ века в России возникло множество политических партий, представляющих интересы различных слоев общества. Классифицируя политические партии можно выделить следующее: социалистические, либеральные, консервативно-традиционалистические.

Показ презентации(слайды 1-8). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопрос классу, какой вывод можно сделать на основании просмотренного материала?

Показ презентации(слайды 9-10).

Учитель подводит итог:
А) Многообразие и большое число партий одного направления.
Б)   Партии появились усилиями интеллигенции.
В)   Многопартийность появилась раньше парламента.
Из всего многообразия партий мы выделяем самые многочисленные и ведущие, а так же рассматриваем их программы.



4.      Работа в группах.

Разделитесь на группы по 4-5 человек. Каждая из пяти групп получает документ и в течение 5-7 минут работает с историческим источником, характеризуя ту или иную партию по следующим вопросам:

  1. политическое направление партии.
  2. название партии.
  3. лидер.
  4. социальный состав.
  5. программные цели.
  6. основные политические требования.
  7. тактика.

Через 5-7 минут каждая группа на основании изученного материала дает характеристику той или иной партии.
ПРИЛОЖЕНИЕ  5 (документы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (таблица)

Дети отвечают на вопрос.



Учащиеся делают пометки в тетрадях.

Работа в группах, характеристика партии

Показ слайдов(1-8)

Показ  презентации
(слайды 9-10)

5.     Выступление представителей групп, заполнение таблицы «Ведущие политические партии России начала ХХ века».
Выступление представителей 1 и 2группы.

Учитель подводит итоги по результатам выступления 1,2группы
-Показ презентации(слайды 11-33).
(Слайд 34-таблица с краткой характеристикой деятельности социалистических партии).

Выступление представителей 3 и 4группы

Учитель подводит итоги по результатам выступления 3,4группы
-Показ презентации(слайды 35-54).
(Слайд 55-таблица с краткой характеристикой деятельности либеральных партии).

Выступление представителей 5 группы

Учитель подводит итоги по результатам выступления 5группы
-Показ презентации(слайды 56-58).
(Слайд 57-таблица с краткой характеристикой деятельности монархических партийпартии).

Выступление представителей 1,2 групп.

Учащиеся делают пометки в тетрадях.
Выступление представителей 3,4 групп.

Учащиеся делают пометки в тетрадях.
Выступление представителей
5 группы
Учащиеся делают пометки в тетрадях.

Открывается презентация: «Ведущие политические партии России»

6.      Итог урока.

На уроке мы поговорили о ведущих политических партиях России начала ХХ века. Как видим «политический спектр» российской действительности очень широк. От крайне правых до крайне левых политических сил в обществе. На последующих уроках мы продолжим более подробно рассматривать политические взгляды партий, а так же работать с тестами ЕГЭ. В заключении я предлагаю каждой группе выполнить тестовую работу по материалу урока. Через несколько минут мы узнаем, какая группа лучше усвоила материал.
По окончании работы с тестами при наличии времени проверка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (тесты)



Групповая работа с тестами. Приложение 2

Приложение 4

Источники информации:

  1. Левандовский А., ЩетиновЮ. учебник Россия в ХХв .М.2005 г
  2. Данилов А. История России в таблицах М., 2005г.;
  3. CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
  4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2001.,
  5. презентация MS Power Point , составленная на основе материаловкомпьютерного (мультимедиа) учебника – М.: Клио Софт, 2001.,
  6. Коваль Т.В.Конспекты уроков по истории России М.ВЛАДОС 2001г.



Следующий: